Прогнозная оценка профессионально - квалификационной структуры занятых по укрупненным группам занятий
на период до 2025 года[87], в %
Наименование групп занятий | В среднем за 2002- 2004 гг. | ||||
В том числе всего занято: | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Руководители (представители) органов власти и управления, включая руководителей учреждений, организаций и предприятий | 6,5 | 7,0 | 7,4 | 7,7 | 8,0 |
Специалисты высшего уровня квалификации | 16,7 | 17,3 | 17,2 | 17,0 | 17,0 |
Служащие, занятые подготовкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием | 3,2 | 3,7 | 4,7 | 5,7 | 7,0 |
Работники сферы обслуживания, ЖКХ, торговли и родственных видов деятельности | 13,4 | 13,8 | 14,2 | 14,6 | 15,0 |
Квалифицированные рабочие сельского, лесного, охотничьего хозяйства, рыболовства и рыбоводства | 4,2 | 4,0 | 3,6 | 3,2 | 3,0 |
Квалифицированные рабочие крупных и мелких промышленных предприятий, художественных промыслов, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр | 16,1 | 16,0 | 15,8 | 15,6 | 15,0 |
Операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин, слесари- сборщики | 13,4 | 12,5 | 12,0 | 11,2 | 10,0 |
Неквалифицированные рабочие | 11,5 | 10,5 | 9,3 | 8,1 | 7,0 |
Грядущая кадровая ситуация, по оценке экспертов, несет в себе новые реальные и долгосрочные угрозы. Налицо системные проблемы, которые нельзя решить разрозненными действиями власти, работодателей, учебных заведений.
Кадровый потенциал страны используется не рационально, не в полной мере отвечает задачам социально-экономического развития общества, государственное регулирование трудовых и кадровых отношений фактически не имеет эффективных механизмов. Сохраняются высокий уровень безработицы, неполная и скрытая занятости, происходит потеря рабочего времени, наблюдается текучесть кадров, снижается производительность и интенсивность труда.
В тоже время появляются возможности регулирования различными методами структуры кадрового потенциала общества. К ним относятся:
· законодательная и нормативно-правовая база профессионального развития кадров;
· комплекс социально-экономических механизмов, направленных на повышение профессионализма, создание эффективной системы дополнительного и послевузовского профессионального образования;
· государственное управление ресурсами, увеличение объемов финансовой поддержки образования за счет государственных и внебюджетных средств, модернизация материально-технической и информационной базы;
· приближение профессионального образования к потребностям федерального, регионального и территориального рынков труда, устранение диспропорций и дублирования в профессиональной подготовке кадров;
· формирование эффективной системы трудоустройства выпускников учебных заведений и образовательных центров на принципах добровольного выбора гражданином места работы, сочетания интересов государства и личности;
· создание условий для непрерывного профессионального роста кадров;
· повышение социального статуса и материальной обеспеченности профессорско-преподавательского состава, науки и научно-методического обеспечения высокого качества подготовки специалистов;
· механизмы государственного контроля качественного развития кадрового потенциала путем лицензирования, аттестации и аккредитации учебных заведений и образовательных программ.
Сегодня проблема подготовки кадров стоит очень остро в большинстве областей Российской Федерации в том числе и во Владимирской. И это не случайно. В годы реформ в регионе отмечалось существенное снижение профессионально-квалификационного уровня рабочих, особенно молодых. Критическое положение сложилось с квалификацией руководителей и специалистов предприятий. Как показало исследование им недостает компетентности, управленческой культуры, психологической устойчивости, умения работать в ситуациях, формируемых рыночной конъюнктурой. В тоже время практически разрушена система внутрифирменной подготовки и переподготовки кадров, на предприятиях отсутствуют специалисты-организаторы обучения, имеющие специальную подготовку, что повлекло за собой резкое снижение профессионально-квалификационного уровня рабочих и служащих, руководителей и специалистов большинства организаций. Существующая система внутрифирменной подготовки кадров практически не имеет отраслевого принципа управления, недостаточно обеспечивает непрерывность роста профессионального уровня кадров. Ее материальная база устарела, отсутствуют кадры квалифицированных инструкторов-преподавателей. За 1995-2001 гг. в четыре раза сократилось число работников, прошедших повышение квалификации и переподготовку. Особенно это характерно в строительстве, на транспорте, в жилищно-коммунальном хозяйстве. Специальное исследование, проведенное автором в 2001 г. показало, что только на 9 предприятиях области сохранились структурные подразделения, занимающиеся этой работой.
Большой масштаб приобрела тенденция несоответствия спроса на высоко квалифицированную рабочую силу уровню её профессионально-квалификационной подготовки, предоставленной на региональном рынке труда, не снижается проблема обновления кадров. Престиж профессий сферы материального производства среди молодежи падает, что приводит к потере преемственности в работе и старению кадров. Средний возраст работающих в промышленности по данным выборочных обследований составляет 47-55 лет. У рабочих высокого уровня квалификации он намного выше. Среди работающих около 14% составляют лица предпенсионного и пенсионного возраста. Нет согласованности в действиях органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий и учебных заведений, а также достоверного прогноза в потребности ресурсов по профессиям в соответствии с запросами рынка труда. Процесс подготовки кадров не поставлен на должностную договорную основу между предприятиями и учебными заведениями. Существует разрыв между потребностью предприятий в кадрах рабочих профессий и фактическим составом подготовленных специалистов. Недостаточно анализируется и обобщается, с целью распространения, положительный опыт работы учебных заведений по подготовке специалистов рабочих профессий .
Продолжает сохраняться отстраненность профессиональных учебных заведений от трудоустройства своих выпускников по приобретенным профессиям и специальностям. В 2002 году по данным областного комитета государственной статистики направления на работу получили 65,7% выпускников Вузов (в 2001 году - 67,7%), 13,3% выпускников средних специальных учебных заведений (против 13,7% в 2001 году) и 51,2% выпускников дневных училищ. Из числа не получивших направления на работу 79% выпускников Вузов и 80% выпускников средних специальных учебных заведений составляют девушки.
Наиболее не востребованными в 2002 году оказались выпускники, получившие начальное профессиональное образование по профессиям:, бухгалтер сельскохозяйственного производства, бухгалтер-экономист, секретарь, продавец, вышивальщица, оператор вязально-швейного оборудования, оператор ЭВМ, страховщик, парикмахер-модельер.
Для устранения имеющихся недостатков, отработки реальной модели интеграции учреждений профессионального образования различного уровня с предприятиями и организациями Губернатором Владимирской области перед автором исследования и управлением по труду были поставлены задачи: разработать методику формирования и обеспечить реализацию регионального заказа на целевую подготовку профессиональных кадров для отраслей экономики; обеспечить прогнозирование на средне- и долгосрочную перспективу потребности в подготовке кадров по специальностям и профессиям, исходя из параметров, обусловленных Программой среднесрочного развития области и прогноза её развития на долгосрочную перспективу; разработать мероприятия по содействию развитию персонала на производстве.
Последовательно реализуя сформулированные цели, в 2001 году предложена методика межотраслевого заказа по подготовке и повышению квалификации кадров для экономики области. Механизм организации и проведения этой работы регламентирован специально подготовленными Положением об организации, размещении и финансировании отраслевого заказа по подготовке и повышению квалификации кадров для отраслей экономики Владимирской области и Положением по организации и проведению конкурсного отбора образовательных учреждений для профессионального обучения, переподготовки и повышения квалификации кадров.
Этими документами определяется общий порядок организации, размещения и финансирования межотраслевого заказа[88] по профессиональному обучению, переобучению, повышению квалификации кадров для экономики области. Целью заказа является координация действий органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий и организаций, учебных заведений различных уровней для реализации следующих задач:
· организации системы развития персонала, отвечающей требованиям предприятий и организаций, работающих в рыночных условиях;
· повышения профессионализма и компетенции персонала;
· создания условий для реализации мер, направленных на обеспечение конкурентоспособности работников на рынке труда для их профессионального роста и самореализации на основе повышения мотивации к труду;
· сохранения на предприятиях и в организациях рабочих мест и уменьшения числа безработных на рынке труда.
В соответствии с разработанной методикой формируется заказ на основе заявок предприятий и организаций области. В начале каждого года департамент по труду совместно с отраслевыми департаментами и управлениями, органами местного самоуправления разрабатывает среднесрочный прогноз потребности предприятий в обучении, переобучении, повышении квалификации персонала и формирует заказ на профессиональную подготовку кадров.
Для организации работы по размещению заказа при департаменте образования администрации Владимирской области создается межведомственная комиссия из представителей органов государственной власти, учебных заведений, руководителей предприятий и организаций. В одном и том же учебном заведении по утвержденному перечню профессий могут готовиться кадры разных предприятий и даже разных отраслей, что позволяет обеспечить оптимальную наполняемость групп и рационализацию средств на обучение. После размещения заказа заключаются договоры на профессиональное обучение кадров между учебными заведениями и предприятиями, в которых определяются организационные, правовые и финансовые взаимоотношения между заказчиками и исполнителями.
Контроль за реализацией заказа на профессиональное обучение кадров ведут департамента образования и по труду администрации области. Финансирование заказа на подготовку и повышение квалификации кадров осуществляется за счет средств областного и муниципальных бюджетов, а также предприятий и организаций.
Цель конкурсного отбора – определение организаций, образовательных учреждений, которые при наличии соответствующей базы, педагогических кадров, программного и учебно-методического обеспечения образовательного процесса и других условий, могут обеспечить высокое качество и эффективность профессионального обучения, повышения квалификации, переподготовки рабочих кадров и специалистов при оптимальных затратах и сроках. Для проведения конкурсного отбора департамент образования формирует постоянный состав конкурсной комиссии из числа работников управлений и департаментов администрации области, департамента федеральной государственной службы занятости населения, регионального отделения ассоциации работодателей и товаропроизводителей, других заинтересованных организаций.
На основании отработанной методики расширяется практика договорных отношений учебных заведений с предприятиями и отдельными гражданами, увеличился перечень профессий, по которым ведется обучение по хоздоговорам. В результате организованного ежегодного мониторинга востребованных работодателями профессий, учреждения профессионального образования стали оперативно реагировать на изменения рынка труда, значительно сокращен прием по не востребованным профессиям.
В рамках реализации заказа в 2005 году в 2.5 раза по сравнению с 2002 годом возросла подготовка рабочих профессий металлообработки, электриков, слесарей-сборщиков. Увеличен в целом перечень профессий и специальностей, по которым ведется обучение в учреждениях начальной профессиональной подготовки с 66 в 2002 г. до 84 в 2005 году. Заключено около 1000 договоров предприятий с учебными заведениями профессионального образования. Администрацией области, совместно с Ассоциацией работодателей и товаропроизводителей, создан Центр содействия развитию персонала на базе Владимирского госуниверситета, где специалисты предприятий и организаций области могут пройти переподготовку и повышение квалификации более чем по ста профессиям.
В целях модернизации системы профессионального образования области в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, культуры, сферы услуг и отработки различных механизмов интеграции начального и среднего, среднего и высшего профессионального образования, обеспечения его многоуровневости Законом № 91-ОЗ от 02.09.2002 г. утверждена целевая программа «Развитие профессионального образования Владимирской области на 2003-2007 годы». Ее реализация способствует построению единой непрерывной системы подготовки специалистов университетского типа, охватывающей все уровни обучения, такие, как школы, гимназии, колледжи, лицеи, филиал академии госслужбы, институты и университеты области, включая подготовку кадров высшей квалификации – кандидатов и докторов наук.
В 2005 году проведена дополнительная работа по формированию базы прогнозных данных потребности в кадрах организаций различных видов экономической деятельности области до 2009 года. Обследованием в 2005 году были охвачены около 2,5 тысяч организаций области 14 видов экономической деятельности.[89] Представили данные и заявили о своей потребности в кадрах 1306 организаций различных видов экономической деятельности, среди них организации обрабатывающих производств, сельского и лесного хозяйства, транспорта и связи, строительства, организации по производству и распределению электроэнергии, газа и воды, оптовой и розничной торговли, организации здравоохранения и предоставления социальных услуг, образования, культуры, органов государственного управления и др.
По данным проведенного мониторинга динамика заявленной потребности предприятий и организаций области в кадрах представлена на рисунке 10.
Рисунок 10. Динамика заявленной потребности в подготовке квалифицированных кадров
(по данным организаций, участвовавших в мониторинговом обследовании)
Наибольшую потребность в рабочих кадрах испытывают организации округов Александров, Вязники и Муром, городов Владимир и Ковров, Киржачского, Петушинского, Собинского и Судогодского районов.
В разрезе видов экономической деятельности заявленная потребность организаций на подготовку кадров распределилась следующим образом (таблица 14):
- наибольшую потребность в рабочих кадрах испытывают предприятия обрабатывающих производств (65-71% в зависимости от года обследования);
- сельскохозяйственные кооперативы (6-7%) и организации, осуществляющие операции с недвижимым имуществом (4-5%);
- организации транспорта и связи (4,5-5%), строительные фирмы (4%) и др.
Таблица 14
С точки зрения профессионального состава заявленной потребности, по-прежнему, экономика области испытывает наибольшую необходимость в рабочих профессиях металлообработки (токарях, фрезеровщиках, станочниках), слесарях, сварщиках, электромонтерах по ремонту и обслуживанию электрооборудования, в рабочих строительных профессий. Необходимы рабочие кадры предприятиям текстильного и швейного производства, сельского хозяйства, что отражено на рисунке 11.
Рисунок 11. Динамика заявленной потребности в рабочих кадрах по отдельным наиболее
востребованным профессиям
(подготовка ведетсяв образовательных учреждениях области)
Организациями области дополнительно заявлена потребность в рабочих кадрах более чем по 120 профессиям, подготовка по которым не определена межотраслевым заказом.
По отдельным профессиям подготовка кадров в учреждениях начального профессионального образования продолжает осуществляться в меньших, чем заявленная потребность, масштабах. Подготовка рабочих по таким профессиям, как: слесарь, станочник (металлообработка), сборщик электрических машин и аппаратов, ткач, токарь-универсал, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, фрезеровщик-универсал и ряду других явно не удовлетворяет необходимой потребности организаций в кадрах. Это связано со сложностью набора молодежи учреждениями начального профессионального образования на обучение именно по этим профессиям, устаревшей учебной и материально-технической базой, не соответствующей современным требованиям.
Структура заявленной потребности в подготовке специалистов и руководителей высшего и среднего звена неоднозначна. Наибольшее количество заявок поступило от организаций здравоохранения (25-27% в зависимости от года обследования), предприятий обрабатывающих производств(25-28%), народного образования (17-23%), культуры и искусства (6-8%). На специалистов с высшим образованием преобладают заявки от предприятий обрабатывающих производств (65-76% в зависимости от года обследования) и лесного хозяйства (66-71%), строительных фирм (71-83%) и научных организаций (96-98%).
В специалистах со средним профессиональным образованием испытывают недостаток сельскохозяйственные кооперативы (62-67%), учреждения культуры, здравоохранения и образования. Среди специалистов, квалификация которых требует подготовки в учреждениях среднего профессионального образования, наибольшую потребность организации области испытывают в кадрах по специальностям: сестринское дело, дошкольное образование, лечебное дело, инструментальное исполнительство и др.
Наибольшую потребность организации области испытывают в специалистах, квалификация которых требует подготовки в учреждениях высшего профессионального образования, по следующим специальностям: технология машиностроения, проектирование и технология радиоэлектронных средств, физическая культура, английский и немецкий языки, радиотехника, приборостроение, технология (педагогическое образование), электроснабжение, психология, литейное производство черных и цветных металлов и ряду других. По-прежнему, в области не хватает врачей, агрономов, зоотехников, ветеринарных врачей, подготовка которых в высших профессиональных учебных заведениях региона не ведется.
На основании проведенного исследования можно объективно утверждать, что для внедрения системы долгосрочного планирования и заказа кадров на подготовку, переподготовку и повышение квалификации оправдали себя, однако совершенствования работы по подготовке кадров в условиях реорганизации сети профессионального образования области необходимо принять дополнительные меры по:
- совершенствованию модели взаимодействия учебных заведений профобразования с работодателями в вопросах подготовки кадров, последующего трудоустройства и закрепления на предприятии, предусматривающей повышение заинтересованности работодателей в социальном партнёрстве, обновлении материально-технической базы учебных заведений, прежде всего, ведущих подготовку по профессиям металлообработки и профессиям для аграрно-промышленного комплекса, внедрение в процесс подготовки новых технологий и ресурсов;
- внедрению более гибких форм получения профессиональных знаний, направленных на усиление практической подготовки учащихся на базе профильных предприятий;
- совершенствованию системы профессиональной ориентации учащихся, молодежи и их подготовки к выбору профессии непосредственно в учебно-производственных комбинатах;
- активизации деятельности координационных советов по кадровой политике в территориях с целью получения более полной информации о потребности в кадрах организаций области;
- совершенствованию механизма мониторинга потребности организаций в квалифицированных кадрах;
- созданию дополнительных учебных мест для подготовки рабочих по остродефицитным профессиям металлообработки через перепрофилирование существующих профессиональных образовательных учреждений области или их подготовки непосредственно на рабочих местах путем заключения договоров между работодателями, испытывающими потребность в этих кадрах, и профессиональными образовательными учреждениями области.
В совершенствовании работы по данным направлениям кроются значительные резервы более полного и эффективного использования кадрового ресурса и повышения устойчивости функционирования всей социально-хозяйственной системы региона.
3.5. Рабочая программа и рекомендуемая литература по дисциплине «Инновационное развитие территории».
Учебно-методический материал по дисциплине "Инновационное развитие территории" включает в себя объем учебных занятий, охватывающих науку и практику формирования инновационного типа развития России и ее отдельных регионов.
Рассматриваются теоретические основы инновационного развития хозяйственных систем, институциональные условия и формы инновационной деятельности, ее ресурсное обеспечение.
Общий объем – 20 часов, в том числе 8 лекций и 2 практических занятия. Освоение комплекса знаний, предусмотренных рабочей программой, поможет углубить знания в области теории инновационного развития современных хозяйственных систем и, самое главное, сформировать и закрепить навыки работы государственных служащих и менеджеров на сложном поприще формирования благоприятных институциональных условий, способствующих эффективной научно-технической и инновационной деятельности, а также развить навыки управления конкретными инновационными проектами.
Учебно-тематический план дисциплины
«Инновационное развитие территорий»
№ п/п | Тема занятия | Вид занятия, час. | |
Лекция | Практ. | ||
1. | Теоретические основы инновационного развития хозяйственных систем. | ||
2. | Содержание инновационной деятельности. Эволюция моделей инновационного процесса. | ||
3. | Государственная научно-техническая и инновационная политика: содержание, исходные методологические положения, принципы и механизмы реализации. | ||
4. | Региональная научно-техническая и инновационная политика. Основные направления развития в регионах России экономики инновационного типа. | ||
5. | Инновационная инфраструктура и пути ее дальнейшего развития. Федеральные и региональные элементы инновационной инфраструктуры. | ||
6. | Научный потенциал, его содержание, структура, направления развития и эффективность использования. Территориальные особенности размещения и состояния научного потенциала России и ее отдельных регионов. | ||
7. | Рынок технологий: его организация и государственное регулирование. Механизмы государственного регулирования рынка технологии. | ||
8. | Инновационная стратегия развития России и ее приоритеты. Стратегия инновационо-технологического прорыва и механизм ее реализации. | ||
9. | Инновационное предпринимательство во Владимирской области и его современные возможности. Анализ организационно-экономических форм инновационной деятельности в регионе. | ||
10. | Оценка эффективности воспроизводства инноваций (производства и использования научного потенциала). Инструментарий оценки. | ||
итого: | |||
общий объем по дисциплине |
ПРОГРАММА
- Теоретические основы инновационного развития хозяйственных систем.
- Содержание инновационной деятельности: Понятие инновации и инновационной деятельности. Эволюция моделей инновационного процесса. Переход к инновационному типу воспроизводства. Системность технологических перемен. Инновационные хозяйственные системы. Цикличность развития инноваций. Теория динамики технологических укладов.
- Государственная научно-техническая и инновационная политика: Содержание, исходные методологические положения, принципы выработки и реализации научно-технической и инновационной политики. Цели и задачи государственной научно-технической и инновационной политики России и ее регионов. Основные направления государственной научно-технической и инновационной политики в период экономической трансформации. Механизм выработки и реализации научно-технической и инновационной политики и ее ресурсное обеспечение.
- Региональная научно-техническая и инновационная политика и ее особенности: Методология выбора регионом приоритетов научно-технической и инновационной деятельности. Современное состояние развития в регионах научно-технической и инновационной деятельности. Основные направления развития в регионах России экономики инновационного типа. Коммерциализация инноваций.
- Инновационная инфраструктура и пути ее развития: Теоретико-методологические основы понятия "инновационная инфраструктура". Общефедеральные и региональные элементы инновационной инфраструктуры и краткий генезис их становления и развития. Пути дальнейшего развития в России инновационной инфраструктуры.
- Научный потенциал, его содержание, структура, направления развития и эффективность использования: Характеристика состояния научного потенциала России и основных проблем, связанных с его сохранением и развитием. Территориальные особенности размещения и состояния научного потенциала России. Основные виды и формы государственной поддержки научного потенциала.
- Рынок технологий: его организация и государственное регулирование: Новые технологии и нововведения. Экономические отношения продавцов и покупателей. Рынок научно-технических проектов для производства. Цена инноваций. Механизмы государственного регулирования рынка технологий.
- Инновационная стратегия развития экономики России и ее приоритеты: Инновационная стратегия: необходимость и классификация. Стратегия инновационо-технологического прорыва и механизм ее реализации. Система приоритетов инновационной стратегии.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Сущность понятий "инновации" и "инновационная деятельность".
2. Основные этапы инновационной деятельности.
3. Цикличность инноваций и смена технологических укладов.
4. Инновационные хозяйственные системы.
5.Принципы выработки и реализации научно-технической и инновационной политики.
6.Цели и задачи государственной научно-технической и инновационной политики России и ее регионов.
7. Современное состояние в регионах научно-технической и инновационной деятельности.
8. Основные направления развития в регионах России экономики инновационного типа.
9. Организация инновационного процесса на корпоративном уровне.
10. Приоритеты развития высокотехнологичного комплекса России.
11. Коммерциализация инноваций.
12. Ресурсное обеспечение инновационной деятельности.
13. Основные источники инвестиционного обеспечения научно-инновационного обновления.
14. Инновационная инфраструктура и пути ее развития.
15. Территориальные особенности размещения и состояния научного потенциала России.
16. Территории инновационного развития и примеры их организации во Владимирской области.
17. Основные механизмы реализации политики инновационного развития территорий.
18. Управление развитием научного потенциала региона.
19. Методы и инструменты стимулирования деятельности научных организаций.
20. Содержание современного инновационного менеджмента.
21. Основное содержание и современные особенности интеграции науки, образования, производства и рынка.
22. Воздействие рыночных условий на инновационную восприимчивость производства.
23. Эффективность инновационной деятельности.
24. Показатели инновационной деятельности хозяйственных систем.
25. Кадровое обеспечение инновационного развития территории.
26. Инновационная стратегия развития России и ее отдельных регионов.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Бромберг Г.В. Сборник нормативно-методических документов по стимулированию инновационной деятельности для руководителей предприятий и организаций. М.: ИНИЦ, 2002.
2. Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: ВлаДар, 1993.
3. Государственное регулирование рыночной экономики / Учебник. Изд. 2, перераб. и доп. / Общ. ред. В.И. Кушлина. М.: Изд-во РАГС, 2002.
4. Грачева М.В., Кулагин А.С., Симаранов С.Ю. Инновационное предпринимательство, его риски и обеспечение безопасности: Пособие для предпринимателя. М.: АНХ, 2000.
5. Завлин П.Н., Васильев А.В. Оценка эффективности инноваций. СПб.:Бизнес-Пресса, 1998.
6. Закон Российской Федерации "О науке и государственной научно-технической политике" от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ // Экономическая газета. 1996. 3 сент.
7. Иванов В.В., Матирко В.И. Наукограды России: от методологии к практике. М.: Сканрус, 2001.
8. Иванов В.В.., Петров Б.И., Плетнев К.И. Территории высокой концентрации научно-технического потенциала в странах ЕС, м.: Сканрус, 2001.
9. Иванова Н.И. Национальные инновационные системы. М.: Наука, 2002.
10. Инновации: теория, механизм, государственное регулирование. Учебное пособие / Под ред. Ю.В. Яковца. М.: РАГС, 2000.
11. Инновационная экономика / Под общ. ред. А.А. Дынкина и Н.И. Ивановой. М.: Наука, 2001.
12. Инновационный менеджмент. М.: РАГС, 1996.
- Инновационный тип развития экономики России: Учебное пособие, Отв. ред. А.Н. Фоломьев. – М.: Изд-во РАГС, 2005. – 584 с. ISBN 5-7729-0203-2.
14. Кретинин В.А., Колесников А.В. Перевод экономики региона на инновационный путь развития. Монография. - Владимир, Собор, 2008. - 176 с.
15. Кушлин В.И. и др. Инновационность хозяйственных систем. М.: Эдиториал УРСС, 2000.
16. Кушлин В.И., Фоломьев А.Н., Селезнев А.З., Смирницкий Е.К. Инновационность хозяйственных систем. М.: Эдиториал УРСС, 2000.
17. Плетнев К.И. Инфраструктура научно-технической и инновационной деятельности // Научно-технический потенциал России и его использование. М.: Сканрус, 2001.
18. Стратегия научно-технического прорыва / Под ред. Ю.В. Яковца. М.: МФК, 2001.
19. Фоломьев А.Н., Гейгер Э.А. Менеджмент инноваций. Теория и практика. М.: АИРО-ХХ, 1997.
20. Кузык Б.Н. Россия: стратегия инновационного прорыва / Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец. М.: Экономика, 2004.
Глава IV. Прогнозирование, стратегическое планирование и программирование регионального развития.
В настоящее время на всех уровнях власти в Российской Федерации идет активный поиск форм и методов преодоления последствий глобального финансового кризиса, подъема экономики и других сфер жизнедеятельности. Глубина кризисных явлений и масштабность задач по выводу страны и регионов на современные социальные и научно-технические показатели требуют долгосрочных горизонтов предвидения, регулирования и управления. Одними из методов достижения целей выступают разработка и реализация прогнозов, а также долгосрочных стратегий социально-экономического развития, направленных на модернизацию и создание новых производств, способных в условиях глобализации быть конкурентными, обеспечивать устойчивые темпы развития по определяющим параметрам. Только эффективно работающая экономика позволит реализовать цели реформ, обеспечить социальную защиту населения и гарантии, закрепленные в Конституции РФ.
Процесс достижения устойчивого функционирования хозяйственного комплекса региона является целенаправленным и длительным по времени. Эволюционный путь развития не всегда приводит к желаемым результатам и может быть весьма затратным по ресурсам. В связи с этим актуальными становятся задачи совершенствования прогнозирования и стратегического управления социально-экономическими процессами в регионе, разработки механизмов его вывода на параметры устойчивого развития.