Тема 2. рынок, рыночный механизм и его элементы

1. Общая характеристика спроса. Спрос и потребности. Индивидуальный и рыночный спрос.

2. Практическая оценка рыночного спроса. Функция спроса и ее графическое представление.

3. Ценовые и неценовые детерминанты спроса. Закон спроса. Мнимые и реальные исключения из закона спроса. Парадокс Гиффена.

4. Функциональный и нефункциональный спрос.

5. Общая характеристика предложения. Предложение и производство. Индивидуальное и рыночное предложение.

6. Функция предложения и ее графическое представление.

7. Ценовые и неценовые детерминанты предложения.

Раздел 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПРОСА

СПРОС И ПОТРЕБНОСТИ

Спрос на какой-либо товар характеризует потребности людей, их желание приобрести то или иное количество данного товара. Характеризует, но не совпадает полностью.

Потребность в некотором благе подразумевает желание его иметь.

Спрос же предполагает не только желание, но и возможность его приобретения по существующим на рынке ценам.

Механизм рынка позволяет удовлетворять лишь те потребности человека и общества, которые выражены через спрос. Таким образом, спрос - это платежеспособная потребность в каком либо товаре или услуге.

РЫНОЧНЫЙ СПРОС И МЕТОДЫ ЕГО ОЦЕНКИ

Различают индивидуальный и рыночный спрос на товары или услуги. Еслииндивидуальный спрос на товар отражает желания и возможности отдельного потребителя, то общийрыночный спрос будет суммированным, или агрегированным отражением спроса на какой-либо товар со стороны всех потенциальных потребителей.

Дляпрактической оценки рыночного спроса используют самые разнообразныеметоды, в томчисле среди наиболее распространенных можно назвать:

•опрос потребителей, позволяющий выявить их предпочтения и возможности;

•рыночный эксперимент, в условиях которого моделируется требуемая ситуация, задаются новые параметры, например, новые цены, и проводится сравнительный анализ поведения потребителей в старых и новых условиях;

•статистический метод, при котором исследуются взаимосвязи между спросом и ценами на интересующий товар за определенный период времени и т.д.

ВЕЛИЧИНА И ЦЕНА СПРОСА

Конкретным показателем спроса служит величина, или объем, или количество спроса.

Величина спроса (Qd, quantity of demand) - количество товаров и услуг, которое покупатели готовы приобрести в данное время, в данном месте, при данных ценах. Величина рыночного спроса не обязательно совпадает с объемом рыночных продаж. Так, например, назначение государством заниженных цен на какой-либо товар (или запрет на повышение цен в государственных магазинах) может вызвать существенный рост величины спроса. При этом объем продаж может оказаться низким в результате незаинтересованности производителя продавать по установленным ценам.

На величину спроса влияет огромное количество факторов (детерминантов), среди которых наиболее значимыми считаются вкусы потребителей, размеры их дохода, цены данного и других товаров на рынке.

Максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определенное количество данного товара или услуги называетсяценой спроса (Рd).

ФУНКЦИЯ СПРОСА

Зависимость между величиной спроса и определяющими его факторами (детерминантами) называютфункцией спроса и в самом общем виде записывают следующим образом:

Qd=Qd(Р1,...,Рi...Рn,I,Е,R,N,Т,Х),

где Qd - величина спроса на рассматриваемый товар ;

P1,...Рn - цены рассматриваемого и других товаров;

I - потребительский доход;

Е - ожидания потребителей относительно будущих цен, доходов и доступности товаров;

R - денежный доход потребителей;

N - количество потенциальных покупателей;

T - вкусы и предпочтения потребителей;

Х - другие факторы, влияющие на спрос товара 1.

Если все факторы, определяющие величину спроса считать неизменными для данного периода времени, то можно от общей функции спроса перейти кфункции спроса от цены:

Qd=Qd(Рi),

где Qd - величина спроса на товар i; Рi - цена товара i.

Обратная зависимость цены от величины спроса называется соответственнообратной функцией спроса и имеет вид:

Рi=Рd(Qd).

Функциональная зависимость между величиной спроса и ценой (как и любая функциональная зависимость) может быть представлена тремя традиционными способами :

•табличным,

•аналитическим (через составление уравнения), например,

Qd=а-bРi

(для линейной функции спроса)

или

Qd=c(Pi)-e,

(если функция является степенной),

где а, b, с, е - соответствующие коэффициенты;

Рi - цена товара i ;

•графическим.

КРИВАЯ СПРОСА

Графическое изображение функции спроса от цены на координатной плоскости получило названиекривой спроса).

Для построения кривой спроса отложим цены на оси ординат, а количество товаров (величину спроса) на оси абсцисс и получим искомый график. Обратное расположение параметров связано с тем, что автор первого учебника по экономической теории, английский экономист Альфред Маршалл, рассматривал в качестве базовой функцию цены от спроса (то что мы называем сегодня обратной функцией спроса). Современная экономическая теория оперирует прямой функцией, но графическое изображение остается традиционным (по Маршаллу).

тема 2. рынок, рыночный механизм и его элементы - student2.ru

Рис. 6 Кривая спроса.

СПРОС И ВЕЛИЧИНА СПРОСА

При анализе рыночной конъюнктуры необходимо проводить четкое различие между спросом и величиной спроса, а также между изменениями величины спроса и изменениями в самом спросе на данный товар.

Изменение величины спроса наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменности всех прочих параметров (вкусов, доходов, цен на другие товары и т.д.). На графике подобное изменение отражается движением вдоль кривой спроса из точки А в точку В как на рис. 7.

тема 2. рынок, рыночный механизм и его элементы - student2.ru

Рис.7. Изменение величины спроса

Изменение спроса происходит при неизменности рыночных цен на рассматриваемый товар, т.е. под воздействием каких-либо неценовых факторов, и на графике отражается смещением всей кривой спроса вправо (если спрос растет) или влево (если падает) (См. рис.8).

тема 2. рынок, рыночный механизм и его элементы - student2.ru

Рис.8. Изменение спроса

ЗАКОН СПРОСА

Убывающий характер кривой спроса и обратная зависимость между ценой и величиной спроса носят универсальный характер и отражают действие одного из основополагающих экономических законов- закона спроса.

Если цены на какой-либо товар увеличиваются, и при этом все прочие параметры остаются неизменными, то спрос будет предъявляться на все меньшее количество данного товара.

Практически единственным исключением из закона спроса являетсяпарадокс Гиффена, названный так в честь английского экономиста Роберта Гиффена (1837-1910). Этот экономист обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в середине XIX в) объем спроса на картофель, цена которого выросла, существенно увеличился. Гиффен связал это с тем, что в бюджете бедных семей расходы на картофель занимали значительную долю. Повышение цен на данный товар приводило к тому, что реальные доходы этих слоев падали, и они вынуждены были сокращать покупки прочих товаров, увеличивая потребление картофеля, чтобы выжить и не умереть от голода. В силу этого кривая спроса на картофель имела "восходящий" вид.

Существуют также"мнимые" исключения из закона спроса, когда неискушенный исследователь рынка путает происходящие изменения в спросе с изменениями величины спроса. Примером может служить формально появляющаяся на рынке прямая зависимость между ценой и объемами спроса :

1) при так называемых инфляционных (или дефляционных) ожиданиях потребителей;

2) когда цена является признаком качества для потребителя;

3) когда цена служит мерилом престижности товара.

Для всех этих случаев происходит смещение кривой спроса вправо при росте цен, и следовательно, общий закон спроса сохраняет свое значение.

Наши рекомендации