Государственные расходы и их структура

Государственные расходы ¾ расходы, производимые государством с целью создания нормальных условий для повседневного проживания населения и частной предпринимательской деятельности.

Государство сталкивается с такими социально-экономическими проблемами, решать которые приходится «всем миром». Существенное отличие государственных расходов от частных состоит в том, что правительственные решения в конечном счете носят политический характер. Количество товаров и услуг в экономике в целом ограниченно. Поэтому правительство вынуждено соизмерять возможности и желания, всякий раз спрашивая себя: сколько можно выделить Министерству культуры, сколько ¾ на развитие общего и профессионального образования, здравоохранения, хватит ли средств на поддержку местных органов власти, можно ли сокращать взносы предприятий на социальное обеспечение?

В наши дни государственные расходы в развитых странах составляют более 30% ВНП, хотя в начале XX в. этот показатель был менее 10%. Направления государственных расходов также изменились. Раньше они направлялись на поддержание правопорядка и законности, а сейчас ¾ на решение социально-экономических проблем. Об этом мы сейчас и поговорим.

Государственные расходы по назначению можно разделить на бюджетные группы: федеральные, республиканские и местных органов власти.

Основные статьи федеральных расходов ¾ это:

1) национальная оборона, или поддержание боеготовности страны, и внутренняя безопасность;

2) социальные выплаты (защита доходов), или расходы на множество программ по поддержанию уровня доходов, которые предусматривают помощь престарелым, нетрудоспособным, безработным, инвалидам, нуждающимся в медицинской помощи, семьям без кормильца и т. д.;

3) экономическая помощь республикам и местным органам власти, или так называемая политика фискального федерализма;

4) выплата процента по государственному долгу, а также расходы на содержание дипломатических служб, гранты местным властям.

В последние годы в развитых странах крупнейшая из этих статей ¾ статья расходов по выплате процента по государственному долгу в связи с ростом размера самого государственного долга и величины процентной ставки.

Основные статьи ¾ республиканских расходов и местных органов власти ¾ это расходы на образование, социальное обеспечение, здравоохранение и больницы, автомагистрали, атакже расходы на обычные функции государства: поддержание порядка и внутренняя безопасность.

Государству приходится платить не только за блага разового пользования, но и за долгосрочные блага. Разовые блага связаны с регулярными платежами и поэтому их закупку надо оплачивать из регулярных же поступлений. Капитальные же расходы ¾ расходы на строительство дорог, кредитование государственных предприятий и содержание университетских зданий ¾ справедливее финансировать за счет государственных займов, хотя выплата долга частично ляжет и на будущие поколения их пользователей

Вопрос: как же правительство может осуществлять расходы? Ответ один: с помощью собственных доходов.

Рекомендация:

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАЙМЫ КАК СПОСОБ ПОКРЫТИЯ РАЗНИЦЫ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ РАСХОДАМИ И ДОХОДАМИ

Государственные займы ¾ разновидность кредитных отношений, в которых государство выступает заемщиком или кредитором.

По срокам погашения государственные займы подразделяются на:

1) краткосрочные займы (со сроком погашения до одного года) ¾ поступления от продажи казначейских векселей;

2) среднесрочные (со сроком погашения от года до пяти лет);

3) долгосрочные займы оформляются как продажа государственных ценных бумаг (на срок от пяти лет).

По видам доходности государственные займы подразделяются на:

1) процентные (их держатели получают твердый доход по фиксированной ставке) и

2) выигрышные: доход выплачивается при выходе облигации в тираж погашения.

По месту размещения государственные займы подразделяются на:

1) внутренние (в национальной валюте);

2) внешние, реализуемые на иностранных денежных рынках (в валюте страны-кредитора, государства-заемщика или какой-либо третьей страны).

Известны займы структурной адаптации ¾ займы, предоставляемые Международным валютным фондом (МВФ) и Мировым банком (МБ) под программы, связанные с определенными условиями, в частности, с требованиями либерализации цен, ликвидации дефицита государственного бюджета и внешнеторгового дефицита, сокращения государственных расходов. Займы подобного рода имеют место в России в связи с проведением курса рыночных реформ. Ежегодная величина займов правительства добавляется к государственному долгу ¾ общей сумме задолженности государства.

Государственные займы размещаются по подписке среди населения, через банки, посредством продажи на бирже и с аукциона.

Рекомендация:

Наши рекомендации