Взаимная торговля товарами
Основные направления и особенности экономического взаимодействия
Взаимная торговля товарами
Внешнеторговый оборот России в январе-мае 2011 года составил $316,3 млрд. (с учетом данных о торговле с Белоруссией и Казахстаном) и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 35,1%.2
Сохраняется и даже растет взаимная значимость стран СНГ как рынков сбыта обработанных изделий, машинотехнической продукции. Так, доля СНГ в экспорте продукции российской обрабатывающей промышленности выросла с 30% в 2000 году до 55% в настоящее время, в том числе, в СНГ сегодня направляется 75-85% всего российского экспорта наземных транспортных средств, продукции химической и пищевой промышленности, фармацевтики. Благодаря высокой доле продукции обрабатывающей промышленности в поставках отечественных товаров в СНГ, уровень диверсификации российского экспорта в государства Содружества значительно превосходит аналогичный показатель для стран дальнего зарубежья. торговля трудовая миграция конкуренция
Жизнедеятельность и выживание большого числа отраслей и подотраслей обрабатывающей промышленности стран СНГ также в значительной степени зависят от возможностей сбыта продукции на российском рынке. В Россию направляется около половины всех экспортируемых из СНГ обработанных изделий, в том числе 60-65% машин, оборудования и транспортных средств, что больше, чем десять лет назад.
На российский рынок ориентирована львиная доля зарубежных поставок готовых промышленных изделий белорусского производства. В 2010 году на РФ приходилось 90% общего экспорта дорожной техники, 50 - тракторов, 70 - грузовых автомобилей, 78 - седельных тягачей, 71 - частей и принадлежностей для автомобилей и транспорта, 86 - двигателей внутреннего сгорания, 77 - холодильников и морозильников, 92 - металлообрабатывающих станков, 93 — трансформаторов электрических, 98 - телевизоров, 73 - обуви, 56 – шин, 78% - мебели.
Важной характеристикой российского экспорта в СНГ, тесно связанной с его товарной структурой, является существенно более высокая степень диверсификации товарных поставок по сравнению с экспортом в дальнее зарубежье. Самый высокий показатель диверсификации по экспорту России в двенадцать крупнейших контрагентов был зафиксирован для Украины (195 позиций с величиной экспорта свыше 10 млн. долл. по 4-значным кодам ТН ВЭД (товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности), за исключением закрытых групп – драгоценных камней и металлов, вооружений и др.). Далее следовали Белоруссия (191 позиция), Казахстан (188) и с большим отрывом – Германия, КНР, Турция, Финляндия, Нидерланды, Италия, США, Польша, Великобритания. Причем степень диверсификации экспорта в указанные три страны СНГ устойчиво растет. А если взять только продукцию машиностроения, то степень диверсификации российских поставок в Украину, Белоруссию и Казахстан разительно отличается в их пользу от ситуации с экспортом в дальнее зарубежье.
Согласно сделанным в самое последнее время российским расчетам и прогнозным оценкам взаимной торговли стран СНГ и Таможенного союза (ТС), при инерционном развитии ситуации, т.е. без учета возможного стимулирующего эффекта последовательного углубления интеграции в рамках ТС и формируемого единого экономического пространства, значимость взаимной торговли для постсоветских государств, в первую очередь для России, в лучшем случае сохранится на прежнем уровне или будет падать. Удельный вес Нидерландов в экспорте России (12 % в 2009 г.) уже значительно больше, чем стран Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) (9,6 %), а доля Китая в импорте РФ (13,6 %) превосходит суммарный вес всех государств СНГ (13 %).
Удельный вес стран Содружества в экспорте России, составивший в 2009 г. 15,5 %, и в базисном, и в оптимистическом (предполагающем благоприятную мировую конъюнктуру и прогрессивные структурные сдвиги в экономике) прогнозных сценариях к началу 2020-х гг. не превысит 16–17 %. По импорту ситуация хуже: доля СНГ в обоих сценариях упадет с нынешних 13 % до менее 10 %.
По имеющимся оценкам, стоимостные объемы экспорта России в СНГ достигнут максимума 2008 г. в базисном варианте только к 2016 г., а в оптимистическом – к 2013–2014 гг. Физические объемы экспорта в СНГ к началу 2020-х гг. превысят уровень 2008 г. в базисном варианте лишь на 5–10 %, а в оптимистическом – на 13–18 %. Стоимостные объемы российского импорта из СНГ восстановятся на уровне 2008 г. не ранее 2018–2019 гг. в базисном и не ранее 2017 г. в оптимистическом варианте. Физические объемы ввоза из СНГ выйдут на предкризисные показатели только к началу 2020-х гг. в обоих сценариях. Товарная структура экспорта и импорта России из СНГ в ближайшие пятнадцать лет не претерпит существенных изменений: основной статьей российского экспорта в СНГ останутся энергоносители (41–45 % в начале 2020-х гг.), импорта – машины и оборудование (29–39 %).3
Оценки экспертов также показывают, что современная интенсивность торговли между Россией, Белоруссией и Казахстаном уже выше, чем средний расчетный уровень для стран, находящихся в одном таможенном союзе. Это объясняется в том числе инерцией традиционных хозяйственных связей в рамках бывшего СССР, но одновременно свидетельствует о высокой степени реализованности потенциала взаимной торговли. Иными словами, для России, Белоруссии и Казахстана фактические объемы двусторонней торговли превышают не только значения, характерные для мировых торговых отношений, но и объемы торговли для стран на данном уровне развития, состоящих в одном таможенном союзе.
Дальнейший рост возможен только на пути углубления интеграционных процессов в СНГ, сопровождающихся модернизацией экономик стран-участниц. В противном случае значимость стран ТС и СНГ в целом как торговых партнеров друг для друга будет снижаться.