Международное научно-техническое

И производственное сотрудничество в мировой экономике

НТП не только произвел переворот в структуре международного разделения труда, но и расширил сферу его развития, привел к появлению новой формы экономических отношений – международного научно-технического и производственного сотрудничества.

Каждые 7-10 лет происходит удвоение расходов на научные разработки, но наиболее дорогостоящими являются не столько сами научные исследования» сколько доведение их до непосредственного промышленного применения. По расчетам специалистов, затраты на научные исследования и разработки на разных этапах их проведения соотносятся следующим образом: 1:3:6:100, где 1 – затраты на чисто научные фундаментальные исследования; 3 – затраты на фундаментальные исследования, ориентированные в практические сферы применения; б – затраты на прикладные исследования; 100 – затраты на конкретные технологические разработки производственного уровня.

Сегодня ни одна страна мира не может обеспечить себе передовые позиции во всех или во многих отраслях науки и техники. Это не только невозможно, но и экономически нецелесообразно. Развитие международного научно-технического и производственного сотрудничества в этих условиях – единственный и разумный выход.

Международная передача технологий – это совокупность экономических отношений между фирмами различных стран в области использования зарубежных научно-технических достижений.

Понятие «технология» включает в себя:

1) собственно технологию, понимаемую как набор конструкторских решений, методов и процессов производства товаров и оказания услуг;

2) материализованную технологию, т.е. технологию, воплощенную в машинах, оборудовании и т. п.

По определению экспертов ЮНКТАД, работавших над Кодексом передачи технологии, к международному обмену технологий относятся сделки на основе «соглашений между сторонами независимо от их правовой формы, которые преследуют в качестве цели или одной из своих целей уступку по лицензии или передачу своих прав на промышленную собственность, продажу или любой другой вид передачи технических услуг».

Международный обмен технологиями известен с начала XX века, однако формирование мирового рын­ка технологий приходится на 50-60-е годы. Именно к этому времени объем международных коммерческих операций с технологиями превзошел масштабы национального обмена. По сведениям Международного валютного фонда, занимающегося учетом платежей и поступлений за лицензии, число стран, участвующих в этом обмене с 1960 по 1985 год, возросло с 22 до 71, расширился национальный состав как продавцов (с 18 до 37), так и покупателей (с 49 до 71 страны).

Чем же объясняется появление и интенсивное развитие международного технологического или, говоря другими словами (и это вытекает из сущности обмена технологиями), международного научно-технического обмена в XX веке? Ответ на этот вопрос требует анализа предпосылок и целесообразности этой новой формы международных экономических отношений.

Международное производственное и научно-техническое сотрудничество имеет два уровня предпосылок:

· предпосылки на уровне страны;

· локальные предпосылки на уровне фирм, предприятий и организаций.

Предпосылки на уровне страны определяются тем, что объективная дифференциация инновационного процесса в фирмах разных стран обусловливает различия технологического уровня национальных экономик, и, как следствие, различные позиции государств на мировом рынке технологий. Межстрановые различия носят количественный и качественный характер. Количественные различия касаются объемов средств, выделяемых на научно-техническое развитие и импорт технологий. Иллюстрацией этих различий могут служить данные табл. 1.3 [5].

Качественные же различия касаются направлений исследований, разработок, ориентации экспорта и импорта научно-технической продукции и т.д.

Таблица 1.3

Финансовое обеспечение науки развитых стран (доля расходов на НИОКР в ВВП, %)

Год США Япония Германия Франция Великобритания Италия Канада
1985 г. 2,8 2,6 2,7 2,3 2,3 1,4
1990 г. 2,7 2,9 2,8 2,4 2,2 1,3 1,5
1995 г. 2,6 2,7 2,5 2,4 2,2 1,3 1,5
2000 г. 2,8 2,9 2,7 2,4 2,3 1,7 1,6
2015 г. (прогноз) 3,0 3,0 2,9 2,6 2,5 2,3 1,9

Сформированный в стране научно-технический потенциал, выражаемый через товарные или технологические характеристики, и возможности международной передачи технологий предполагают поиск оптимального сочетания собственных НИОКР, нововведений и заимствованных научно-технических результатов. Такое сочетание проявляется в селективном научно-техническом развитии государства или отдельной фирмы. В тех областях науки и техники, которые не входят в сферу специализации данной страны (фирмы), повышение технического уровня достигается за счет зарубежных технологий.

Анализ стран, добившихся успехов в реализации нововведений, выпуске и экспорте наукоемкой продукции, позволяет выделить некоторые типы стратегий инновационного развития.

Стратегия «переноса» заключается в использовании зарубежного научно-технического потенциала и переносе нововведений в собственную экономику. Она осуществлялась, например, в послевоенный период Японией, которая закупала у США, Англии, Франции и России лицензии на высокоэффективные технологии для освоения производства новейшей продукции, имевшей спрос за рубежом, и на этой основе создавала собственный потенциал, обеспечивший в дальнейшем весь инновационный цикл – от фундаментальных исследований и разработок до реализации их результатов внутри страны и на мировом рынке. В итоге экспорт японских технологий превысил их импорт, а страна, наряду с некоторыми другими, обладает передовой фундаментальной наукой.

Япония является ярким примером реализации селективной научно-технической политики, о чем свидетельствует целевой характер приобретения лицензий ее фирмами: 50-е годы – повышение качества продукции и эффективности; 60-е годы – снижение трудоемкости; 70-е годы – снижение затрат энергии, топлива и сырья; 80-е годы – то же плюс достижение технологической независимости.

Стратегия «заимствования» состоит в том, что, располагая дешевой рабочей силой и используется собственный научно-технический потенциал, страны осваивают производство продукции, производившейся ранее в более развитых странах, последовательно наращивая собственное инженерно-техническое обеспечение производства. Далее становится возможным проводить свои научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, сочетая государственную и рыночную формы собственности. Такая стратегия принята в Китае и ряде стран Юго-Восточной Азии. Классический пример – создание конкурентоспособной автомобильной промышленности, высокоэффективных средств вычислительной техники, бытовой электроники в Южной Корее.

Стратегии «наращивания» придерживаются США, ФРГ, Англия, Франция. Она заключается в том, что на базе использования собственного научно-технического потенциала, привлечения зарубежных ученых и специалистов, интегрирования фундаментальной и прикладной науки страны постоянно создают новый продукт, высокие технологии, реализуемые в производстве и социальной сфере.

Таким образом, на уровне страны приобретение технологии за рубежом можно рассматривать как своего рода «компенсатор» недостаточного объема затрат на НИОКР в непрофильных областях.

Локальные предпосылки международного научно-технического обмена на уровне предприятий и организаций включают в себя:

· повышение порога ресурсов, необходимых для решения конкретных научно-технических проблем;

· узость материально-технической базы отдельного предприятия, института, лаборатории;

· неподготовленность имеющихся производственных систем к использованию новых технических решений;

· несоответствие полученных научно-технических результатов стратегии развития предприятия;

· новые стратегические возможности, открывающиеся в результате участия в международной передаче технологии.

Особенно значимыми являются международный научно-технический обмен и сотрудничество для технологически ориентированных предприятий и организаций, сделавших ставку на высокую конкурентоспособность выпускаемой продукции и предоставляемых услуг. Они часто придерживаются стратегии «выпускать не то, что относительно дешевле или качественнее, а то, что больше никто (пока) выпускать не может». Анализ целесообразности международной передачи технологии предполагает ответы на два вопроса: экономическая целесообразность экспорта технологии и ее импорта.

Экономическая целесообразность экспорта технологии в том, что он есть:

1) средство увеличения дохода. Если нет условий для реализации новой технологии в форме производства и сбыта той или иной продукции, следует хотя бы реализовать технологию в качестве самостоятельного продукта. Это повысит финансовые возможности для последующих НИОКР, освоения производства на вновь реконструируемых или вводимых в строй мощностях, проведения маркетинга на внутреннем и зарубежном рынках;

2) форма борьбы за товарный рынок. Первоначально из-за отсутствия капитала выпуск продукта и его реализацию за рубежом трудно организовать в достаточных количествах. В то же время покупатели на зарубежном рынке будут уже знакомы с товаром, который ранее выпускался по лицензии;

3) способ обойти проблемы экспорта товара в материальной форме: отсутствуют проблемы транспортировки и сбыта продукции, таможенные барьеры;

4) средство расширения товарного экспорта, если заключается комплексное лицензионное соглашение, предусматривающее поставку оборудования, материалов, компонентов;

5) способ установления контроля над зарубежной фирмой через такие условия лицензионного соглашения, как объем выпуска товаров покупателем лицензии, участие его в прибылях (роялти), контроль за техническими условиями производства, использование в качестве лицензионного вознаграждения ценных бумаг и акций лицензиата;

6) способ обеспечения доступа к другому новшеству через перекрестное лицензирование фирм;

7) возможность более эффективного совершенствования объекта лицензии с участием партнера-покупателя, что нередко предусматривается лицензионным соглашением.

Экономическая целесообразность импорта технологий в том, что он есть:

1) доступ к новшествам высокого технического уровня;

2) средство экономии затрат на НИОКР, в том числе и во времени;

3) средство уменьшения расходов на товарный импорт и одновременно средство привлечения национального капитала и рабочей силы;

4) условие расширения экспорта продукции, выпускаемой по зарубежным технологиям. Как показывает опыт, во многих странах доля изделий, выпускаемых по лицензиям, в валютном экспорте превышает долю национальных изделий. Одна из причин этого – высокое качество лицензионных изделий.

Это определило возникновение и интенсивное развитие мирового рынка технологий, имеющего своеобразную структуру и особенности.

Неоднородность научно-технического прогресса, наличие разнообразных форм науки и техники, с одной стороны, и различных каналов передачи технологий, с другой стороны, обусловили неоднородность мирового рынка технологий и привели к формированию таких его сегментов, как:

· рынок патентов и лицензий;

· рынок наукоемкой технологической продукции;

· рынок высокотехнологичного капитала;

· рынок научно-технических специалистов.

Представление о размерах сегментов технологического рынка дают следующие цифры: мировой рынок лицензий приблизился к 30 млрд. долларов и имеет тенденцию к быстрому росту; мировой рынок наукоемкой продукции составляет 2,3 трлн. долл. в год; прямые зарубежные инвестиции в 1997 году превысили 827 млрд. долл., из них на высокотехнологичный капитал можно отнести, по разным оценкам, 10-20% инвестиций. По прогнозам, к 2015 году спрос на технику и оборудование высоких технологий достигнет 3,5-4 трлн. долл.

Отраслевая структура рынка технологий изменяется в зависимости от целей научно-технического развития стран. В 40-50-е годы главным было обеспечение военно-технического превосходства, в 60-80-е годы эта цель дополнялась задачами обеспечения стабильных темпов экономического роста и повышения глобальной конкурентоспособности отдельных отраслей. С 90-х годов страны сместили приоритеты научно-технической политики в сторону информационных услуг, медицины, экологии и других аспектов устойчивого роста и повышения качества жизни.

Поэтому современная структура мирового рынка технологий представлена наукоемкими отраслями промышленности, среди которых: электротехническая, электронная, химическая, фармацевтическая, производство средств связи, приборостроение, авиакосмическая, автомобильная.

Мировой рынок технологий имеет ряд особенностей.

Это один из наиболее интенсивно развивающихся в последние десятилетия мировых рынков, так как по своим динамическим параметрам технологический обмен одерживает верх над традиционными мирохозяйственными потоками, как товаров, так и денежных капиталов.

Мировой рынок технологий развит лучше, чем национальный, даже если принять во внимание внутренний технологический обмен любой развитой страны мира. Главную роль в этом процессе сыграли международные корпорации, создавшие специальный механизм совместного использования результатов НИОКР материнскими и дочерними компаниями. Оценивая роль международных корпораций в мировом развитии, авторы четвертого обзора Центра ООН по ТНК приходят к выводу о том, что «наиболее весомый вклад эти объединения внесли в область передачи технологий».

Технологический разрыв, существующий между странами, находящимися на разных ступенях экономического развития, определяет, по крайней мере, двухуровневую структуру рынка технологий:

а) высокие технологии обращаются преимущественно между промышленно развитыми странами;

б) средние и низкие технологии могут быть новыми для рынка развивающихся и трансформирующихся стран и предметом технологического обмена между ними и внутри этих групп стран.

Последнему, есть еще одно объяснение. Как правило, технологии промышленно развитых стран являются трудо-, ресурсосберегающими и капиталоемкими, в то время как технологии развивающих и стран с переходной экономикой – капиталосберегающими, трудо- и ресурсоемкими.

Мировой рынок высоких технологий характеризуется уникально высокой концентрацией ресурсов в небольшом числе развитых государств: 40% принадлежит США, 30% – Японии, 13% – Германии (России всего лишь 0,3%).

Основными конкурентами на мировом рынке высоких технологий являются США и Япония. В 90-е годы укрепилось американское лидерство в сфере Интернет-технологий (в науке и образовании, торговле и на транспорте, организации досуга и телекоммуникациях) и электронной межфирменной торговле. Вместе с тем данные патентной статистики отражают существенные преимущества японских компаний в получении американских патентов по сравнению с компаниями США.

Степень монополизации мирового рынка технологий значительно выше, чем мирового рынка товаров. О ее необычайно высоком уровне говорят следующие данные: в 90-х годах ТНК контролировали более 1/3 мирового капиталистического промышленного производства, свыше 1/2 внешней торговли, в области же технологий уровень монополистического капитала достигает 80%.

Стратегия поведения ТНК на мировом рынке технологий по отношению к независимым фирмам и странам определяется «жизненным циклом» технологии:

· на первом этапе «жизненного цикла» предпочтение отдается продаже готовой продукции, в которой реализованы новые идеи, принципы, процессы и которая способна обеспечить покупателю новое качество;

· на втором этапе технологический обмен дополняется (или осуществляется) прямыми зарубежными инвестициями;

· на третьем этапе предпочтение отдается продаже чистых лицензий. В последние годы этот этап сопровождается учреждением новых совместных предприятий, но поступающая к ним технология не является передовой.

При передаче технологий независимым иностранным фирмам ТНК нередко используют ограничительную деловую практику, включающую в себя:

· ограничения на использование технологии или ноу-хау после истечения срока действия патента или лицензионного соглашения;

· условия, обязывающие покупателя технологии передавать продавцу сделанные им усовершенствования и улучшения технологии;

· установление цен на продукцию, производимую на базе проданной технологии;

· ограничение объемов производства и экспорта, областей использования лицензируемого изделия;

· сопровождение продажи технологий «связанными» с экспортом сырья, полуфабрикатов, оборудования и т.п.

Обмен технологиями строится не на случайных, эпизодических и стихийных сделках, а носит в значительной степени заранее подготовленный характер (нередко осуществляется в тесной связи со стратегическими целями материнских компаний). Именно они оказывают серьезное воздействие на степень новизны технологии, попадающей на рынок, географию и отраслевую структуру ее размещения.

Начиная с 80-х годов на мировом рынке технологий доминирующей линией поведения ТНК становится межфирменное сотрудничество (вместо конкуренции).

Как отмечает сотрудник директората по науке, технике и промышленности ОЭСР Р. Брайнар: «Этот процесс начался в момент обострения международной конкуренции, когда технология стала решающим фактором конкурентоспособности... Компании получили возможность извлечь экономические блага из объединения в области исследований и создания технологий, хотя продолжают конкурировать в области их применения, и сбыта продукции на рынках». Иллюстрацией этого процесса могут служить международные переплетения ведущих фирм в автомобилестроении (табл. 1.4).

Межфирменное сотрудничество включает в себя: венчурные соглашения, совместные исследования и разработки, обмен технологиями, прямые капиталовложения, договоры о поставках, одностороннюю передачу технологий.

Таблица 1.4

Международные переплетения в автомобильной

промышленности

Фирма Совладельцы
Ровер Хонда, Форд, Фольксваген, Крайслер, Дженерал Моторс, Сузуки
БМВ 80 % – Ровер, Дайхатсу
Форд 25 % – Мазда, 10 % – КИА, Фольксваген, Крайслер, Фиат, Реко, Дженерал Моторс, Нксоан, Сузуки
Мерседес-Бенц БМЗ, Мицубиси, Перше, Фольксваген
Хонда 20 % – Ровер, Крайслер, Дэу, Дженерал Моторс, Мерседес, Пежо, Мицубиеи
Мазда 8 % – КИА, Ниссан, Исузу, Фиат, Мерседес, Мицубиеи, Пежо, Порше, Сузуки
КИА Дайхатсу, Форд, Мазда, Рено
Рено Пежо, Тойота
Дженерал Моторс 50 % – Сааб, 3,5 % – Сузуки, 37,5 % – Исузу, Крайслер, Фиат, Форд, Мицубиси, Мазда, Пежо, Вольво
Исузу Дженерал Моторс, Дэу, Мицубиси, Мазда, Пежо, Вольво
Вольво 20 % – Рено, Дэу, Дженерал Моторс, Исузу, Мицубиси, Пежо
Фольксваген Луди, Сеат, Шкода, Порше, Мерседес, Ровер, Сузуки, Тойота, Ниссан, Вольво, Форд
Порше Мерседес, Фольксваген
Дэу Дженерал Моторс, Хонда, Сузукн, Вольво, Ниссан

Продолжение табл. 1.4

Пежо/Ситроен Сузуки, Хонда, Рено, Исузу, Ниссан, Ровер, Крайслер, Фиат, Дайхатсу, Вольво
Тойота 14,7 % – Дайхатсу, Дженерал Моторс, Фольксваген, Ниссан, Форд, Рено
Мицубиси Мазда, Сузуки, Дженерад Моторс, Мерседес, Крайслер, Хонда, Исузу
Фиат Пежо, Крайслер, Форд, Ниссан, Мазда, Дженерал Моторс
Ниссан Дэу, Форд, Мазда, Фиат, Дженерал Моторс, Тойота
Крайслер Фиат, Форд, Дженерал Моторс, Хонда, Мицубиси, Пежо

Мировой рынок технологий имеет специфическую нормативно-правовую базу своего функционирования в виде Международного кодекса поведения в области передачи технологий (Женева, ЮНКТАД, 1979) и международные органы (организации) регулирования: Комитет ЮНКТАД по передаче технологий, Совещание специалистов по безопасности и технологии (СТЕМ).

Различают следующие основные пути передачи технологий:

1) на некоммерческой основе:

· информационные массивы специальной литературы, компьютерные банки данных, справочники, деловые игры и др.;

· конференции, выставки, симпозиумы, семинары, клубы, в том числе и постоянно действующие;

· зарубежное обучение, стажировка, практика студентов, ученых и специалистов, осуществляемые на паритетных началах вузами, предприятиями, организациями;

· перекрестное лицензирование;

· международная миграция ученых и специалистов, в том числе и «утечка умов».

2) на коммерческой основе:

· продажа воплощенных технологий;

· прямые зарубежные инвестиции и сопровождающее их строительство, реконструкция, модернизация предприятий, фирм, производств;

· продажа патентных и ноу-хау лицензий;

· совместное проведение НИОКР через создание совместных коллективов, работа специалистов за рубежом;

· координирование и кооперирование НИОКР;

· лизинг;

· инжиниринг;

· консалтинг;

· портфельные инвестиции, в том числе создание совместных предприятий, если они сопровождаются потоком инвестиционных товаров;

· научно-техническое и производственное кооперирование.

Помимо двух основных путей передачи технологий существует еще нелегальная передача технологий в форме промышленного шпионажа и технического пиратства – массового выпуска и продажи товаров-имитаций теневыми структурами (например, выпуск Китаем аудиотехники, имитирующей японскую).

Наши рекомендации