Иностранные инвестиции в россии
Активная деятельность по привлечению иностранных инвестиций в отечественную экономику началась в СССР в годы перестройки. Важнейшим законодательным актом, и по сей день регулирующим деятельность иностранных инвесторов в России, явился принятый в 1991 г., а затем в новой редакции в 1997 г. Закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР». Главным результатом принятия этого Закона стало предоставление предприятиям с иностранными инвестициями национального режима, при котором такие предприятия пользуются на территории страны равными юридическими правами и несут равные обязанности с чисто российскими предприятиями (за исключением деятельности в некоторых стратегических областях экономики).
Процесс массовой приватизации в России в 1992-1994 гг., стремительное развитие российского рынка ценных бумаг и создание его нормативной базы впервые в отечественной истории создали предпосылки для создания рынка иностранных инвестиций в России. Вместе с тем, несмотря на определенный прогресс, в последнее время противоречивость, неполнота и нестабильность нормативно-правовой базы остаются одними из важнейших препятствий на пути привлечения иностранных инвестиций в Россию.
Уровень иностранных вложений в российскую экономику является (учитывая масштабы российской экономики) крайне низким, особенно на фоне привлечения зарубежных инвестиций другими странами мира.
Причинами неблагоприятного инвестиционного климата в России являются:
¨ резкий спад производства, следствием которого, в частности, является резкое сокращение внутреннего спроса на промышленную продукцию и услуги;
¨ инфляция и непредсказуемость курса рубля по отношению к иностранным валютам;
¨ несовершенство нормативно-правовой базы в экономике в целом и в области иностранных инвестиций, в частности;
¨ высокий уровень налогообложения и внешнеторговых пошлин;
¨ неразвитость российского рынка капиталов;
¨ недостаток качественной инфраструктуры;
¨ фактическое отсутствие единой государственной политики в области привлечения иностранных инвестиций.
Вместе с тем уже существующая практика иностранных инвестиций в России выявила определенные закономерности, которые позволяют анализировать сложившуюся структуру вложений зарубежного капитала и прогнозировать развитие инвестиционного процесса в ближайшие годы. Рассмотрим практику прямых иностранных инвестиций в российскую экономику.
В настоящее время инвестиционная деятельность в РФ регламентируется Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с изм. и доп. от 2 января 2000 г.), методическими рекомендациями по оценке эффективностиинвестиционных проектов, обязательными для применения в нашей стране. На наш взгляд, целесообразно познакомиться с терминологией, которая используется в российских официальных документах.
Инвестиции ¾ денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Капитальные вложения ¾ инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.
Далее следуют термины, принятые в публикациях Госкомстата.
Инвестиции в основной капитал представляют собой совокупность затрат, направленных на создание, воспроизводство и приобретение основных средств (новое строительство, расширение, реконструкция и техническое перевооружение объектов, приобретение машин, оборудования, инструмента и инвентаря, на формирование основного стада, многолетние насаждения и т. д.).
Инвестиции иностранные ¾ вложения капитала иностранными инвесторами в объекты предпринимательской деятельности на территории России в целях получения дохода. Иностранными инвесторами могут быть иностранные физические и юридические лица, государства, международные организации.
Прямые иностранные инвестиции ¾ это привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий (в том числе путем продажи зарубежным инвесторам крупных пакетов акций российских акционерных обществ) (см. табл. 44.1).
Основными способами привлечения прямых иностранных вложений в экономику России являются:
¨ регистрация на территории России предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу;
¨ привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции;
¨ создание свободных экономических зон (СЭЗ), направленное на активное привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы страны.
Анализ структуры уже привлеченных прямых инвестиций показывает их весьма узкую отраслевую направленность. Значительная доля таких инвестиций направляется либо в экспортно-сырьевые отрасли, либо в производства с малыми сроками окупаемости и незначительным основным капиталом (торговля, телекоммуникации, общественное питание, пищевая промышленность, финансовые услуги).
Такой отраслевой перекос не случаен ¾ он в значительной мере отражает реальное положение сегодняшней России в международном разделении труда. Страна выступает на мировой экономической сцене как экспортер сырьевых ресурсов и продуктов первого передела и как импортер иностранной высокотехнологичной продукции и услуг, рассчитанных на потребительский спрос. В то же время такая отраслевая структура инвестиций свидетельствует и о том, какие категории иностранных инвесторов готовы производить прямые вложения в Россию, невзирая на высокие риски и крайне неблагоприятный инвестиционный климат. Прежде всего ¾ это крупнейшие транснациональные корпорации, рассматривающие вложения в Россию как способ получения доступа к ресурсам и внутреннему рынку.
Иностранный капитал в РФ, не оказывая почти никакого значительного воздействия на развитие национального хозяйства в целом, играет сейчас роль «катализатора роста» лишь в нескольких узких секторах производства, ориентированных на зарубежный спрос. Избежать этой тенденции и добиться существенного увеличения прямых иностранных вложений в российскую экономику можно путем выработки комплексной государственной программы по привлечению иностранных инвестиций. Это означает:
¨ создание реально действующей системы льгот для иностранных инвесторов в отдельных отраслях и регионах (в частности, создание реально действующих свободных экономических зон);
¨ четкое разграничение собственности между хозяйствующими субъектами, а также между федеральными и местными структурами власти;
¨ снижение налогового бремени и упрощение структуры налогов;
¨ создание механизмов страхования иностранных инвестиций.
Что же касается портфельных инвестиций, то здесь ситуация несколько другая.
Портфельные иностранные инвестиции ¾ это косвенное участие в делах фирмы, или покупка ценных бумаг наиболее эффективно работающих предприятий (частных или государственных) с целью получения максимального дохода на вложенные средства. Портфельный инвестор в отличие от прямого занимает позицию стороннего наблюдателя по отношению к предприятию ¾ объекту инвестирования и, как правило, не вмешивается в его управление (см. табл. 44.1).
Общий объем иностранных инвестиций, поступивших в нефинансовый сектор экономики России по видам(без учета органов денежно-кредитного регулирования, коммерческих и сберегательных банков, включая рублевые инвестиции, пересчитанные в доллары США)1.
Таблица 44.1
Таблица 44.1 показывает, что наблюдается значительный рост как прямых, так и портфельных иностранных инвестиций в экономику РФ.
По данным Госкомстата, одновременно с ростом номинального объема инвестиций в основной капитал по отраслям существенно увеличивается доля инвестиции в промышленность.
Во многом этому способствуют следующие меры:
1) снижение административных барьеров и дебюрократизация экономики;
2) разработка ряда законопроектов, направленных на закрепление гарантий прав при осуществлении инвестиционной деятельности, установление четких и понятных принципов осуществления государственной поддержки инвестициям. Защита прав собственников и инвесторов;
3) совершенствование корпоративного управления;
4) налоговая реформа;
5) переход на международные стандарты учета;
6) вступление России в ВТО;
7) таможенное регулирование и администрирование;
8) реформирование банковской системы России;
9) развитие рынка капиталов и внутреннего инвестиционного потенциала.
Рекомендация: