Торговые потоки и методы торговли
Наиболее престижной и выгодной торговлей, без сомнения, была та, которая стимулировала возрождение торговых связей между Италией и Левантом. Еще до того, как итальянцы установили над ними свой контроль, эти торговые пути использовались восточными купцами для доставки предметов роскоши к западным
королевским дворам. После того, как итальянцы вытеснили с этих торговых путей своих соперников, предметы роскоши — специи с Молуккских островов, шелк и фарфор из Китая, парча из Византии, драгоценные камни и т.д. — по-прежнему преобладали в торговых потоках, идущих с Востока на Запад, однако к ним добавились и другие товары, такие как квасцы из Малой Азии и хлопок-сырец из Сирии. В противоположном направлении шли грубые ткани из шерсти и льна, меха из Северной Европы, металлические изделия из Центральной Европы и Ломбардии, стекло из Венеции. Венецианцы торговали с Византией с самого начала своей истории, однако в конце XI в. они сумели добиться торговых привилегий в обмен на помощь, которую они оказали в борьбе против турок-сельджуков. В результате они получили свободный доступ во все порты империи без уплаты пошлин и других налогов — привилегия, которой не имели даже сами византийские купцы.
Тем временем Генуя и Пиза, вытеснив мусульман с Корсики и Сардинии, нанесли удар по их форпостам в Северной Африке, разграбили их города и добились привилегий для своих кораблей и купцов. Впоследствии Генуя одержала верх над Пизой в борьбе за господство над Западным Средиземноморьем и бросила вызов Венеции в борьбе за контроль над Восточным. В период крестовых походов итальянские города, сообща или в соперничестве друг с другом, усилили свое проникновение в Левант. Они основали колонии и привилегированные анклавы от Александрии вдоль Палестинского и Сирийского побережья до Малой Азии, Греции, предместий Константинополя, а также по всему побережью Черного моря от Крыма до Трапезунда. Генуэзские корабли, выстроенные прямо на месте, плавали даже по Каспийскому морю и Персидскому заливу. Падение Иерусалимского королевства и провал крестовых походов мало повлияли на итальянские позиции на Востоке. Напротив, итальянцы заключили договоры с арабами и турками и продолжали обычную торговлю.
Особым, экзотическим направлением восточной торговли, процветавшим с середины XIII до середины XIV вв., была торговля с Китаем. В течение этого периода Монгольская империя, наиболее обширная из когда-либо существовавших континентальных империй, простиралась от Венгрии и Польши до Тихого океана. Монгольские правители, несмотря на их негативную репутацию, приветствовали христианских миссионеров и западных купцов. В этой торговле опять же преобладали итальянцы, имевшие свои колонии в Пекине и других китайских городах, а также в Индии. В купеческих итинерариях содержались детальные описания маршрутов — через Туркестан, по «Великому шелковому пути», через Персию или морем по Индийскому океану — и давались полезные советы относительно того, какие товары будут пользоваться спросом. Отчет Марко Поло о его путешествиях был одним из первых бестселлеров в Европе.
86 Рис. 3.3. Средневековаяэкономика и период ее расцвета.
87 На другом конце Средиземноморья торговля была более прозаической. Она, конечно, включала специи и другие предметы роскоши с Востока, но более важной, по крайней мере для итальянцев, была торговля сицилийским зерном. За исключением периодов войн и блокад, это был постоянный товарный поток, необходимый для выживания бедных хлебом итальянских городов-государств. Кроме того, другие традиционные товары, такие как соль, сухая рыба, вино, масло, сыр и сухофрукты перемещались из районов, специализировавшихся на их производстве (или тех, где наблюдался их временный избыток), в те, где существовали их постоянный дефицит или временная нехватка. Несмотря на относительно низкую скорость коммуникаций, бдительность купцов и активность рынков обеспечивали удовлетворение спроса. Хотя господство в этой торговле принадлежало крупным итальянским портовым городам, они более или менее добровольно делили контроль над ней с каталонскими, испанскими, провансальскими, на-рбоннскими и даже мусульманскими торговцами (см. рис. 3.3).
Северные моря, хотя и играли меньшую роль в торговле, в период Средних веков стали приобретать все большее значение. В раннее Средневековье фризы были главными агентами в торговле на берегах Северного моря и вверх по течению ближайших рек. По мере развития торговых путей на Балтике фризы уступили место скандинавам, но в конце Средневековья крупные немецкие торговые города, объединенные в Ганзу (которую часто неправильно называют Ганзейским союзом), захватили господство над торговлей и на Балтийском, и на Северном морях.
Ганза, которая в конечном итоге стала объединять почти 200 городов, была официально оформлена лишь в 1367 г., в ответ на угрозу короля Дании ограничить ее деятельность. Однако этому предшествовали многие годы неформального сотрудничества немецких купцов в иностранных городах. Например, в Венеции существовал «Немецкий двор», который предоставлял немецким купцам не только ночлег и пристанище, но также советы и помощь в торговле. В Лондоне «Стальной двор» (Stalhof), район, населенный германскими купцами, получил права экстерриториальности и самоуправления еще в 1281 г. Подобные немецкие колонии существовали в Брюгге, Бергене (Норвегия), Висби (остров Готланд) и повсюду в Прибалтике, а также в Новгороде — крупном русском торговом городе. Рига, Мемель, Данциг и другие прибалтийские города были полностью немецкими, основанными в виде анклавов на чужой территории. Они торговали зерном, строевым лесом, корабельными и другими товарами, произведенными немецкими колонистами на прибалтийских землях, осуществляя поставки в города, выросшие вокруг Северного моря.
Еще в XII в. региональная специализация производства стала отличительной чертой средневековой экономики. Наиболее известный пример — винная торговля Гаскони, центром которой был Бордо. Другим примером может служить фламандская шерстяная
промышленность, которая в большой степени зависела от поставок сырой шерсти из Англии, а земли Балтийского региона стали самым важным источником зерна для снабжения многочисленных нидерландских городов. Португальские, французские и английские корабли доставляли соль и вино на север Европы, возвращаясь с грузом сухой и соленой рыбы.
И сейчас перевозки грузов наземным транспортом в среднем обходятся дороже, чем водным; тем более это было справедливо для времени, когда еще не были изобретены паровой двигатель и двигатель внутреннего сгорания. По этой причине в доиндустри-альную эру морская торговля играла огромную роль. Однако в Средние века существовало одно значительное исключение из этого правила — торговля между Северной и Южной Европой, особенно торговля северной Италии с Германией и Нидерландами. До того, как в конце XIII в. и в XIV в были произведены улучшения в конструкции судов и навигационной технике, имевшие революционные последствия в XV в., морской путь между Средиземным и Северным морями был опасен и не слишком выгоден. По этой причине торговые потоки через альпийские перевалы (Бреннер, Сен-Готард, Симплон, Сен-Бернар и другие) были более активными, чем через Гибралтарский пролив, несмотря на все сложности и препятствия. Феодалы, через земли которых проходили торговые пути, изгнали грабителей и улучшили дороги, за пользование которыми они взимали пошлины; уровень последних держался на разумном уровне вследствие конкуренции со стороны альтернативных торговых путей. Религиозные братства организовали места отдыха и спасательные службы, наиболее известными символами которых являются собаки породы сенбернар с бочонками бренди, прикрепленными к ошейнику. Профессиональные компании перевозчиков и погонщиков мулов обеспечивали транспортировку грузов в условиях оживленной конкуренции между собой. Наиболее важными торговыми центрами на южном конце пути были города Ломбардской равнины, особенно Милан и Верона. На севере было множество пунктов назначения — от Вены и Кракова на востоке до Любека, Гамбурга и Брюгге на крайнем севере и западе. Но большая часть товаров переходила в другие руки на ярмарках или рынках Лейпцига, Франкфурта и особенно четырех ярмарочных городов Шампани.
Ярмарки Шампани возникли в XII в. как наиболее важные в Европе места встреч купцов с севера и юга. Под покровительством шампанских графов, которые обеспечивали торговые площади и особые коммерческие суды, а также защиту купцов в пути, ярмарки продолжались почти весь год, переходя из одного из четырех городов в другой. Расположенные примерно на полпути между двумя наиболее развитыми районами Европы, северной Италией и Нидерландами, города Ланьи-сюр-Марн, Бар-сюр-Об, Провен и Труа служили местом встречи и заключения сделок для купцов из этих регионов. Кроме того, они также играли свою
роль в торговле северной Германии с южной Францией и Пиренейским полуостровом. Коммерческая практика и техника, которая развивалась в этих городах, — например, переводные векселя (letters of fair) и другие кредитные инструменты, а также зарождение коммерческих судов оказали влияние более глубокое и длительное, чем сами ярмарки. Даже после их упадка как торговых центров эти города продолжали многие годы служить в качестве финансовых центров.
В последние десятилетия XIII в. морские перевозки из Средиземного моря в Северное стали все более частыми. Во втором десятилетии XIV в. Венеция и Генуя организовали постоянный ежегодный конвой, знаменитый Фландрский флот. Эти морские караваны перевозили товары из средиземноморских портов прямо на крупные постоянные рынки Брюгге (а впоследствии Антверпена), тем самым подрывая некоторые функции шампанских ярмарок. Хотя наземная торговля и не прекратилась полностью (в XV в. Женева играла роль, схожую с прежней ролью Шампани), началась новая фаза в развитии экономических связей между Северной и Южной Европой. Она была связана не только с использованием новых торговых путей и новых транспортных средств, но также с изменением как масштабов торговли, так и механизмов ее организации. Большие торговые и финансовые компании, базирующиеся в крупнейших итальянских городах и имеющие отделения по всей Европе, заменили индивидуальных купцов в качестве главных агентов торговли. Это новшество, иногда называемое «торговой революцией», сыграло решающую роль в последующий период европейской экспансии, который начался в XV в.
В каролингскую эпоху купцы обычно были иностранцами — «сирийцами» (так называли почти всех уроженцев Леванта) и евреями. С возрождением торговли в X в. европейские купцы стали расширять свою нишу, но почти до середины XIII в. они оставались странствующими. Они вели тяжелую жизнь, которая требовала физической силы, выносливости, мужества, а также сообразительности. По наземным путям купцы часто передвигались караванами, возя с собою собственное оружие или нанимая охрану от грабителей. Передвигаясь по морю, они также должны были быть вооружены против пиратов; кроме того, они подвергались опасности возможного кораблекрушения. Нет ничего удивительного в том, что такие купеческие путешествия назывались «авантюрами».
Простейшая форма торговли заключалась в том, что купец работал за свой счет, и весь его капитал состоял из перевозимых товаров. Однако уже очень рано вошла в употребление форма партнерства (commendа): один купец, возможно, слишком пожилой для трудного путешествия, давал капитал другому, который и отправлялся в поездку. Прибыль от предприятия делилась между ними; обычно три четверти получал владелец капитала и одну четверть — его партнер. Такие партнерства обычно практикова-
лись в морской торговле по Средиземному морю, но они получили распространение также и в сухопутной торговле. Как правило, такие партнерства создавались на одну поездку, но за удачным предприятием зачастую следовало заключение следующего контракта между теми же партнерами. Иногда владелец капитала мог устанавливать место назначения и обратный груз, которым он намеревался распорядиться по своему усмотрению. Но нередко, особенно если в роли партнера, предоставляющего капитал, выступали вдовы, светские или религиозные институты, или попечители, действующие в интересах детей или сирот, все ключевые вопросы решал партнер, непосредственно осуществляющий торговые операции. В Генуе и других итальянских городах еще в XII в. многие из тех, кто не занимался активной торговой деятельностью, вкладывали в торговлю свои средства через механизм подобных парт-нерств.
По мере роста торговли и развития коммерческой практики появился новый вид организации бизнеса — vera societu, или компания на доверии, — которая стала соперником партнерства и иногда вытесняла его. Такая компания имела несколько, иногда множество партнеров и часто действовала одновременно во многих городах Европы. Особенно часто эту форму использовали итальянцы. Из центров во Флоренции, Сиене, Венеции или Милане они могли управлять филиалами в Брюгге, Лондоне, Париже, Женеве и других городах. Они часто совмещали торговлю с банковским делом. Компании Барди и Перуцци из Флоренции были самыми крупными предпринимательскими организациями в мире до появления великих привилегированных (chartered) компаний XVII в. Однако обе эти компании обанкротились в 1340-х гг. в результате предоставления чрезмерных кредитов Эдуарду III Английскому и другим монархам-должникам. Помимо осуществления торговли через сеть филиалов, эти компании имели свои собственные корабли и караваны мулов, а некоторые владели разработками металлов и других полезных ископаемых (или арендовали их).
Более мелкие торговцы, которые не имели средств для приобретения собственного корабля, изобретали другие средства сокращения рисков дальней торговли. Владельцы судов могли сдавать их в аренду нескольким купцам, которые вели самостоятельную торговлю, но объединяли капиталы для аренды корабля. Другой вариант заключался в том, что отдельный предприниматель мог арендовать корабль, а затем сдать часть его площади в субаренду другим купцам. Были изобретены различные инструменты привлечения капиталов в морскую торговлю для того, чтобы дать сторонним инвесторам возможность участвовать в прибыли, не вступая в партнерство и не нарушая законы против ростовщичества. К концу XIII в. стало обычным явлением страхование в морской торговле.
Банковское дело и кредит были непосредственно связаны со средневековой торговлей. Примитивные депозитные банки, по-
явившиеся в Венеции и Генуе еще в XII в., первоначально занимались лишь приемом вкладов, однако вскоре стали осуществлять операции по переводу средств с одного счета на другой на основании устного или, реже, письменного распоряжения клиента. Хотя закон запрещал предоставлять в кредит средства сверх суммы имеющихся депозитов, привилегированным клиентам банки выдавали ссуды сверх их депозитов, тем самым создавая новые средства платежа. Подобные банки существовали только в главных коммерческих центрах. За пределами Италии такими центрами были Барселона, Женева, Брюгге и Лондон. (Ломбард-стрит, сердце современного финансового района Лондона, получила свое название в связи с тем, что на ней держали офисы многие итальянские банкиры.) Вне этих центров частные банкиры для финансирования торговли на дальние расстояния осуществляли продажу и покупку переводных векселей. Из-за значительного риска и высоких издержек перевозки монет и слитков купцы предпочитали продавать товары в кредит, вкладывая деньги в обратный груз и получая доход в денежной форме после его продажи. Фактически все сделки на шампанских ярмарках осуществлялись в кредит. К окончанию одной ярмарки сальдо платежей переводилось на другую посредством переводного векселя. Хотя переводные векселя возникли для обслуживания торговли товарами, в конечном итоге они стали использоваться как чисто финансовые инструменты, не имеющие прямой связи с товарными потоками.
Другой причиной расширения кредита являлось многообразие денежных единиц и денежных систем. Большинство регионов Западной Европы использовали каролингскую денежную систему с подразделением денежных единиц по аналогии с фунтами, шиллингами и пенсами (по-латыни libra, solidus, denarius), но это внешнее единство скрывало все возраставшее разнообразие денежных единиц. Ценность генуэзской лиры отличалась от ценности английского фунта, французского ливра и даже миланской или пизанской лиры. Еще более важным было то обстоятельство, что «фунты» и «шиллинги» были исключительно расчетными денежными единицами; монеты такого номинала не чеканились до конца Средних веков. Наиболее употребляемыми монетами в XI — XII вв. были пенни (и их аналоги в различных странах). Они не только были неудобны для совершения крупных платежей, но и чеканились различными субъектами — королями, герцогами, графами, даже монастырями, отличаясь различной величиной, весом и содержанием серебра. Более крупные серебряные монеты вошли в употребление примерно в начале XIII в., но и они также страдали от отсутствия единообразия и в весе, и в содержании серебра. Испытывающие потребность в финансовых средствах монархи, чьи налоговые доходы были недостаточны для покрытия расходов, часто прибегали к порче монеты. В этих условиях денежные менялы, знавшие ценность различных типов монет, выполняли важную функцию на ярмарках и в торговых городах. Из их
рядов вышло много банкиров. Не раньше второй половины XIII в. Европа, наконец, обрела по-настоящему устойчивую валюту, знаменитый золотой флорин, впервые выпущенный во Флоренции в 1252 г. (Генуя ввела в обращение схожую монету несколькими месяцами ранее, но она не завоевала популярности. В 1284 г. Венеция также начала чеканить золотые монеты, дукаты или цехины, которые широко использовались — и имитировались — в Восточном Средиземноморье.) Флорин идеально подходил для торговых целей: он имел устойчивую ценность и относительно большой номинал. Но к тому времени, когда он появился, кредит уже стал неотъемлемой частью коммерческой деятельности.