Характерные черты четырех основных моделей рынка
Модель рынка | ||||
Характерная черта | Чистая конкуренция | Монополистическая конкуренция | Олигополия | Чистая монополия |
Число фирм | Очень большое число | Много | Несколько | Одна |
Тип продукта | Стандартизированный | Дифференцированный | Стандартизированный или дифференцированный | Уникальный; нет близких заменителей |
Контроль над ценной | Отсутствует | Некоторый, но в довольно узких рамках | Ограниченный взаимной зависимостью; значительный при тайном сговоре | Значительный |
Условия вступления в отрасль | Очень легкие, препятствия отсутствуют | Сравнительно легкие | Наличие существенных препятствий | Блокировано |
Неценовая конкуренция | Отсутствует | Значительный упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки и т.д. | Очень типична, особенно при дифференциации продукта | Главным образом реклама связи фирмы с общественными организациями |
Примеры | Сельское хозяйство | Розничная торговля, производство одежды, обуви | Производство стали, автомобилей, сельскохозяйственного инвентаря, многих бытовых электроприборов | Местные предприятия общественного пользования |
Рис. 1.5
Сущность рынка находит свое выражение в главных его экономических функциях. К числу важнейших функций относятся:
- функция саморегулирования производства, предполагающая согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, а также поддержание сбалансированности спроса и предложения по объему и цене;
- стимулирующая функция, состоящая в побуждении производителей к созданию новой продукции с наименьшими издержками на условную единицу и максимум прибыли;
- регулирующая функция, предполагающая обеспечение определенной пропорциональности в производстве и обмене между регионами и сферами национального хозяйства;
- функция экономичности, предполагающая сокращение издержек обращения в сфере потребления в соразмерности спроса с величиной заработной платы;
- эквивалентная функция. Рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда отдельного производителя с общественным «эталоном» соизмеряя затраты и результаты, а также выявляя ценность товара;
- функция санирующая состоит в освобождении общественного производства от нежизнеспособных его элементов, что в последствии ведет к дифференциации товаропроизводителей – конкурентов.
Процесс саморегуляции рыночной экономики наряду с позитивными имеет и негативные последствия. Рыночный механизм далеко не во всех ситуациях наилучшим образом решает основные экономические проблемы общества.
Так, рынок:
1) не обеспечивает производство товаров коллективного пользования, общественных благ (оборона, охрана общественного порядка, государственные заповедники и др.);
2) не способен учесть все выгоды, связанные с производством и потреблением благ и услуг, которые могут приносить пользу не только индивидуальным потребителям, но и обществу в целом (народное образование и здравоохранение, а также наука и культура).
3) не создает рациональных подходов к природопользованию, охране окружающей среды;
4) не может решить социальные проблемы, связанные с неравенством доходов различных групп общества;
5) проявляет полнейшее безразличие к нетрудоспособному населению, если у него нет в собственности земли или капитала;
6) не обеспечивает полной занятости населения, стабильности уровня цен, не предотвращает экономические кризисы;
7) не в состоянии осуществить в экономике серьезные структурные изменения, ориентированные на перспективу.
Таким образом, рынок имеет как позитивные, так и негативные стороны, что делает необходимым вмешательство в экономику со стороны государства. Для этого используются в экономике методы регулирования.
В любой экономической системе (даже свободной конкуренции) государство выполняет две функции – регулирование внешних эффектов и снабжение населения товарами общественной полезности.
Если не забывать эмиссию денег, что должно быть прерогативой государства, то хозяйственный механизм любой экономической системы должен включать два звена: свободный рынок и государство.
Задачи государства связаны не только с созданием условий для функционирования рынка, они предполагают признание его роли в соблюдении баланса общественных интересов, социальной стабильности и защиты национальных интересов, при проведении как внутренней, так и внешней политики.
Государственное регулирование рыночной экономики преследует три цели:
- минимизацию неизбежных негативных последствий рыночных процессов;
- создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;
- обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.
Общая стратегия государственного регулирования рыночной экономики базируется на следующих принципах:
1. При прочих равных условиях предпочтение следует отдавать рыночным формам организации экономики. На практике это означает, что государство должно финансировать только те социально-значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес (из-за малой прибыли).
2. Государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса. Игнорирование этого принципа способно привести к искусственному доминированию государственных предприятий над частными.
3. Государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности.
4. Государственное вмешательство в рыночные процессы тем эффективнее, чем в более «рыночную» форму оно облечено.
5. Особую значимость государственное регулирование приобретает в период общехозяйственных кризисов, а также для процессов в сфере межгосударственных отношений (импортно-экспортных), обеспечивая экономический рост, полную занятость, стабильный уровень цен и положительный платежный баланс.