Глава III. Инновационная активность как базовый компонент экономической устойчивости региона в современных условиях
В настоящее время инновационная деятельность в развитых странах является основой социального прогресса, позволяет им занимать доминирующее положение на мировых рынках наукоемких товаров, максимально использовать в национальных интересах интеллектуальную и технологическую ренты, обеспечивать наивысшую в мировом хозяйстве эффективность использования всех основных материальных, финансовых и трудовых ресурсов и тем самым создать гарантированную основу конкурентоспособности производителей на мировых рынках.
В нашей же стране в связи с реформированием отношений собственности, трансформацией механизма управления экономикой на федеральном уровне и бюджетно-финансовой среды, развитием бюджетного федерализма формирование инновационной системы нового типа только начинается. При этом происходит постепенное смещение процессов реформирования научной сферы из федерального центра на региональный уровень.
Возникает потребность выработки новых подходов к управлению функционированием и развитием региональных хозяйственных систем и, прежде всего, эффективной инновационной политики, обеспечивающей комплексное развитие региона в новых условиях .
Несмотря на разработанность темы, назрела острая необходимость в пересмотре существующих подходов к инновационной деятельности, исходя из изменившихся внутренних и внешних условий.
Актуальность указанной работы обусловлена ещё и тем, что для обеспечения устойчивого функционирования экономики региона и России в целом необходим системный подход к внедрению в экономику научных достижений.
В связи с этим становится весьма актуальным исследования по разработке механизмов развития инновационной активности как базового компонента экономической устойчивости региона, государственному регулированию процессов формирования целостного инновационного комплекса региона.
3.1. Инновационная активность – как свойство региональных хозяйственных систем[88]
Процесс перехода региона к устойчивому развитию осуществляется под воздействием факторов разного уровня и характера: внешних интегрированных (смешанных) факторов, региональных (внутренних), которые позволяют выявить возможности и внутренние резервы, определяющие управление устойчивым развитием, где особая роль отводится ресурсно-инновационным факторам. Стратегическое управление научно-инновационным потенциалом региона является необходимым условием обеспечения устойчивого развития региона и включает механизмы финансово-экономической, информационной, кадровой, технологической и др. поддержки.
Пока эти процессы носят анклавный характер, поскольку важнейшая задача перехода страны от экспортоориентированного, "сырьевого" роста к инновационному находится в стадии решения. Еще предстоит создать действенную систему превращения инновационных идей в готовый продукт, востребованный рынком.
Возникает потребность в четко разработанной и продуманной государственной инновационной политике, как в Российской Федерации, так и ее субъектах. При этом под государственной инновационной политикой обычно понимается "часть государственной социально-экономической политики, направленной на совершенствование государственного регулирования, развитие и стимулирование инновационной деятельности"[89].
На заседании Совета безопасности и президиума Госсовета, состоявшемся 24 февраля 2004 года, подчеркивалось, что главным содержанием основ государственной политики в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу является переход на инновационный путь развития нашей страны, т.е. строительство экономики, способной производить высокотехнологический конкурентоспособный продукт. Оживление и переустройство научной системы возможно только при активной роли региональной власти и частного капитала, поскольку она потеряла многие внутренние стимулы к самоорганизации и развитию, а бюджетные ресурсы для этих целей крайне ограничены. Внедрение достижений современной науки, новых методов управления в материальную и социальную сферы – задача стратегическая. А текущая – формирование комплекса мер, позволяющих запустить маховик инноваций. Решение этой задачи альтернатив не имеет.
Не случайно на состоявшейся в апреле 2002г. в администрации Владимирской области научно-практической конференции[90] участники подтвердили, что в регионе есть возможности и среда для внедрения нового и прогрессивного. Инновационная деятельность является одним из резервов экономического роста, она призвана обеспечить увеличение валового внутреннего продукта области за счет освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий, а также расширения на этой основе рынков сбыта товаров, производимых в регионе. И это не случайно.
Владимирская область входит в число наиболее экономически развитых областей Центрального Федерального округа, по объему валового регионального продукта она находится на 40-м месте среди субъектов РФ.
В регионе в процессе исторического развития сложился крупный хозяйственный комплекс индустриально-аграрного типа.
Экономическому развитию способствует наличие значительного научно-технического потенциала, основу которогосоставляют научно-исследовательские институты и научные организации, крупные промышленные предприятия, образовательные учреждения. В области функционируют 6 отделений международных и российских общественных научных академий.
Основными направлениями и отраслями исследований являются: электротехника, машиностроение, сельское хозяйство, медицина, химия лазерные, космические и нанотехнологии.
В настоящее время в сфере науки и научного обслуживания действуют 34 организации (без учета малых предприятий), из них две трети составляют научно-исследовательские институты и конструкторские бюро, пятую часть - промышленные предприятия, доля высших учебных заведений не превышает 5,5%.
Научные организации располагают высококвалифицированными кадрами, современным оборудованием, передовыми технологиями, позволяющими выпускать уникальную конкурентоспособную продукцию. Разработки многих из них известны в России и за рубежом, производимая продукция во многом не имеет мировых аналогов. Среди них: ФГУП Научно-исследовательский конструкторско-технологический институт тракторных и комбайновых двигателей (НИКТИД), Всероссийский научно-исследовательский, конструкторский и проектно-технологический институт органических удобрений и торфа (ВНИПТИОУ), Всероссийский научно-исследовательский институт ветеринарной вирусологии и микробиологии (ВНИИВВиМ), ОАО “Научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт электромашиностроения» (НИПТИЭМ), ГП Владимирский научно-исследовательский институт сельского хозяйства (ВНИИСХ), ГП конструкторское бюро “Арматура”, ГУ Всероссийский научно-исследовательский институт защиты животных (ВНИИЗЖ), ФГУП Всероссийский научно-исследовательский институт синтеза минерального сырья (ВНИИСИМС), ГНИЛЦ РФ «Радуга», ВНИИ «Сигнал», Муромское СКБ-НПП, ОАО «Полимерсинтез», ООО Центр теплофизических исследований «ТЕРМО».
Значительным научным потенциалом обладают учреждения высшего образования, которые проводят научные исследования и разработки, осуществляют подготовку специалистов с высшим образованием и кадров высшей квалификации. Это: Владимирский государственный университет (ВлГУ), Ковровская государственная технологическая академия, Муромский институт ВлГУ.
Научные исследования и разработки осуществляют 8700 человек (из них исследователи - около 32%, техники - более 5%, вспомогательный персонал - 40%, прочие - около 23%), что в расчете на 1000 занятых в экономике области составляет около 20 человек. Более двух третьих работающих в науке, сосредоточено в научно-исследовательских организациях, около четверти – в конструкторских, 9% - в научных подразделениях промышленных предприятий, 2% - в прочих научных организациях, 0,4% - в высших учебных заведениях.
В общей численности работников основной деятельности более 40% составляют высококвалифицированные специалисты с высшим образованием, из них каждый десятый имеет ученую степень доктора или кандидата наук.
Объем научно-технических работ в год составляет более 1,4 млрд. рублей, из них 85% выполняется отраслевыми научно-исследовательскими институтами и конструкторскими организациями. Прикладные исследования и научные разработки осуществляются, главным образом, в области технических наук, а фундаментальные исследования – в сфере сельскохозяйственных наук.
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики во Владимирской области[91] более половины инновационно-активных крупных и средних организаций сосредоточены в подотрасли «машиностроение и металлообработка». В электроэнергетике и промышленности строительных материалов осуществляют деятельность по 5 инновационно-активных организаций в каждой, в пищевой – 4. Значительно более высокий, чем в целом по отрасли, уровень инновационной активности отмечен в машиностроении, промышленности строительных материалов и полиграфической промышленности, что подтверждается данными табл. 8.
Таблица 8
Число инновационно-активных организаций
и уровень их инновационной активности
Число инновационно-активных организаций, единиц | Уровень инновационной активности, процентов | ||
Справочно: 2003 | |||
Промышленность | 10,6 | 7,5 | |
В том числе: | |||
Электроэнергетика | 10,4 | 2,4 | |
Цветная металлургия | 16,7 | - | |
Машиностроение и металлообработка | 20,8 | 18,9 | |
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность | 2,9 | - | |
Промышленность строительных материалов | 21,7 | 11,1 | |
Легкая промышленность | 1,4 | 3,8 | |
Пищевая промышленность | 7,3 | 5,4 | |
Полиграфическая промышленность | 22,2 | 7,7 | |
Другие промышленные производства | 7,1 | - |
Большинство обследованных инновационно-активных промышленных организаций отмечают в числе приоритетных следующие цели технологических инноваций: улучшение качества продукции, совершенствование ее ассортимента, сохранение и расширение традиционных рынков сбыта, соответствие современным правилам и стандартам.
По мнению респондентов значимыми также являлись: создание новых рынков сбыта в России, повышение гибкости производства и внутреннего коммерческого процесса, улучшение условий труда, сокращение энерго-, материальных затрат и расходов на заработную плату, снижение загрязнения окружающей среды, рост производственных мощностей.
Значительное внимание уделяется также производственному проектированию, приобретению программных средств, обучению и подготовке персонала, проведению исследований и разработок. Доля организаций, занимавшихся вышеперечисленными видами инноваций, составляла соответственно 38,1%, 33,3%, 26,2% и 21,4% от числа инновационно-активных организаций. Кроме того, каждая шестая организаций занимается маркетинговыми исследованиями, каждая седьмая – закупала новые технологии.
В структуре затрат на технологические инновации инновационно-активных промышленных организаций наибольшую долю составляют затраты на приобретение машин и оборудования – 84,2%, по сравнению с предыдущим годом они увеличились на 13,1 процентного пункта.
Основным источником покрытия затрат на технологические инновации являлись собственные средства организаций. За счет них в год финансируется 80,6% капитальных и текущих затрат на инновации.
Однако в научно-технической сфере области имеется много нерешенных проблем. В переходный период централизованная система управления научно-технологическим развитием была разрушена, а надежды на самостоятельный запуск рыночных механизмов не оправдались.
Анализ показал, что в период «реформ» наиболее пострадал «человеческий капитал». Во Владимирской области в период с 1990 по 2005 год количество научных организаций снизилось с 40 до 34. Численность научных работников сократилась с 18 тысяч человек до 8,7 тысяч человек, т.е. более чем в 2 раза, причем это снижение произошло за счет потери специалистов непосредственно осуществляющих научные исследования и разработки. Их число уменьшилось более чем в 3 раза.
Произошел отток кадров в более престижные высокооплачиваемые сферы деятельности.
В современных условиях сложился серьезный разрыв между разработчиками научно-технической продукции, промышленностью и другими заказчиками. Слабые взаимосвязи научно-исследовательских организаций с конкретными промышленными предприятиями, а также отсутствие опыта коммерциализации разработок являются серьезными причинами, сдерживающими продвижение наукоемких проектов в производство.
Формирование региональной инновационной системы находится на начальном этапе развития. Ее организационные элементы функционируют не зависимо друг от друга. Создаваемая инфраструктура инновационной деятельности требует доработки, так как не выполняет значительной части функций, определяющих эффективность инновационной деятельности (защита прав интеллектуальной собственности, венчурное финансирование, страхование рисков, патентно-лицензионная работа и др.).
Анализируя структуру инновационных разработок, можно отметить, что в области недостаточно обобщены и внедряются имеющиеся организационные, социальные и экономические инновации.
Сформированный администрацией области каталог инновационных проектов показал, что значительная их часть принадлежит по новационному потенциалу к модифицированным, по степени новизны - к относительным и условным.
Не случайно значительная доля выпускаемой продукции в области отстаёт от современного мирового уровня по конкурентоспособности, техническому уровню и патентной защищённости.
Спрос на инновационные продукты у конкретных производителей в области в той или иной степени существует. Подтверждением этого является постоянный за последние три года рост доли инновационной продукции в валовом региональном продукте Владимирской области. Задача состоит в том, чтобы этот спрос активизировать. Существенным ограничением являются устаревшие фонды и технологии существующих предприятий. Поэтому более быструю отдачу можно получить путем создания новых высокотехнологичных производств, множества новых малых и средних предприятий. Это должно сопровождаться внедрением программных продуктов и современных технологий.
Опрос, проведенный на предприятиях Владимирской области, показал, что среди основных факторов, препятствующих инновациям, можно выделить следующие:
Экономические, в том числе:
- недостаток собственных денежных средств,
- слабая финансовая поддержка со стороны государства,
- низкий платежеспособный спрос на новые продукты,
- высокая стоимость нововведений,
- высокий экономический риск;
Производственные, включающие в себя:
- низкий инновационный потенциал предприятий,
- недостаток квалифицированного персонала;
И прочие, такие как:
- не высокая стимулирующая роль законодательной базы, регулирующей инновационную деятельность,
неразвитость рынка технологий.
Анализ показывает, что основным сдерживающим фактором развития является отсутствие интеграционного механизма, основанного на привлечении и использовании необходимых ресурсов (финансовых, производственно-технологических, управленческих и т.д.) для успешного продвижения инноваций на рынок. В конечном итоге, это приводит к недостаточной эффективности вложения бюджетных средств в региональные научно-технические программы и проекты.
Для решения региональных проблем необходимо:
- формирование организационно-финансовых механизмов управления развитием инновационной деятельности;
- интеграция ресурсов и интеллектуального потенциала науки, промышленности и бизнеса для инновационной деятельности;
- создание межрегионального рынка инноваций, привлечение инвестиций в инновационную сферу;
- мотивация инновационной деятельности в различных отраслях экономики.
В условиях Владимирской области с ее мощным промышленным потенциалом главным ресурсом инвестирования для ускоренной модернизации производства на основе внедрения новых технологий должны стать внутренние финансовые источники. В настоящее время этому препятствуют следующие негативные факторы:
- неустойчивое или плохое финансовое положение предприятий, около 37 процентов которых является убыточными, что сводит до минимума возможность проведения работ по обновлению и расширению номенклатуры продукции, и переоснащению производства;
- резкое сокращение финансирования и объемов НИОКР, выполняемых вузовской наукой и отраслевыми НИИ;
- низкая инновационная активность разработчиков и потребителей НИОКР, в том числе и по причине отсутствия механизма и стимулов такой деятельности.
Органами и структурными подразделениями администрации области проводится работа по поддержке и развитию организаций, осуществляющих научную и инновационную деятельность, оказывается содействие по продвижению достижений науки и техники в экономику области.
В 2005 году из средств областного бюджета выделено 1,5 млн. рублей на финансирование инновационных наукоемких проектов, большая часть которых направлена на создание льготных условий деятельности инновационных фирм, расположенных на территории Владимирского инновационно-технического центра и финансирование разработок ООО «Оптик-кристалл» (г.Александров).
В целях реализации Программы развития Владимирской области на 2004-2006 гг. начата разработка электронной системы оперативного учета направлений и результатов деятельности организаций научно-технической сферы и комплекса мероприятий, стимулирующих инновационную деятельность.
Однако в инновационной сфере региона сохраняется большое количество нерешенных проблем, решение которых требует специального рассмотрения.