Организационно-экономические направления инновационной политики региона
Анализ экономических процессов в Украине в последние годы свидетельствует о том, что на различных уровнях управления проявляется необходимость динамичного роста экономики на основе инновационных преобразований.
Стержневым блоком экономической стратегии всех развитых государств является инновационная политика, воплощающая в себе формы и методы государственного стимулирования научно-технической деятельности, широкого внедрения научных разработок в конечный производственный результат.
Ввиду этого, стратегической целью региональной инновационной политики выступает создание благоприятного инновационного пространства, которое обеспечивало бы превращение научных идей и разработок в рыночные продукты международного уровня, а также внедрение этих продуктов в важнейшие сферы экономики и социальную сферу.
Тактическими целями инновационной политики выступают:
- формирование эффективно действующего цивилизованного рынка инноваций;
- привлечение научно-технического комплекса региона к многостороннему научно-техническому сотрудничеству;
- создание на региональном уровне эффективного организационно-финансового механизма поддержки и развития инновационной деятельности.
Формирование и реализация инновационной политики регионального уровня осуществляется с учетом системы принципов,среди которых [22]:
- гармонизация нормативно-правовой базы инновационной политики в соответствии с международными соглашениями;
- ориентация системы государственного регулирования инновационного процесса на системообразующие факторы
самофункционирования рынка инноваций;
- обеспечение конкурентоспособности и недискриминации участия всех субъектов инновационного рынка, в том числе и зарубежных, при получении стимулов и преференций со стороны органов местного самоуправления;
- использование преференций в сфере инновационной деятельности со стороны местных органов власти;
- использование вариантно-сценарного подхода к
формированию и реализации инновационной политики и
обеспечения максимальных результатов в условиях ограничения
ресурсной базы.
Для каждого региона Украины необходима разработка модели инновационного развития, согласованная со стратегическими приоритетами развития региона, формирование детальных программ решения инновационных задач на всех уровнях регионального управления.
В мире наиболее известны две, оправдавшие себя, модели инновационной политики [62]:
- американская модель, которая базируется на
максимальной автономии предпринимательства, принципе
свободной конкуренции и регулировании рынка инноваций
крупными международными корпорациями;
- японская модель, которая предполагает обеспечение
государством технологических приоритетов путем
стимулирования конкретных технологий.
Анализ существующих моделей инновационного развития регионов свидетельствует о том, что их интегральный характер обеспечен тремя типами технологий:
- интеллектуальной, которая отвечает за разработку планов и поиск путей решения инновационных проблем;
- управленческой, призванной обеспечить реализацию поставленных целей инновационного развития с учетом реальных финансовых, организационных и человеческих ресурсов;
- политической, которая необходима для учета различных факторов регионального развития и формирования системы участников инновационного процесса в регионе [62].
В структурном отношении региональная инновационная модель должна включать:
- создание базы данных прикладных научных разработок
научных и высших учебных заведений региона;
- создание инновационной инфраструктуры, включающей технопарки в областных центрах, агропарки - в сельских районах, а также информационно-консультационные центры по передаче инноваций;
- создание системы повышения квалификации управленцев и предпринимателей в сфере инновационного менеджмента;
- необходимость реализации механизма внебюджетного финансирования инноваций со стороны негосударственных финансово-банковских учреждений, привлечения приватизационных средств на инвестирование в этой сфере;
- создание системы стимулирования инвестиционного процесса с помощью ускоренной амортизации, налоговых преференций инновационной деятельности;
- превращение научно-исследовательского комплекса региона в привлекательный для инвестиций хозяйственный сектор и расширение объемов разработок;
- создание эффективной системы разностороннего сотрудничества в инновационной сфере.
Формирование модели инновационного развития региона осуществляется путем становления региональных центров инновационной деятельности и создания регионального инновационного мегакомплекса.
Сложность процесса формирования региональной модели инновационного развития обусловлена влиянием системы факторов, среди которых:
- ускорение прогресса в инновационной сфере;
- изменение спроса;
- наличие в регионе инновационной предпринимательской деятельности, которая должна обеспечить разработку приемов для экономически обоснованного достижения стратегических целей.
Стратегия инновационного развития должна касаться функционирования каждого региона, который должен иметь свои приоритетные направления развития в соответствии с научно-производственной базой и потенциалом производственных возможностей, с ориентацией на существующие ресурсы и рыночные потребности. Обобщение отечественного и зарубежного опыта инновационной деятельности позволяет Вьіделить достаточно широкий спектр организационно-экономических мероприятий инновационного характера,
реализация которых необходима на региональном уровне.
К числу важнейших условий реализации региональной
инновационной модели относится эффективное
функционирование инновационного предпринимательства -
самостоятельной инновационной деятельности
хозяйственных субъектов, направленной на внедрение инноваций в производство или социальную сферу. Другими словами, инновационное предпринимательство выступает новой формой интеграции науки и производства, сущность которой состоит в освоении, внедрении и реализации различных форм стимулирования инновационной деятельности (льготного налогообложения, ускоренного режима амортизационных отчислений, инвестиционного кредитования, субсидирования, целевых бюджетных ассигнований, дотаций и кредитных гарантий).
Эффективной формой регионального инновационного
сотрудничества является подписание двухсторонних
соглашений в пределах так называемых стратегических
альянсов на кооперационных условиях, что позволяет снизить
затраты и риски, рационализировать производственный
процесс, использовать общий опыт и потенциал в освоении
рынков, создать возможность интеграционного выполнения
работ по обмену основными технологиями и ноу-хау. По
оценкам экспертов, использование интегральной формы
инновационной деятельности сокращает продолжительность
НИОКР на 30-70%, уменьшает время от начала разработки
изделия до выхода его на рынок на 90%, повышает уровень
качества продукции до 20% [34]. Внедрение предложенных
направлений инновационной деятельности в регионе
предусматривает интеграцию усилий региональной власти
и руководства отдельных предприятий, что позволит
обеспечить проведение широкомасштабного и
углубленного анализа тенденций развития инновационных процессов, которые выступают важнейшей предпосылкой подготовки и принятия управленческих решений, отработки организационно-экономических мероприятий по активизации инновационной деятельности, разработки комплекса обоснованных предложений и путей дальнейшего реформирования системы управления экономикой региона. Обеспечение поддержки инновационной деятельности требует высокой концентрации производственно-
финансовых ресурсов региона, которая достигается только при условии согласованного сотрудничества всех участников инновационного процесса. Решение этой
Рис. 7.1. Основные цели инновационного развития региона.
проблемы возможно путем создания специальной региональной организационно-управленческой структуры, способной мобилизировать производственный, трудовой и интеллектуальный потенциал региона. Формирование дееспособной структуры такого типа необходимо при участии как можно большего круга участников инновационного процесса в регионе: ведущих НИИ, производственных организаций, занятых в сфере консалтинга, информационного, финансового обеспечения и других видов услуг, а также одного или нескольких авторитетных банков, способных кредитовать инновационные проекты на основе гарантий возвратности денежных средств.
Система управления региональным развитием должна быть представлена соответствующими органами управления, которые принимают решения в направлении регионального развития. Кроме того, дополняет эту систему сеть агентств регионального развития, которые представляют собой операторов рыночного типа, деятельность которых направлена на интегрирование инициатив бизнеса, науки и региональных профессиональных обществ.
Целью управления инновационной деятельностью является создание системы взаимодействия всех участников инновационного цикла (наука, НИОКР, производство на основе использования научно-технического и производственного потенциалов региона.
Процесс управления инновационной деятельностью региона начинается с разработки иерархии целей, которые должны быть достигнуты в процессе управления инновационным развитием региона (рис. 7.1) [34].
Реализация модели инновационного развития способствует укреплению экономики регионов через углубление научно-технического сотрудничества, создание инновационной инфраструктуры.
В Украине региональные модели инновационного развития имели возможность воплотиться в технополисах функционального типа со специальным режимом инновационной и инвестиционной деятельности («Полупроводниковые технологии и материалы, оптоэлектроника и сенсорная техника», «Институт электросварки им. Е. А. Патона», «Институт монокристаллов») [34]. Реализация региональных моделей инновационного развития обеспечила «демонстрационный эффект» влияния на инновационную активность других регионов, а также создание условий для дальнейшего стимулирования инновационной деятельности в государстве.
Контрольные вопросы:
1. В чем сущность инновационной политики государства?
2. Какие стратегические и тактические цели преследует региональная инновационная политика?
3. В чем сущность современных моделей инновационного развития региона?
4. Каковы цели управления инновационным развитием региона?