Макроэкономическое программирование
Страны мира значительно отличаются друг от друга по характеру стоящих перед ними макроэкономических проблем. В условиях открытой экономики пути решения этих проблем абсолютно индивидуальны для каждой из них. Но в любом случае решение тех или иных проблем предполагает предварительное создание и одобрение некоего плана, идентифицирующего проблемы и определяющего последовательность и механизмы их решения.
Макроэкономическая программа – совокупность существующих экономических условий, поставленных экономических целей и инструментов их достижения.
Макроэкономические программы могут составляться либо в качестве аналитического ориентира экономического развития, либо для исправления возникших проблем.
Классификация макроэкономических программ по целям:
· Текущая/финансовая программа – программа среднесрочного планирования или прогнозирования макроэкономического развития страны. Практически во всех странах она осуществляется в рамках составления бюджета правительства как минимум на следующий год, но нередко включает и его прогноз на 2-3 ближайших года. Во многих странах принимаются кредитные программы, которые определяют приоритеты кредитования и охватывают либо весь банковский сектор, либо только центральный банк.
· Стабилизационная / краткосрочная корректировочная программа – программа продолжительностью до 1-1,5 года, направленная на единовременное исправление дисбалансов, не связанных с глубокими структурными проблемами экономики. Так, рост бюджетного дефицита может быть связан, например, с непредвиденными расходами на ликвидацию стихийных бедствий или выплату зарплат работникам государственных предприятий, объявивших забастовку. Дефицит платежного баланса может быть вызван быстрым оттоком краткосрочного спекулятивного капитала, необходимостью осуществить крупные выплаты по внешней задолженности, пришедшиеся на данный год.
· Долгосрочная программа структурной корректировки / программа развития – программа продолжительностью 3-4 года, направленная на исправление глубоких структурных диспропорций в экономике и обычно включающая такие меры, как приватизация, демонополизация, изменение механизмов регулирования экономики.
На практике ни одна программа не может быть однозначно отнесена к той или иной категории. Нередко на фоне реализации текущей программы правительство сталкивается с неожиданной проблемой, которая, если не применить срочных стабилизационных мер, приведет к долгосрочной разбалансированности. Во многих странах краткосрочный финансовый кризис, который на время может быть подавлен стабилизационной программой, является отражением глубоких макроэкономических структурных диспропорций, либо унаследованных от прежнего режима, либо возникших в силу недальновидной текущей экономической политики. Разработка макроэкономической программы предполагает анализ прошлых и текущих событий в экономике и составление на его основе прогноза ее развития на текущий год и несколько ближайших лет.
Таким образом, необходимо дать подробную характеристику макроэкономического программирования.
По характеру макроэкономические программы делятся на:
· Активные программы – набор мер, которые правительство обязуется принять для достижения поставленных целей.
· Пассивные программы – оценка возможных последствий текущей и планируемой экономической политики и тенденций развития макроэкономических переменных, которые были бы желательны для достижения поставленных целей.
Макроэкономическая программа обычно состоит из следующих ключевых элементов, приведённых в таблице 8.3.
Таблица 8.3
Композиция макроэкономических программ
Элементы программы | Краткое описание |
Цели | Должны быть четко определены еще до начала ее разработки, быть ясными, реалистичными и достижимыми с помощью набора инструментов, имеющегося в распоряжении правительства |
Временные рамки | Должно быть ясно, на решение каких – краткосрочных, среднесрочных или долгосрочных целей или какой-то их комбинации направлена программа; соответственно устанавливается и продолжительность действия самой программы |
Определение стратегии | Программа обычно определяет, какие меры – по контролю спроса, по контролю предложения или некая их комбинация – заложены в ее теоретическую основу |
Инструменты экономиче- | Набор экономических рычагов, которые либо непосредственно находятся в распоряжении правительства, либо на которые оно может |
Продолжение табл. 8.3
ской политики | косвенно влиять (для бюджета – налоги, долговые обязательства, для денежного сектора – учетная ставка, централизованные кредиты, для ВЭД – тарифные и нетарифные ограничения, для реального сектора – ценовая политика, субсидии, регулирование доходов) |
Последовательное использования инструментов | Очередность зависит от политической возможности осуществления реформ в целом, наличия инструментов в распоряжении правительства, глубины текущего кризиса и многих других причин |
Надзор за исполнением программы | Контроль может осуществлять само правительство, парламент, президентские структуры. Если используются международные финансовые ресурсы, то для контроля используются ежемесячные индикативные показатели и ежеквартальные критерии исполнения программы |
В процессе макроэкономического программирования в аналитических и практических целях экономику каждой страны можно разделить на четыре взаимосвязанных сектора – реальный, денежный, бюджетный и внешний. Мировой опыт показывает, что именно такое представление экономики является наиболее оправданным с аналитической точки зрения, позволяющей анализировать экономику в целом, а не отдельные ее элементы, в ее взаимосвязи с внешним миром. В подавляющем большинстве стран мира именно эти секторы экономики наиболее полно отражены в статистике, что позволяет осуществлять не только количественный, но и качественный анализ.
Экономические сделки внутри каждого сектора и секторов между собой фиксируются в рамках системы национальных счетов, с одной стороны, как сделки по производству и торговле товаров и услуг, а с другой – как соответствующиеим финансовые расчёты. Баланс сделок каждого сектора, по определению, должен быть равен нулю. Разность доходов и расходов каждого сектора составляют его сбережения. Если в каком-либо из секторов доходы меньше расходов, то возникающий так образом дефицит сбережений должен быть профинансирован за счет друг сектора.
По состоянию платежного баланса можно с известной степенью условности судить как о состоянии экономики на определенный момент, так возможных проблемах на пути ее будущего развития. Поэтому достижение устойчивости платежного баланса является главной целью программ макроэкономической корректировки.