Общее и особенное в развитии экономик Сингапура и респ. Корея
В особую группу можно объединить страны со смешанным режимом, представляющим своеобразный симбиоз авторитаризма с либеральными многопартийными системами (в частности, Южная Корея, Сингапур), где господствующие политические силы, используя западную модель открытой рыночной экономики в тесном экономическом взаимодействии с Японией, США и Западной Европой, создали современную базу, начали процесс эволюции политических режимов по пути их демократизации.
В экономической географии сложилось понятие «восточноазиатская модель развития», которым характеризуют особенности социально-экономического развития стран этого субрегиона.
Многие элементы этой модели присутствуют и в других странах:
1. Государственное регулирование экономики.
2. Экспортная ориентация.
3. Широкое привлечение иностранного капитала.
4. Создание крупных национальных монополий.
Восточноазиатский инструмент данной модели — широкое использование психологических (в т. ч. поведенческих) традиций населения, сформировавшихся в сложных природных и исторических условиях на базе философских, религиозных и моральных ценностей.
Характерно для НИС ВА (восточной Азии)
1. Быстрые и устойчивые темпы развития. Среднегодовые темпы прироста ВВП примерно 7%. Данные страны нельзя обвинять в протекционизме, т.к. они использовали умеренно прямое субсид-е экспорта, соглашались на добровольное огран-е экспорта и открывали свои рынки для других НИС.
2 причины быстрых и устойчивых темпов развития: 1. Сокращение соц-эконом-го неравенства между людьми.( Равенство в отношении доходов – растет социальная сплоченность населения страны и прав на землю – проведена аграрная реформа; Также государственные расходы на образование в странах ВА не превышали подобные ассигнования в других странах. Однако азиаты основную часть средств направляли на развитие начального и среднего образования с целью подготовки квалифицированной, «беловоротничковой» рабочей силы, а не на нужды университетов и институтов. Но и высшее образование не обделено вниманием. ) 2. Конфунцианская этика (благородный человек). Качества: трудолюбие, ориентация на будущее, бережливость, стремлемление к совершенству, образованность. Преданность работодателю и строгую систему подчинения и старшинства, понимание своего места.
Принципы развития НИС:
1. Создание связки «прибыль-инвестиции»:
поддержание политической стабильности и благоприятной для капиталовложений макроэкономической политики;
- создание ' стимулов для инвестиций с помощью мер, искусственно повышающих прибыли;
- внедрение определенной дисциплины предпринимательства путем перекрытия каналов непроизводительных инвестиций и утечки капитала, ограничения потребления предметов роскоши.
2. Создание связки «экспорт-инвестиции»:
- на первом этапе стимулирование традиционных видов экспорта (главным образом сырьевых и трудоемких товаров) для максимального притока иностранной валюты, необходимой для приобретения инвестиционных товаров, воплощающих в передовые технологии;
создание более современных отраслей через формирование и своевременную ликвидации,государственной поддержки;
- селективное и стратегически выверенное использование ПИИ для получения из-за рубежа наиболее передовых технологий
III. Создание прочной сети взаимоотношений «государство-бизнес»:
- развитие независимой государственной системы управления, включая органы на уровне отраслей экономики;
- установление прочных связей между промышленными фирмами и финансовым сектором для стимулирования производственных инвестиций.
IV. Предотвращение разорения малого бизнеса:
поддержка мелких производителей в сельском хозяйстве и промышленности с помощью целенаправленных государственных инвестиций, льготных кредитов и консультационных услуг;
Сущест-ет северная и южная модель индустриализ-и ВА. Сингапур и Корея – Северная.
«Северная» модель имеет высокоразвитые институциональные "механизмы государственного регулирования (такие как компетентная государственная бюрократия и консультативные организации между правительством и бизнесом). Южную модель часто рекомендуют для использования в других странах - поскольку ее, легче воспроизвести
2. В странах «северной» модели наблюдаются более быстрые темпы экономического роста за длительный период. За 30 лет (с середины 60-х до середины 90-х годов) среднегодовые темпы роста экономики Японии и трех «азиатских драконов» примерно на 2% выше, чем стран «южной» модели. Кумулятивный эффект такого разрыва весьма велик.
3. В странах «северной» модели ниже исходный, но выше нынешний уровень экономического развития.
4. Степень обеспеченности природными ресурсами стран «северной» и «южной» модели разная. По трехбалльной шкале Всемирный банк оценил наличие природных ресурсов стран мира. Республика Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг получили по одному баллу, а Малайзия, Таиланд и Индонезия - по три балла. Страны севера региона не имели богатых запасов сырья, что, стимулировала их промышленный экспорт.
В 90-е г. в НИС произошло несколько фин кризисов. Пострадала оч. Корея.
Причины: 1. Чрезмерно растущий дефицит платежного баланса. 2.Чрезмерный объем краткосрочных иностранных инвестиций.3. Некачественное ведение операций кредитными орган-ми.4. Истощение официальных валютных резервов (резкие колебания валютных курсов). 5. Неэффективная кредит и инвестиц-я политика.
Особенности развитияэкономик: 1. Корея – выступает как мировой произв-ль электроники, информац-х технологий, телекоммуникаций, автомобилей, морских судов. Сингапур – это крупный транспортный узел, (оказание различных услуг (транспортных, погрузочно-разгрузочных, складских, торговых, туристических, финансовых), оказываемых на уровне мировых стандартов). Сфера услуг составляет 65% ВВП. Также является крупным финансовым центром. 2. Корея прошла путь – от слаборазвитой страны через статус Нов индустр-ой экономики к признанию ее развитой страной, официал оформ-ое вступление в ОЭСР в 1996г. в течение 50 л. был осуществлен переход. Сингапур - единственная развитая страна в ЮВА. Очень хорошее географическое положение. Сначала яв-ся колонией Страна проделала путь от посреднического центра по торговле колониальными товарами до нов индустр-го госуд-ва «1-ой волны», а затем развитой страны. Максимально использ-ла преимущ-ва глобализации при прочной защиты нац рынка. 3.
44. Экономика международного туризма: содержание и проблемы развития.
М/н туризм является сегодня одной из наиболее доходных и динамично развивающихся отраслей МЭ. В начале 21 века на долю м/н туризма приходилось около 8% общего объема мирового экспорта и 30-35% мировой торговли услугами.
Число м/н туристов постоянно растет. В последние 20 лет среднегодовые темпы прироста числа прибытий иностранных туристов в мире составляли около 5%, а валютных поступлений – около 15%. Если в 1950 г. число туристов в мире составляло порядка 25 млн. человек, а оборот туриндустрии – порядка 2 млрд. долл., то в 2003 г. в мире было зарегистрировано 694 млн. прибытий туристов, а суммарные поступления от м/н туризма составили 470 млрд. долл. М/н туризм обеспечивает работой около 100 млн. человек во всем мире.
Важнейшие факторы развития м/н туризма (предпосылки):
· повышение уровня и качества жизни населении
· создание широкой и общедоступной транспортной инфраструктуры
· бурное разитие информационных технологий и средств связи
· увеличение численности населения планеты
· рост числа пенсионеров с высоким уровнем материального благополучия
Отрицательно влияет на развитие туризма
· нестабильная политическая обстановка в некоторых странах и регионах мира (Сербия)
· военные конфликты различного масштаба (Израиль, Пакистан, Афганистан)
· серьезные экономические и финансовые кризисы (# в ЛА)
· распространение различных эпидемий (распространение атипичной пневмонии в Азии в 2003)
· угроза международного терроризма – основная причина (теракты в США 2001, в Испании в 2004)
Укрепление евро к доллару, фунту, иене, рублю привело к повышению стоимости туров в западноевропейские страны в соответствующих валютах и следовательно уменьшило привлекательность ЗЕ для туристов из США, Японии, Англии, России и многих других стран.
На мировом рынке туризма различают страны-поставщики туристов (направляющие страны) и принимающие страны. К основным лидерам среди направляющих стран относятся США, Германия, Англия, Бельгия, Швеция, Канада и др. К принимающим странам – Франция, Испания, США, Италия, Швейцария, Греция, Кипр и др.
Наибольшее развитее м/н туризм получил в Европе. На Европейский регион приходится до 60% м/н туристских прибытий и около 50% всех поступлений от туризма в мире. Успех европейских стран на мировом рынке можно объяснить наличием всемирно известных культурно-исторических и природных памятников, широкой и развитой сетью индустрии туризма, современной транспортной инфраструктурой, а также традиционным предпочтении европейцев проводить отпуск в ближнем зарубежье. Около 90% приезжающих в европейские страны туристов – европейцы.
В европейском регионе уверенно лидирует южносредиземноморская группа стран: Испания, Италия, Греция, а также Германия, Бенилюкс и Австрия. На них приходится около 20% м/н туристских прибытий. ЦВЕ (Болгария, Хорватия, Чехия) занимает около 11% мирового рынка туризма.
Азиатско-Тихоокеанский регион, который часто называют туристским направлением будущего, занимает в настоящее время около 18% мирового рынка. В последние годы этот регион вытеснил Американский со второй позиции в мире. Лидерами здесь являются Япония, Индонезия, Малайзия, Таиланд, Шри-Ланка, Индия, в последнее время Китай.
Американский регион занимает 3 место – 17% рынка международного туризма. Лидируют США, Канада, Мексика. США обладает самой широкой в мире сетью гостиниц и современной транспортной инфраструктурой.
На Африку (ЮАР, Тунис, Марокко) приходится 4%, на Ближний Восток (ОАЭ, Саудовская Аравия) – 2%.
Россия занимает 15 место в мировом рейтинге по посещаемости иностранными туристами, около 3% мирового рынка туризма. Около 80% посещений России приходится на Москву, СПБ и города «Золотого кольца». 2/3 туристов приезжают из стран СНГ, а также из Германии, Китая, США, Италии. Фактору, ограничивающие приток иностранных туристов в Россию: недостаточное развитие дорожной и транспортной инфраструктуры, недостаток относительно недорогих современных гостиниц среднего класса, отсутствие должной поддержки со стороны государства и др.
С начала 90-х гг. Россия превратилась в одного из активных поставщиков туристов. Основные направления – Турция, Египет, Испания, Италия, Болгария, Чехия.
В настоящее время на мировом рынке туризма практически полностью доминируют крупные ТНК, в их числе «ТУИ» (Германия), «Карлсон» (США), «Кука» (Великобритания), Интерхоум (Швеция) и др. Большинство крупнейших сетей отелей в мире принадлежит американскому бизнесу: «Шератон», «Холидей Инн», «Мариотт».
Значительную роль в туристическом бизнесе продолжают играть туристские фирмы мелкого и среднего бизнеса.
Во многих странах туризм является ведущей отраслью экономики. Так в Испании и Австрии поступления от туризма составляют 40% общих доходов от экспорта товаров и услуг, в Греции – 36%, Португалии – 21%, на Кипре – 52%. В некоторых странах этот показатель намного выше.
М/н туризм благотворно влияет на экономику страны:
· является стабильным источником валютных поступлений
· создает рабочие места, снижает уровень безработицы
· развивает смежные отрасли национального хозяйства
· активизирует деятельность центров народного промысла (индустрия сувениров).
Туристские услуги[1], предлагаемые в качестве товаров на мировом рынке довольно разнообразны. К ним относятся:
· услуги по размещению туристов
· услуги по перемещению туристов до страны назначении и по ней
· услуги по обеспечению туристов питанием
· услуги по удовлетворению культурных потребностей туристов
· услуги, направленные на удовлетворение деловых интересов туристов
· услуги торговых предприятий (продажа сувениров)
· услуги по оформлению документов.
Туристу могут предоставляться либо определенные виды услуг, либо полный комплекс услуг через продажу inclusive-туров или package-туров.
Виды м/н туризма. Классифицируется по целям поездки: (познавательный (более 50%), курортный, лечебный, деловой, научный, спортивный, учебный, экологический, религиозный, шоп-туры). Растет число смешанных туров. Особенно динамично развивается деловой туризм (15-20%)
По возрасту: зрелый, молодежный, детский, смешанный.
По продолжительности: однодневный, многодневный, транзитный
По форме участия: индивидуальный, групповой
Существуют и другие классификации (по способу передвижения, по сезонности).
Между производителями туристских услуг и клиентами туристами, как правило, существуют посредники – туристские фирмы. Отношения между производителем туристских услуг( транспортная организация, гостиница, ресторан) и турагентом или туроператором чаще всего регулируются агентским соглашением. Обычно это соглашение (оформленное в письменном виде) называется лицензией. Возможна и другая форма взаимоотношений между производителем туристских услуг и турагенством – система франшизы. Турагенства – это розничная фирма, выступающая посредником между туроператором и клиентом-туристом. Туроператор – оптовая туристская фирма, выступающая посредником между предприятиями туристской индустрии и турагенствами.
По прогнозам Всемирной туристской организации, мировой рынок туризма будет и в дальнейшем быстро развиваться. Ожидается, что к 2020 г. число м/н прибытий увеличится до 1,6 млрд. в год. Прогнозируется, что Китай станет ведущим туристическим направлением. Следующие по популярности будут: США, Франция, Испания.