Глобальный характер эколого-экономических проблем
На сегодняшний день важнейшей глобальной проблемой человечества являются демографические сдвиги в населении планеты. Эти явления стали первопричиной многих глобальных проблем. Именно от численности живущих на планете людей, их территориального размещения и масштабов хозяйственной деятельности зависят такие важнейшие параметры, как обеспеченность населения ресурсами, состояние биосферы Земли, мировая социальная и политическая среда.
За последние три десятилетия численность населения Земли выросла более чем вдвое. По оценкам экспертов, к 2015 г. население мира может составить уже 7,8 млрд человек, превысив на 30% сегодняшний уровень. Рост в основном происходит за счет увеличения численности населения в развивающихся и беднейших странах. Доля этих стран в общей численности жителей планеты возросла за последние полвека с 2/3 до 4/5.
Сегодня многие ученые отмечают такие негативные тенденции мировой экономики, как потеря управления глобальными процессами, рост уязвимости отдельных стран и регионов. Так, только в США ущерб от загрязнения окружающей среды составляет 50 млрд долл. ежегодно.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), 25-33% болезней на земном шаре связано с экологическими проблемами: 2,4 млрд людей живут в антисанитарных условиях, не имея канализации, а 40% жителей больших городов живут в трущобах. Содержание нитратов и других химических токсинов в продуктах растет быстрее, чем прибавка урожая. Возрастает угроза природных катаклизмов и катастроф, вызванных техногенными факторами и негативным поведением людей по отношению к Земле: за последние десятилетия число ежегодно страдавших от природных катастроф выросло с 197 тыс. до 214 тыс. человек в год.
Подобная тенденция резко ухудшает экологическую ситуацию, так как очевидна прямая связь между ростом населения и увеличением антропогенной нагрузки на природу, тем более что характер использования природных ресурсов в станах третьего мира сложился тогда, когда они, встав на путь экономической модернизации и предприняв первые попытки преодолеть экономическую отсталость, имели крайне слабую материально-техническую базу. Их единственными ресурсами, кроме дешевой рабочей силы, были природные ресурсы, в частности земельные. Освоение и интенсивное использование этих ресурсов и обеспечили основу экономического роста. Последствия такого роста – истощение природных ресурсов и значительное загрязнение окружающей среды, в частности химическими минеральными удобрениями.
Неутешительными остаются и прогнозы: к 2030 г. развивающиеся страны будут загрязнять атмосферу больше , чем Япония, Западная Европа и США вместе взятые.
Просчитываются связанные с ростом численности населения и потребления, а также с ухудшением экологической обстановки перспективы обострения продовольственной ситуации в мире. Наращивание производства продовольствия прежними высокими темпами, достигнутыми с помощью интенсификации сельского хозяйства, в развивающихся аграрных странах весьма проблематично. И одно из объяснений тому – деградация почвенного покрова. В то время как потребность в аграрной продукции возрастает, темпы ее прироста снижаются. Кризис природопользования в развивающихся странах становится фактором общемирового экологического риска. С учетом динамики происходящих там экономических и демографических процессов перспективы истощения биоресурсного потенциала планеты вполне реальны.
Сложившийся в западном мире на базе потребительской культуры образ жизни еще более обостряет отношения между обществом и окружающей средой, стимулируя экономическое развитие, наращивая потребности, ибо, как отмечает А. Эльянов, «нормальная рыночная экономика не может развиваться без роста потребления» На новые и постоянно растущие потребности общество откликается ускорением НТП, который воспринимается как фундамент материального благополучия и инструмент покорения природы.
Казалось бы, мировое сообщество пришло к пониманию приоритетности экологических проблем. В последние годы подписаны многие соглашения и конвенции, декларации и коммюнике. Особенно знаменательной была межстрановая Конференция в Рио-де-Жанейро (1992), принявшая концепцию устойчивого развития мирового хозяйства. За последние годы ряду развитых стран удалось добиться некоторых положительных результатов, например сокращения кислотных дождей: в США – на 40%, в Европе – на 70%. В этих регионах стабилизировалась площадь лесов, улучшилось состояние почв, некоторых рек и озер. Однако до сих пор ничего не изменилось в отношении общества к окружающей природе и системе культурных ценностей, а также в общественном сознании. По-прежнему господствует крайне ошибочное мнение, согласно которому природа рассматривается человечеством как неисчерпаемая кладовая с бесплатными экологическими благами, способная к полному самовосстановлению.
Таким образом, культурные ценности общества потребления, рыночной экономики и частного бизнеса вошли в острое противоречие с нарождающимися экологическими ценностями мирового сообщества. Это подтверждалось, в частности, словами американского экс-президента Буша: «Америка не подпишет ни одного экологического проекта или соглашения, в котором ущемляются интересы бизнеса, ее экономические интересы».
Меняются президенты, но экологическая политика США остается неизменной. Достаточно познакомиться с концепцией устойчивого развития Америки. Благополучие ее национальной экономики базируется в основном на экологическом ущемлении других стран и народов. Сокращая материальное производство (особенно экологически неблагополучное) в своей стране, Америка переносит его на территории других государств. И во времена президента Клинтона Америка сохраняла иллюзию построения экологического рая, потребляя около половины всей энергии, производимой в мире, выбрасывая 60% всех токсичных отходов, бойкотируя предписание конвенции о биологическом разнообразии, нарушая квоту по выбросу диоксидов в атмосферу, поставляя 30% всех выбросов двуокиси углерода.
Мировое сообщество в своих документах вынуждено признать, что система ценностей западной цивилизации, потребительская психология ведут в экологический тупик. «Времена наивного консенсуса между экономикой и экологией сочтены», - пишет видный ученый Г. фон Вайцзеккер. И далее: «Человечество вступает в век окружающей среды». Если оно своевременно не поймет этого и не примет мер по изменению способа своего развития, то погибнет как биологический вид, несовместимый с природой, как ее роковая ошибка.
Процесс производства во всех странах мира неизбежно приводит к образованию определенной, постоянно растущей массы твердых, жидких и газообразных отходов, которые большей частью выбрасываются в окружающую среду. Между тем окружающая планету среда не имеет национальных и политических границ, она едина и неделима, все элементы ее взаимосвязаны.
В экологии есть понятия «трансграничное загрязнение» и «перенос вредных веществ». Известно, что от 20 до 40% вредных выбросов, возникающих в процессе хозяйственной деятельности одной страны, могут переноситься на территории других стран. Например, Норвегия имеет на своей территории только 20% собственных аэротехногенных загрязняющих веществ, остальные 80% она получает от ближних и дальних соседей.
Сегодня ученые неопровержимо доказали, что диоксид углерода не задерживается на месте своего «рождения». Ветры, атмосферные потоки разносят его по всему миру, отравляя воздух даже в таких традиционно чистых местах, как Исландия и Новая Зеландия. Повышенное содержание СО2 можно теперь обнаружить в воздухе над амазонской сельвой, африканской саванной и даже над Антарктидой.
В мировой практике к настоящему времени появился термин «экологический агрессор», относящийся к тем странам, которые вызывают наибольший перенос загрязнений. Значителен «вклад» России, Китая, США в загрязнение других стран по основным видам вредных веществ. Вместе с тем территория России также подвергается трансграничным выбросам ряда стран – Украины, Германии, Польши, Белоруссии, Чехии и Словакии, Великобритании.
Токсичные стоки проникают в подземные и почвенные воды других стран, загрязняют их, наносят социальный и экономический ущерб.
Как видим, весьма трудно определить, кто источник, а кто жертва негативного антропогенного влияния на окружающую среду: экологический «преступник» и экологическая «жертва» постоянно меняются местами. Общий печальный итог один для всех – страдает природа, страдают и все живые существа на планете, включая самого человека. Растет число болезней, вызванных экологическими причинами, вымирают со скоростью 5 тыс. видов в год биологические организмы, происходят обезлесивание и опустынивание земель.
Не секрет, что государства достаточно долго пытались решать свои экологические проблемы за счет других. Это достигалось перенесением экологически грязных производств и вывозом опасных отходов на территории других стран, расширением импорта продукции, экологически благоприятной в потреблении, но загрязняющей среду в процессе своего производства.
Такая политика до поры до времени давала экологический и экономический эффект, но лишь для одной стороны. Так, вывоз и переработка токсичных отходов на территории африканских стран, даже с учетом транспортных расходов, обходились США в 10-15 раз дешевле, чем на территории своей страны. Япония, введя самые жесткие экологические нормативы (в десятки раз выше, чем в других странах) и расходуя значительные средства на очистку своего воздушного бассейна и акватории, добились определенного благополучия в отношении качества своей окружающей среды в 70-80-е годы прошлого столетия. Однако в результате оказались загрязненными соседние пространства – Тихоокеанский бассейн, территории стран Юго-Восточной Азии. Возникла общая для всего региона проблема, неминуемо затрагивающая и саму Японию, в частности появились озоновые дыры, парниковый эффект, произошли снижение биологического разнообразия, вымирание рыб и других морских животных. В настоящее время Япония вынуждена оказывать пострадавшим странам существенную финансовую и техническую помощь в решении их экопроблем, осуществлять значительные зарубежные экологические инвестиции.
Итак, сегодня стало очевидным, что невозможно построить сбалансированные эколого-экономические отношения и достигнуть гармонии с природой в рамках «одной, отдельно взятой страны». Это вытекает из общеэкологического постулата Б. Коммонера: «Все взаимосвязано со всем». Построение локальных экологических оазисов – такая же утопия, как и предложения отдельных мечтателей о переселении человечества на другие планеты в случае невозможности жизни на Земле по причине ее загрязнения.
Большинство экологических проблем не может быть разрешено на уровне отдельных государств и регионов. Речь идет о проблемах загрязнения Мирового океана, мирового воздушного бассейна, образования озоновых дыр и др. Таким образом, эколого-экономические проблемы приобрели к концу XX в. интернациональный характер, что требует соответствующих общенациональных подходов к их решению.