Предпринимательство как новаторство: Й. Шумпетер
Иной способ определения предпринимательской функции пред-Чожил знаменитый австрийский экономист Йозеф Шумпетер.
Йозеф Алоиз Шумпетер(1883—1950) относится к самым ориги-н ,ным мыслителям первой половины XX в. После окончания юри-i -ского факультета Венского университета (среди его учителей
i корифеи австрийской школы Бём-Баверк и Визер) Шумпетер
тдавал в Черновцах, Граце, Бонне и Гарвардском университете,
ювал заниматься практической деятельностью (был советником i 11ссии по социализации и министром финансов австрийского со-
шетического правительства, без особого успеха возглавлял част-
i банк).
Из книг Шумпетера всемирную известность получили три: «Тео% рая экономического развития» (1912), глубокий экономико-социолог ческий трактат «Капитализм, социализм и демократия» (1942) и orpON ная, хотя и недописанная до конца, «Историяэкономического анали (издана после смерти автора в 1954 г.), которая до сих пор остается н( превзойденной по охвату и глубине проникновения в материал. В 19491 Шумпетер первым из иностранных экономистов был избран npeaUij дентом Американской экономической ассоциации. В ЗО-е годы Шуи петер вместе с несколькими единомышленниками основал междунал родное Эконометрическое общество и журнал «Эконометрика», кою рые должны были осуществить его давнюю мечту - соединение ж<> номической теории, математики и статистики.
«Теория экономического развития»
Эта книга принесла 29-летнему автору мировую славу — в 30— 40 о I годы она была переведена на итальянский, английский, французскмп,| японский и испанский языки.
Шумлетер был убежденным сторонником и энергичным пропо ведником маржинализма, причем не в австрийском, а в математн ni-l рованном его варианте. Теория общего равновесия Вальраса была л i ч| него высшим достижением мировой экономической мысли. Одн,1ко| статическая теория общего равновесия, по мнению Шумпетера, до'/а на быть дополнена динамической теорией экономического разни i 11 .i| которая призвана описать движение экономики между равновесны ми состояниями.
Предпринимательская функция. В главе 1 Шумпетер описывает щ потетическое стационарное состояние «кругооборота*, которое хара теризуется неизменным набором, количеством, а также способами yn<j требления всех производимых благ. В этих условиях полной информ^ ции о настоящем и будущем продукт без остатка распределяется мы| ду владельцами производительных благ, так что не возникает не тол| ко остаточный доход, но и процент (здесь Щумпетер расходится с Бё1 Баверком — см. гл. 1 i). Основные идеи теории экономического разв| тия Шумпетера изложены в главе 2. Для того чтобы экономика сои со своей привычной траектории и «резко изменила свои собственна показатели»7, должны быть осуществленытак называемые «новые шй бинации», основными видами которых являются: I) производство н^ вых благ; 2) применение новых способов производства и коммерчсс кого использования благ существующих; 3) освоение новых рынков
Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. М.; Прогресс, ll)KJ 153
Выта; 4) освоение новых источников сырья и 5) изменение отрасле-[ структуры (создание или подрыв монополии)11. Всем этим эконо-ческим новаторством занимаются люди, которых Шумпетер назвал сдпринимателями . Но как извлечь производительные блага из ста-; комбинаций и привлечь в новые, потенциально более производи-чьные? Шумпетер указывает два способа: командная власть и - для ^точной экономики — кредит (создаваемые банками деньги)10. Взяв едит, предприниматель может предложить собственнику произво-((тельных благ цену, превышающую ту, которую ему платили до сих Sp. Экономическая функция предпринимателя является дискретной la выполняется только до тех пор, пока новая комбинация не пре-втилась в рутину) и не закреплена навечно за определенным носите-^М. Как пишет Шумпетер, «предприниматель, остающийся таковым I протяжении десятилетий, встречается так же редко, как и коммер-1, который никогда в жизни не бывал хоть немного предпринима-Пем»". Поэтому предпринимательство не составляет профессию или 'ойчивый общественный класс. Новаторскую функцию предприни-|Пч;ля Шумпетер четко отделяет от функции капиталиста: предпри-}|штель в чистом виде не обязательно обладает правом собственнос-па какое-либо имущество и, следовательно, не несет какого-либо ха (он выпадает на долю капиталиста, ссужающего предпринима-I деньгами). В то же время своим новаторским характером она от-астся и от рутинных функций менеджера. Но предприниматель — не изобретатель, а в лучшем случае человек, экономически реа-умощий изобретения. Поскольку предпринимательская функция руст отхода от привычного «движения против течения», иначе го-я, творчества, она тесно связана с особенностями личности типич-предпринимателя. Личные свойства предпринимателя отмечали ^гие теоретики, но только Шумпетер попытался их систематизиро-, Это — специфическая мотивация, требующая не удовлетворения ребностей, а актигшой деятельности ради создания «империи», по-Ll над соперниками и радости творчества. Это своеобразный ин-рскт: избирательный, но не глубокий, сильная воля и развитая ин~
1ИЯ.
[же. С. 159.
| «Под предприятием мы понимаем осуществление новых комбинаций, ! то, в чем эти комбинации воплощаются: заводы и т.п. Предприни-Ннмижемы называем хозяйственных субъектов, функцией которых яв-си как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как ||кгигсный элемент» (там же. С. 169—170). ''Там же. С. 169. 'Там же. С. 174.
Предпринимательский доход. Сущности предпринимательск дохода посвящена глава 4 книги. В состоянии «кругооборота» воэ| граждение каждого фактора соответствуете™ предельной произ дительности. Предприниматель, изымающий ресурсы из старых к| бинаций, должен предложить за них больше, чем было принято ра ше, так что издержки его еще более возрастут. За счет чего они б> покрыты и вдобавок будет получен остаточный доход — прибь Истопником этого дохода Шумпетер считает временное монопс ное положение, которое приобретает добившийся успеха прсдп| ниматель. Он рассматривает здесь два типа новых комбинаций, вый связан с усовершенствованием производства старого блага и ( жением издержек (внедрение новой технологии, использование I вого источника сырья, укрупнение фирмы)12. Второй связан с отк| тием новых рынков: производство совершенно нового блага или] хождение новых рынков сбыта для блага уже существующего11, Bi их случаях процесс можно разделить на три стадии. На первой дии предприниматель, увидевший возможность новой комбииа1 получает кредит, налаживает выпуск и выходит на рынок. Для \\о\ комбинаций первого типа (например, речь идет о внедрении тка|. го станка в текстильной отрасли, где господствует ручной труд) I связано с затратами на то, чтобы «перекупить» факторы производ ва (хлопок и труд) у прежних производителей. Перед предпринр телями, осуществляющими новые комбинации второго типа, за стоит более сложная: им надо, кроме того, найти рынок сбыта, на| тором данное благо пока не укоренилось. Для этого «вначале его i навязать потребителям хотя бы даром»14, чтобы разбудить потре! тельский спрос. Очевидно, что на этой первой стадии предпринил тель не только получит никакого остаточного дохода, но и наоборот! осуществит чистые дополнительные затраты. Окупаться эти затра| начнут лишь на второй стадии, когда предприниматель укрепится | рынке и окажется монополистом (в первом случае на применяем! более дешевый способ изготовления блага, во втором — на его прс водство кактаковое). Наэтой стадии ему удастся получить монопс ный доход: в первом случае за счет более низких, чем удругих прс водителей, издержек13, во втором — за счет того, что цены на не
Там же. С. 278-,283.
13 Там же. С. 283-285.
14 Там же. С. 285.
и При этом необходимо, чтобы в результате выхода на рынок паи предпринимателя цена блага не опустилась слишком низко, а цена фа|| ров производства, в свою очередь, не поднялась слишком высоко, чт поглотить весь выигрыш, полученный от применения более производит ной комбинации.
Iro «некоторое время непосредственно формируются на основе Гребительских оценок», а «издержки, которые и здесь состоят из (чОходимых услуг труда и земли, учтенных по прежним ценам, не Цеют и данном случае определяющего значения»'6.
1аконец, на третьей стадии привлеченные высокими доходами в риель приходят конкуренты и временной монополии приходит ко-Н результате цены снижаются и вновь сравниваются с издержка-ц, по уже на другом уровне. Чистый доход предпринимателя исче-Bi, и весь получаемый доход вновь распределяется между собственными факторов производства.
') новаторской функции предпринимателя Шумпетер выводит 1ько прибыль, но и процент и даже экономический цикл, целом, как пишет М. Блауг, влияние концепции Шумпетера на ю предпринимательства было подавляющим, однако магист-ое направление экономической теории продолжало ее игнори-I,, поскольку она не укладывалась в рамки статического равно-i о анализа". Впрочем это можно сказать обо всех теориях пред-шательства и предпринимательской прибыли как остаточного