Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Рабочая программа дисциплины
Дисциплина «Проблемы социально-экономического развития»
Вариативная часть, дисциплина по выбору
Направление подготовки
38.04.04 Государственное и муниципальное управление
Программа подготовки
Государственное управление экономическим развитием
Разработчик (составитель) УМК к.э.н., доц. Ибрагимова З.Ф. | «20» июня 2015 г. |
Уфа 2015
Документы и материалы, входящие в рабочую программу
1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы | |||
2. Содержание рабочей программы | |||
| |||
4. Фонд оценочных средств | |||
5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины | |||
6. Методические указания для обучающихся | |||
7. Материально-техническая база |
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Дисциплина «Проблемы социально-экономического развития» входит в вариативную часть профессионального цикла образовательной программы по подготовке магистра по программе «Государственное управление экономическим развитием». Программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление».
Целью изучениядисциплины «Проблемы социально-экономического развития» является формирование у студентов комплекса знаний о современном состоянии социально-экономического развития России и о стратегических ориентирах долгосрочного социально-экономического развития страны в перспективе, о механизмах и инструментах регулирующего воздействия государства на это процесс и его составные части.
Задачи изучения дисциплины «Проблемы социально-экономического развития» включают:
- изучение теоретико-методологических основ исследования современного уровня социально-экономического развития страны и овладение навыками системного анализа устойчивых долгосрочных тенденций в динамике национальной экономики и социальной сферы;
- формирование у студентов комплекса знаний о государственном целенаправленном воздействии на развитие социально-экономической системы страны посредством разработки и реализации соответствующих макроэкономических прогнозов, концепция, стратегий и целевых программ социально-экономического развития на средне- и долгосрочную перспективы;
- усвоение отечественного и мирового опыта анализа экономических и социальных процессов как основы для выработки долгосрочных целей и направлений социально-экономического развития страны в перспективе.
Решение этих задач позволит:
- понять теоретико-методологические основы системного анализа современного уровня социально-экономического развития страны (в сравнении с другими странами) как объективной предпосылки совершенствования механизмов управления социально-экономическими процессами на макроэкономическом уровне;
- выявить основные проблемы социально-экономического развития Российской Федерации;
- понять методологию разработки долгосрочной социально-экономической стратегии государства, особенности ее формирования в современной России;
- выявить основные механизмы и инструменты разработки и реализации долгосрочной социально-экономической стратегии Российской Федерации, способы повышения ее результативности.
Дисциплина формирует следующие компетенции:
- владением организационными способностями, умением находить и принимать организационные управленческие решения, в том числе и в кризисных ситуациях (ПК-2);
- владением современными методами диагностики, анализа и решения социально-экономических проблем, а также методами принятия решений и их реализации на практике (ПК-5);
- способностью осуществлять верификацию и структуризацию информации, получаемой из разных источников (ПК-11);
- способностью критически оценивать информацию и конструктивно принимать решение на основе анализа и синтеза (ПК-13);
- способностью использовать знание методов и теорий гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ (ПК-17).
В результате изучения дисциплины «Проблемы социально-экономического развития» магистрант должен:
Знать:
- теоретико-методологические основы системного анализа современного уровня социально-экономического развития страны (в сравнении с другими странами) как объективной предпосылки совершенствования механизмов управления социально-экономическими процессами на макроэкономическом уровне;
- методологию разработки долгосрочной социально-экономической стратегии государства, особенности ее формирования в современной России;
- основные механизмы и инструменты разработки и реализации долгосрочной социально-экономической стратегии Российской Федерации, способы повышения ее результативности.
Уметь:
- использовать методы работы с нормативными документами, статистическими материалами, экономической литературой с целью правильного понимания решений, принимаемых государством в сфере регулирования социально-экономического развития страны;
- применять полученные знания на практике с целью оценки степени эффективности реализации современной социально-экономической политики государства и ее составных частей;
- использовать полученные знания в своей практической деятельности при принятии соответствующих решений в сфере дальнейшего развития экономики и социальной сферы страны и аргументировано отстаивать их;
- обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями.
Владеть:
- способностью использовать полученные знания на практике;
- навыками выбора оптимальных объектов вариантов разработки и реализации государственных регулирующих воздействий в форме экономической и социальной политики Правительства РФ, соответствующей общей стратегии долгосрочного социально-экономического развития страны.
- методикой оценки эффективности решений государства в области социально-экономической политики и способами повышения эффективности экономической и социальной политики государства.
Таблица 1 - Содержательно-логические связи дисциплины (модуля)
Название дисциплины (модуля) | Дидактический минимум содержания дисциплины (модуля) | Содержательно-логические связи | Коды формируемых компетенций | ||
наименования учебных дисциплин (модулей) практик | |||||
на которые опирается содержание данной учебной дисциплины (модуля) | которым предшествует данная учебная дисциплина (модуль) | для которых содержание данной учебной дисциплины (модуля) выступает основой | |||
Проблемы социально-экономического развития | Модуль 1. Теоретические подходы к анализу социально-экономического развития Модуль 2. Современные проблемы социально-экономического развития Российской Федерации | Б1.Б.1. «Современные тенденции экономического развития» Б1.В.ДВ4. «Управление устойчивым социально-экономическим развитием» | Б1.В.ОД6. «Планирование государственного задания» Б1.В.ОД7. «Государственное регулирование кризисных ситуаций» | Государственный экзамен, Подготовка и защита выпускной квалификационной работы | ПК-2, 5, 11, 13, 17 |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
(для дневного отделения магистратуры)
Дисциплины «Проблемы социально-экономического развития» на 1 семестр
Рабочую программу осуществляют: | Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) -4 Учебных часов: всего 144 ч. лекций – 14 ч. |
Лекции: | семинарских – 18 ч. |
доц., к.э.н. Ибрагимова З.Ф. | практических |
лабораторных | |
консультаций | |
Практические занятия: | зачет |
Экзамен – 1 семестр, 36 ч. | |
доц., к.э.н. Ибрагимова З.Ф. | самостоятельная работа студентов – 74 ч. |
КСР – 2 ч. | |
№ п/п | Тема и содержание | Форма изучения материалов | Кол-во часов ауд. работы | Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам (номера из списка) | Задания по самостоятельной работе студентов с указанием литературы, номеров задач | Кол-во часов самостоятельной работы | Форма контроля самостоятельной работы студентов | |
Лк | Сем | |||||||
Модуль 1. Теоретические подходы к анализу социально-экономического развития | ||||||||
1. | Социально-экономическое развитие страны как объект государственной политики. | Лекция, Семинар, СРС | № 1 из основного списка, №№ 2, 3 из дополнительного списка | Работа с литературой и другими рекомендуемыми источниками. Подготовка доклада. | Проверка и правка докладов | |||
2. | Управление ресурсами социально-экономического развития общества: проблемы и перспективы | Лекция, Семинар, СРС | № 1 из основного списка, №№ 2, 3,8 из дополнительного списка | Работа с литературой и другими рекомендуемыми источниками. | Проверка конспектов: основных тезисов по самостоятельно изученной теме | |||
Итоговый контроль по Модулю 1 | СРС | Подготовка к контролю задания «Инструменты государственной социально-экономической политики, их классификация и направления практического использования»(модуль 1) | Проверка задания |
№ п/п | Тема и содержание | Форма изучения материалов | Кол-во часов ауд. работы | Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам | Задания по самостоятельной работе студентов с указанием литературы, номеров задач | Кол-во часов сам. работы | Форма контроля самостоятельной | |
Лк | Се | |||||||
Модуль 2. Современные проблемы социально-экономического развития Российской Федерации | ||||||||
3. | Потенциал социально-экономического развития современной России. | Лекция, Семинар, СРС | № 1 из основного списка, №№ 2, 3,7 из дополнительного списка | Подготовка к мозговому штурму: работа с литературой | Оценка активности участия студентов в мозговом штурме | |||
4. | Экономический рост и проблемы перестройки структуры национальной экономики современной России. | Лекция, Семинар, СРС | № 1 из основного списка, №№ 2, 3,9,10,11 из дополнительного списка | Подготовка к дискуссии: работа с литературой | Оценка активности участия студентов в работе группы | |||
5. | Социальная сфера современной России и проблемы обеспечения роста народного благосостояния и занятости. | Лекция, Семинар, СРС | № 1 из основного списка, №№ 2, 3,5,9,10,11 из дополнительного списка | Подготовка к деловой игре: работа с литературой | Оценка активности участия студентов в деловой игре | |||
6. | Состояние реального сектора экономики Российской Федерации и пути его модернизации. | Лекция, Семинар, СРС | № 1 из основного списка, №№ 3,4,9,12 из дополнительного списка | Подготовка к дискуссии: работа с литературой | Оценка активности участия студентов в работе группы | |||
7. | Развитие научно-технологического комплекса в современной России как фундамента формирования инновационной экономики. | Лекция, Семинар, СРС | № 1 из основного списка, №№ 3,4,9 из дополнительного списка | Подготовка к дискуссии: работа с литературой | Оценка активности участия студентов в работе группы | |||
8. | Финансовый сектор российской экономики. Новая парадигма и стратегия его развития. | Лекция, Семинар, СРС | № 1 из основного списка, №№ 3,4 из дополнительного списка | Подготовка к деловой игре: работа с литературой | Оценка активности участия студентов в деловой игре | |||
9. | Пространственный аспект развития инновационной экономики в современной России. | Лекция, Семинар, СРС | № 1 из основного списка, №№ 9,12 из дополнительного списка | Case-study | Проверка результатов выполнения Case-study | |||
10. | Внешнеэкономические связи современной России в условиях смены внешнеполитических приоритетов. | Лекция, Семинар, СРС | № 1 из основного списка, №№ 7,8 из дополнительного списка | Подготовка к круглому столу: работа с литературой и другими источниками | Оценка активности участия студентов в круглом столе, проверка докладов | |||
Итоговый контроль по Модулю 2 | СРС | Подготовка и написание эссе «Роль транснациональных корпораций (ТНК) в инвестировании реального сектора российской экономики» Сдается в письменном виде (или печатном) на следующем по расписанию занятии | Проверка эссе | |||||
Итого |
Тематика лекций
№ п/п | Раздел дисциплины (модуля), темы раздела | Содержание темы раздела |
Модуль 1. Теоретические подходы к анализу социально-экономического развития | ||
1.1 | Социально-экономическое развитие страны как объект государственной политики. | Социально-экономическое развитие общества (страны, государства) как объективный процесс, условия и факторы, на него влияющие. Закономерности и принципы социально-экономического развития современного государства. Социально-экономическое развитие страны как объект государственной политики. Соотношение категорий «социально-экономическое развитие» и «социально-экономическая политика государства». Предмет, цели и задачи государственной политики социально-экономического развития страны. |
1.2 | Управление ресурсами социально-экономического развития общества: проблемы и перспективы | Управление ресурсами социально-экономического развития в монетарных системах. Управление ресурсами социально-экономического развития в немонетарных системах. Современные социально-экономические доминанты общества. Фундаментальные проблемы и противоречия в социально-экономическом развитии общества. |
Модуль 2. Современные проблемы социально-экономического развития Российской Федерации | ||
2.1. | Потенциал социально-экономического развития современной России. | Сущность и содержание понятия «экономический потенциал» страны, его структура. Современное состояние (оценка) совокупного экономического потенциала национальной экономики России и его важнейших структурных элементов. Пути и механизмы рационального и эффективного использования потенциала дальнейшего социально-экономического развития России в средне- и долгосрочной перспективе. |
2.2. | Экономический рост и проблемы перестройки структуры национальной экономики современной России. | Понятие экономического роста, его качества и взаимосвязь с совершенствованием структуры национальной экономики. Состояние и основные проблемы современного этапа экономического роста в РФ. Внутренние и внешние вызовы стабильному и долгосрочному росту российской экономики в среднесрочной перспективе. Пути и средства преодоления современных стагнационных тенденций в российской экономике. Современная структура российской экономики и ее влияние на экономическую динамику. Направления и методы реализации структурной политики в российских условиях и их классификация. |
2.3. | Социальная сфера современной России и проблемы обеспечения роста народного благосостояния и занятости. | Современное состояние социальной сферы Российской Федерации: достижения, тенденции развития и имеющиеся проблемы. Необходимостьвыработки новой политики российского государства в социальном секторе. Перспективы развития человеческого потенциала России в ХХI веке. Демографическая политика. Модернизация и развитие здравоохранения. Реформирование и развитие образования. Развитие рынка труда. Развитие ЖКХ и повышение доступности жилья. Развитие пенсионной системы. Взаимосвязь развития социальных институтов и новой социальной политики России. Взаимосвязь социальной политики с развитием экономики. Проблемы экологизации экономики и экологизации человека в ХХI веке. |
2.4. | Состояние реального сектора экономики Российской Федерации и пути его модернизации. | Современное состояние реального сектора российской экономики. Основные задачи и механизмы государственного регулирования его развития. Государственный заказ как инструмент государственного регулирования реального сектора российской экономики. Политика государства в области финансового оздоровления предприятий реального сектора экономики России. Пути и механизмы технического перевооружения и модернизации реального сектора российской экономики в средне- и долгосрочной перспективах. |
2.5. | Развитие научно-технологического комплекса в современной России как фундамента формирования инновационной экономики. | Современное состояние научно-технологического комплекса России, проблемы и тенденции его дальнейшего развития. Наука современной России и пути ее реформирования. Развитие системы НИОКР. Инновационное развитие – основа ускоренного роста экономики РФ. Направления и этапы перехода России к инновационному социально-ориентированному типу экономического развития. |
2.6. | Финансовый сектор российской экономики. Новая парадигма и стратегия его развития. | Современное состояние финансового сектора российской экономики и проблемы его дальнейшего развития в средне- и долгосрочной перспективах. Российская финансовая политика: тенденции и перспективы в средне- и долгосрочной перспективе. Обеспечение финансовыми ресурсами государственных и федеральных целевых программ как средство сосредоточения средств на ключевых направлениях социально-экономического развития страны. Проблем и пути формирования в России нового международного финансового центра. Новая парадигма и стратегия развития финансового сектора российской экономики в связи с изменившимися геополитическими и геоэкономическими реалиями. |
2.7. | Пространственный аспект развития инновационной экономики в современной России. | Современное пространственное (территориальное) развития экономики России. Различия в уровнях социально-экономического развития отдельных российских регионов и пути их преодоления. Основные направления и принципы государственной политики регионального развития РФ. Инновационная и социальная ориентация регионального развития России в средне- и долгосрочной перспективе. |
2.8. | Внешнеэкономические связи современной России в условиях смены внешнеполитических приоритетов. | Роль и местовнешнеэкономических связей в стратегии социально-экономического развития современной России. Современное состояние внешнеэкономических связей РФ со странами ближнего (СНГ) и дальнего зарубежья. Географическая диверсификация внешнеэкономических связей России в средне- и долгосрочной перспективе. Новая парадигма дальнейшего развития внешнеэкономических связей РФ в связи с переходом страны от энерго-сырьевой к инновационной модели экономического развития и смены внешнеполитических приоритетов страны. Пути повышения международной конкурентоспособности экономики России в ХХI веке. |