Связь между инфляцией и безработицей. Кривая Филипса

Кривая Филлипса (рис. 5.1) изображает взаимосвязь темпов инфляции и безработицы. Отрицательный наклон кривой доказывает существование выбора между двумя пороками экономики – инфляцией и безработицей. Простейшая кейнсианская модель показывает, что в экономике может возникнуть либо безработица (вызванная спадом), либо инфляция (если экономика функционирует при полной занятости, то есть в долгосрочном периоде). Одновременно высокая инфляция и безработица существовать не могут.

Связь между инфляцией и безработицей. Кривая Филипса - student2.ru

Рисунок 5.1 – Кривая Филлипса

В терминах модели совокупного спроса и предложения простейший кейнсианский анализ предполагает, что кривая AS имеет вид «обратной L» (то есть нет среднего участка). По ходу горизонтального (кейнсианского) участка кривой совокупного предложения прирост спроса будет вызывать увеличение реального производства и занятости при постоянном уровне цен до тех пор, пока не будет достигнуто состояние полной занятости. Дальнейший рост совокупного спроса переместит экономику на вертикальный (классический) участок кривой совокупного спроса, где реальный выпуск остается неизменным, но появляется инфляция.

Кривая Филлипса является результатом исследований, проведенных в 1950-е гг. А.У. Филлипсом. Он построил график на основе данных по Великобритании за 1861-1957 гг. На осях первоначально откладывались темпы роста заработной платы и уровень безработицы.

Как следует из кривой Филлипса, при проведении экономической политики приходится чем-то жертвовать. Если общество негативно относится к безработице, но терпимо к инфляции, то государство может стимулировать совокупный спрос, увеличивая инфляцию и снижая безработицу.

Кривая Филлипса соответствовала эмпирическим фактам до середины 1970-х гг. Период стагфляции (рост инфляции и безработицы одновременно) она не могла объяснить. Было высказано предположение, что в этом случае кривая Филлипса смещается вправо, то есть в менее желательное положение, где каждый данный уровень безработицы сопровождается более высоким уровнем инфляции.

Одним из важнейших применений кривой Филлипса, кроме установления целей экономической политики, является построение кривой совокупного предложения. Как упоминалось ранее, совокупное предложение выражает зависимость реального объема выпуска от уровня цен. Объем производства напрямую зависит от числа занятых в экономике и, соответственно, обратным образом от числа безработных. Если вместо абсолютных величин взять относительные, то объем производства, обратно зависящий от уровня безработицы, прямым образом зависит от уровня инфляции.

IV. Графический анализ

Отразить в координатах (Y;Р):

  1. Развитие инфляции спроса.
  2. Развитие инфляции предложения.
  3. Сочетание инфляции спроса и предложения.

Отразить в координатах (u;π):

  1. Кривую Филлипса.
  2. Кривую Филлипса-Филпса (кривая стагфляции).

V. Задачи и ситуации

1.Потребитель расходует 60% своего дохода на потребительские товары и услуги, а остальные – 40% – на отдых, здоровье и т.д. За год товары 1-й группы подорожали на 20%, а товары 2-й группы подешевели на 15%. Каков общий индекс потребительских цен?

2. В экономической теории существует «правило 70». Почему это число = 70, а не 100. Ведь удвоение цен означает рост цен на 100%, а не на 70%.

3. В таблице даны показатели номинального и реального ВВП за 5 лет.

Год Номинальный ВВП Реальный ВВП Дефлятор Темп инфляции
   
   
   
   
   

а) заполнить недостающие данные в таблице;

б) в каком периоде произошло снижение дефлятора ВВП? Каким образом это повлияло на совокупный выпуск продукции?

в) какие годы характеризуются инфляцией, а какие – дефляцией?

4. Коэффициент потерь номинального ВВП от уменьшения инфляции = 4,5. В целом за 5 лет накопленный показатель циклической безработицы = 15%. Коэффициент Оукена = 2. На сколько процентов снизился уровень инфляции?

5. Кривая Филлипса для экономики страны задана соотношением инфляции и безработицы следующим образом: pt = pt-1 – 0,75(u – ue) . Естественная норма безработицы (ue) = 8%. На сколько процентов изменится уровень конъюнктурной безработицы при снижении темпов инфляции на 3%?

6. И при инфляции спроса, и при инфляции издержек наблюдается повышение общего уровня цен в стране:

а) существует ли какой-нибудь способ разграничения этих двух разновидностей инфляции?

б) при каких ежегодных темпах инфляции можно вообще проводить разграничение между инфляцией спроса и предложения?

в) какой из указанных типов инфляции был характерен для российской инфляции в 1992-1996 гг., а какой сейчас?

7. Найдите данные по темпам инфляции в России за последние 2-3 года и последние месяцы. По каким двум категориям товаров и услуг цены выросли больше всего? По каким – меньше всего? Дайте комментарий. Какие методы борьбы с инфляцией вы знаете? Какие из них применяются для борьбы с инфляцией в современных российских условиях, постарайтесь оценить насколько оправданно их применение? (Для ответа можно посетить сайт Федеральной службы государственной статистики – http://www.gks.ru/).

8. Какое влияние окажет непрогнозируемая 10%-ная инфляция на реальные доходы следующих лиц:

а) пенсионера;

б) бизнесмена, имеющего много долгов;

в) рабочего нефтеперерабатывающего завода, члена профсоюза;

г) студента;

д) частнопрактикующего юриста.

VI. Контрольные вопросы

  1. Определите причины инфляции спроса
  2. Выясните основные причины инфляции предложения
  3. Какой уровень инфляции в России в настоящее время?
  4. Каковы признаки подавленной (скрытой) инфляции?
  5. Кто и каким образом платит инфляционный налог?
  6. Может ли быть неинфляционный рост цен?
  7. Что означает термин «стагфляция»?
  8. В чем разница между умеренной, галопирующей и гиперинфляцией?
  9. Многие экономисты считают, что современная экономика в принципе инфляционна? Какие доводы они приводят? Можете ли вы это опровергнуть.
  10. В чем проявляются негативные последствия инфляции?
  11. Кто в наибольшей степени несет потери от инфляции?
  12. Каковы наиболее существенные меры сдерживания инфляции?
  13. Многие экономисты считают, что из гиперинфляции нет экономического выхода. Чем обосновываются такие утверждения и согласны ли вы с ними?
  14. Какие выводы делал Филлипс на основе своей кривой?
  15. Какие доказательства приводят М. Фридман и Т. Филпс, опровергающие теорию Филлипса?

VII. Рекомендуемая литература

  1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. – М.: ДИС, 1997. Гл. 3.
  2. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. – М.: ДИС, 1996. Гл. 6.
  3. Долган Э.Д., Линдсей Д.Е. Макроэкономика. – СПб.: «Литера плюс», 1994. Гл. 12, 13.
  4. Ивашковский С.Н. Макроэкономика. – М.: «Дело» . 2004.
  5. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. В 2-х тт. – М.: «Республика», 1992. Гл.10, 19.
  6. Микро-макроэкономика. Практикум. – СПб., 1994. Гл. 16, 26.
  7. Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. – СПб.: «Питер Ком», 1999. Ч. 9.
  8. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М.: Дело, 1994. Гл. 32, 33, 34.
  9. Экономика. Учебник / Под ред. А.И. Архипова. – М.: «Проспект», 1998. Гл. 13.

Тема 23
Равновесие на денежном рынке. Денежная система и кредитно-денежная политика

I. Основные вопросы темы

  1. Деньги и их функции. Денежная система.
  2. Денежная масса и ее измерение: денежные агрегаты. Предложение денег.
  3. Теории спроса на деньги. Факторы, определяющие общий спрос на деньги.
  4. Модель денежного рынка. Равновесие на денежном рынке.
  5. Кредитно-банковская система и ее структура.
  6. Основные операции и роль коммерческих банков в рыночной экономике. Создание денег банковским сектором.
  7. Кредит: сущность, функции и формы в современной экономике.
  8. Денежная политика государства: цели и основные инструменты.

Наши рекомендации