Искусство: виртуализация творчества
Институты в сфере искусства образуют комплекс норм, определяющих способы постановки и решения проблем создания и сохранения художественной ценности.
Базовые элементы этого нормативного комплекса(1) также виртуализируются в эпоху Постмодерн.
В искусстве постмодернизма произведение как таковое становится актом деконструкции как со стороны художника, так и со стороны публики. Вычленение фрагментов техник и произвольное манипулирование ими как знаками "художественного мастерства" симулируют свободное, то есть виртуозное владение техникой (письма, рисунка, танца, игры и т.п.). Вычлененные из классических произведений и традиционных стилей клише включаются в любые комбинации с бытовыми предметами и жестами и служат знаками, маркирующими эти комбинации как "художественное творчество". Наличие знаков "художественного творчества" - достаточное условие для признания за результатом статуса "произведения искусства". В эпоху Постмодерн создается не произведение искусства, а скорее образ его.
Комбинация цитат как конституирующий прием легко обнаруживается в постмодернистских живописи, литературе, кино, архитектуре. Частичное, но нарочитое цитирование традиционных художественных приемов в коллажах, клипах, хэппенинге, перформансе конституировало поп-арт как особое течение в изобразительном искусстве. Ироничное соединение стандартных фрагментов разнородных художественных техник и бытовых предметов и жестов в изощренную комбинацию цитат становится способом создания образа "виртуозного" и "оригинального"художника-постмодерниста. Но, как и всякая ирония, постмодернистская – это ностальгическое чувство. Поп-арт симулирует "новаторский стиль" и "свободу самовыражения" модернистских течений европейского искусства середины XIX-начала XX в. Так же, как художники поп-арта, литераторы-постмодернисты, пародируя и переплетая художественные приемы детектива, философского эссе, рекламы, реалистического романа и т.д., создают ностальгически окрашенные симулякры массовой культуры XIX-XX вв. В качестве наиболее ярких примеров такого рода литературы можно назвать ставшие культовыми "Завтрак для чемпионов" (1973) Курта Воннегута и "Имя розы" (1980) Умберто Эко. В кинематографе последней четверти XX в. постмодернистская эстетика цитирования воплотилась в серии иронически-ностальгических ремейков. В 1990-х гг. на этой волне возникли фильмы - симулякры экранной славы бестселлеров 1960-70-х гг., например, "Годзилла в Нью-Йорке", новые версии "Звездных войн", серия фильмов об Остине Пауэрсе - пародия на пародийные же фильмы о Джеймсе Бонде. Отличительная черта постмодернистской архитектуры -цитирование функционализма начала-середины XX в., стиля модерн рубежа XIX-XXвв., барокко рубежа XVII-XVIII вв. и других направлений для создания определенного образа здания. Геометрическая лаконичность, прозрачность объемов, открытость коммуникационных сетей, не являются больше конструктивными решениями создания функционального пространства, на чем настаивал Ле Корбюзье. Это декоративные средства, создающие образ "современного центра искусств", "университета научно-технической эры", "динамичного и надежного банка" и т.п. Функциональность симулируется.
Симулируется и индивидуальность, неповторимость. Выступающие блоки, изгибающиеся линии конструкций, цитирующие то шпили и купола барокко, то эркеры и фронтоны модерна, призваны придать образ "уникальности" и "культурной органичности" сугубо функциональным сооружениям, вроде многоквартирного дома – "жилой машины", по словам все того же Корбюзье (1),или ресторану fast food.
Поскольку цитирование - конституирующий прием постмодернистского искусства, постольку восприятие его постмодернистской же публикой - это своего рода эстетический "анемнезис". Публика отыскивает "следы" – узнаваемые отсылки к оригинальным, но хрестоматийным произведениям и стилям.
Сноски:
(1) Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития. М" 1997. С. 160.
Именно реактивация посредством отсылок к образам классики создает необходимый и достаточной эстетический эффект. Виртуальное следование институциональным нормам художественного творчества (создание набора цитат-отсылок) превращает экспонируемый объект в своего рода генератор виртуальной реальности. Восприятие художественного объекта происходит как генерация миров фрагментарных образов произведений, реально не присутствующих в данном процессе экспонирования.
В ситуации, когда произведение виртуализируется, виртуализируется и художественное "производство". Создание произведения превращается в "проект" – комплекс PR-акций, в котором утрачиваются различия между рекламой и художественными практиками в традиционном их понимании. Рекламные TV-ролики, клипы, составленные из фрагментов рабочего материала, репортажи в СМИ о проекте, интервью с авторами, презентации и продажи сопутствующих товаров – сувениров, значков, футболок с символикой проекта занимают больше времени и отнимают больше сил, чем само экспонирование: спектакль, выставка, кинопремьера и т.п. Образ проекта и эстетически и экономически превалирует над собственно его реализацией.
Мы живем и действуем в эпоху искусства образов и образов искусства.
Базовые компоненты художественных практик Модерна (создания произведения искусства) - произведение, стиль, эстетическая оценка - симулируются. Как следствие, виртуализируются институты – художественное направление/школа, художественная презентация (выставка, спектакль, концерт), художественная организация (театр, киностудия, мастерская, музей).