Рыночный механизм и его элементы
Механизм рынка услуг здравоохранения функционирует благодаря взаимодействию грех основных параметров: спросу, предложению и цене.
Определим экономическое содержание названных категорий.
Спрос – это платежеспособная потребность, то есть то количество медицинских услуг, которое желают и могут приобрести пациенты на данной территории и в данное время.
Бесполезно определять величину спроса без цены, так он изменяется именно в зависимости от нее. Эта объективная связь между ценой и спросом реализует себя через за коны спроса:
«Чем меньше цена, тем больше спрос» или, «при прочих равных условиях спрос на услугу изменяется в обратной зависимости от цены».
На спрос действует не только иена, но и ряд других факторов, которые принято называть детерминантами спроса (факторы, влияющие на спрос):
1. Уровень доходов населения.
2. Изменение в структуре населения.
3. Численность пациентов в стране.
4. Изменение вкусов пациентов.
5. «Форсирование спроса» на медицинские услуги.
Спрос изображается в виде графика. Кривая спроса показывает объем спроса на товары и медицинские услуги, при каждом значении цены и при неизменных прочих факторах, влияющих на объем спроса.
Предложение – это количество медицинских услуг, которое врачи могут оказать в определенный период времени населению.
Зависимость между ценой и предложением не обратная, а прямая. Закон предложения гласит: «предложение, при прочих равных условиях, изменяется в прямой зависимости от изменения цены».
Детерминанты предложения:
1. Количество врачей.
2. Стоимость медицинского оборудования и других ресурсов.
3. Совершенствование медицинского оборудования.
4. Налоговая система.
5. Наличие новых конкурентов.
На графике кривая предложения имеет обратное направление.
Цена как денежное выражение стоимости услуги формируется при взаимодействии на рынке носителей спроса и предложения, т.е. пациента и производителя услуг (врача).
Если вопрос о цене решен, то услуга может быть оказана. Результатом этой рыночной операции является получениеприбыли.
Если рассмотреть вышеназванные категории с позиции производителя и потребителя медицинских услуг, тополучится следующая картина:
производитель, имея цепью получить максимальную прибыль, устанавливаетминимальную цену предложения а потребитель, желая приобрести товар или услугу с меньшими затратами, имеет в видумаксимальную цену.
Таким образом,цена спроса – максимальна, ацена предложения –минимальна.
В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливаетсяРЫНОЧНАЯ ЦЕНА. Она фиксируется в точке,в которой пересекаются кривые спроса и предложения. Эта точка (Т) называется точкой равновесия,а ценаравновесной. Только в этой точке цена одновременно устраивает как производителя медицинских услуг, так и потребителя.