Антиинфляционные государственные меры

Преодоление инфляции остается одной из главных задач антикризисной политики. Основным способом борьбы с инфляцией должна быть борьба с ее основополагающими причинами, в то время как подавление инфляции с помощью полного контроля над ценами и доходами без устранения ее причин негативно сказывается на развитии рыночных отношений.

Существует три направления антиинфляционной политики: кейнсианское, монетаристское и структуралистское. [1]

Кейнсианство. Дж. Кейнс считал, что поднять уровень предложения можно, создав эффективный спрос, который должен стать внешней активизирующей силой для предпринимателей, предоставляя крупным частным фирмам весомый государственный заказ. В результате прогнозируется мультипликационный эффект, приводится в движение большой комплекс предприятий, спад сокращается, безработица снижается. Предложение, подстегнутое заказами и дешевым кредитом, растет, что приводит к падению цен и уменьшению инфляции. Негативная особенность кейнсианского направления – углубление бюджетного дефицита, так как госзаказ частному бизнесу – дополнительный государственный расход. При этом дефицит государственного бюджета ни в коем случае не должен покрываться дополнительной эмиссией денег, поскольку это является самой разрушительной и мгновенно распространяющейся формой инфляции. Кейнс предлагал иной путь – прибегнуть к государственным внешним заимствованиям, которые гасятся в дальнейшем, после обуздания инфляции (рис. 3).

Антиинфляционные государственные меры - student2.ru

Рис. 3 Кейнсианская антиинфляционная политика

На практике недостаточность кейнсианских программ становилась все более очевидной, поскольку во многих странах стал расти внешний долг и дальше увеличивать его не представлялось возможным.

Монетаризм. Монетаристы во главе с М. Фридменом обратили внимание на то, что принципы Кейнса не дают кризису до конца выполнить свою очищающую функцию – освободить на какой-то срок экономику от диспропорций и восстановить в стране экономическое равновесие. Страна досрочно выходила из кризиса, но сохраняла старые диспропорции, далее – на них накладывались новые, и страна вновь находилась на пороге кризиса и инфляции.

Монетаристы акцентировали внимание на антиинфляционном блоке, связанном с ростом предложения, который бы не требовал дополнительных инвестиций. По их мнению, необходимо продавать все, что можно и вести решительное наступление на монополизм в экономике, поощряя мелкий и средний бизнес. Если в стране большой государственный сектор, возможна разумная приватизация и необходима либерализация рынков. Сократить спрос, по мнению Фридмена, можно и путем денежной реформы конфискационного плана и/или замораживанием сбережений для снижения давления спроса на потребительском рынке. Сокращение совокупного потребительского спроса возможно и путем уменьшения бюджетного дефицита, прежде всего за счет освобождения от чрезмерных социальных программ, поддержания субсидиями неэффективного производства. Таким образом, стимулирование совокупного предложения и сокращение совокупного спроса. Монетаристы предлагают ввести дорогой кредит, который становится недоступным для малоэффективного производства, на рынок выходят наиболее сильные производители, которые поощряются более низкой ставкой налогов.

Монетарные программы осуществляются в три этапа (рис. 4).

На первом и втором этапах используются рычаги, снижающие совокупный спрос, на третьем – рычаги, стимулирующие рост товарной массы.

Антиинфляционные государственные меры - student2.ru

Рис. 4 Монетарная антиинфляционная политика

Структурализм. Ключевой момент этой концепции – утверждение о наличии «инерционной инфляции», не связанной с расширением денежной массы. Такая инерция вызывается явлениями долгосрочной адаптации экономики к высокому уровню инфляции, в частности возникновением у экономических субъектов высоких инфляционных ожиданий. Ими приводятся в действие различные адаптационные механизмы, что само вызывает усиление инфляции, возникает ситуация порочного круга, который, как показала практика латиноамериканских стран, практически невозможно разорвать традиционными методами, не вызывая тяжелых побочных последствий, таких, как резкий спад производства.

В рамках данной концепции произошла определенная интеграция собственно структуралистских идей с концепциями поздних кейнсианцев. В первую очередь это касается концепции инфляции издержек, т.е. роста цен, вызванного не расширением денежной массы, а в значительной степени автономным от нее ростом издержек. Кроме того, была обнаружена возможность инфляционного воздействия внешнего рынка на «открытые» экономики развивающихся стран («импорт инфляции»).

Это привело структуралистов к мысли о принципиальной неэффективности монетаристских «стабилизационных» мер и о необходимости прямого административного ограничения инфляции. Кроме того, по мнению структуралистов, требования по ограничению бюджетного дефицита, кредитной эмиссии и т.п. являются чрезмерно строгими и могут быть существенно смягчены. Однако в случаях, когда происходит резкое ослабление контроля за приростом денежной массы, инфляция становится галопирующей.

Заключение

Таким образом, инфляцией является процесс увеличения денежной массы в обращении при увеличении цен. Инфляция бывает двух видов: открытая и подавленная, причем каждый из этих видов вызван различными факторами. Эти факторы зачастую являются последствиями дисбаланса между совокупным спросом и совокупным предложением. Но выявить причины возникновения инфляции еще не самое главное, важней принять эффективные меры по ее регулированию. Существует три направления антиинфляционной политики: кейнсианское, монетаристское и структуралистское, каждое из которых рассматривает различные пути снижения уровня инфляции. Проведение грамотной антиинфляционной политики необходимо, потому что процесс инфляции несет за собой разрушительные последствия: снижение уровня жизни потребителей, снижение экономического интереса, в целом негативно сказывается на производстве и тд. Все эти аспекты и были рассмотрены в данной курсовой работе.

Список литературы

1. М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков Экономическая теория. – М.: Норма, 2007г. – стр.538-555

2. М.Н. Чепурин, Е.А. Киселева Курс экономической теории. – Киров: Асса, 2007 г. – стр.599-627

3. К.Р. Макконел, С.Л. Брю Экономикс. Принципы, проблемы и политика. 1999г. – стр.168-172

4. А.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский Макроэкономика. 2006г. – стр.293-330

5. А.Г. Грязнова, Н.Н. Думная Макроэкономика, теория и российская практика. – М.: Кнорус, 2004г. – стр.156-172

6. Федеральная служба государственной статистики// http://www.gks.ru (дата захода 15.04.2012г.)

7. Агентство прогнозирования экономики// http: //www.apecon.ru (дата захода 22.04.2012г.)

8. Информационно-аналитический портал//http: //www.funshub.ru (дата захода 18.03.2012г.)

Приложение 1

Изменение уровня инфляции за 2003-2011 гг.

Антиинфляционные государственные меры - student2.ru

Приложение 2

Изменение уровня потребительских цен за 2003-20011гг.

Антиинфляционные государственные меры - student2.ru

Наши рекомендации