Общая характеристика предложения. Индивидуальное и рыночное предложение. Цена предложения. Закон предложения. Кривая предложения
Анализ рыночного механизма будет односторонним без рассмотрения предложения, характеризующего экономическую ситуацию на рынке уже не со стороны покупателя, как спрос, а со стороны продавца.
Предложение можно определить как совокупность товаров и услуг, которые находятся в данный момент на рынке, и которые продавцы (производители) готовы продать при существующих ценах.
Величина предложения (Qs), или количество товаров и услуг, которое продавцы готовы продать в данное время, в данном месте и при данных ценах, не всегда совпадает с объемом производства и объемом продаж, имеющими место на рынке.
С одной стороны, если рыночная цена оценивается продавцами как недостаточно высокая для покрытия их издержек, величина предложения будет существенно меньше, чем объемы реального производства (особенно по товарам подлежащим хранению). С другой стороны, назначение государством высоких цен на какую-либо продукцию может вызвать значительный интерес среди фирм-производительниц и рост величины предложения, однако объем продаж, определяемый как поведением продавцов, так и поведением покупателей, может быть при этом достаточно слабым.
Цена предложения (Рs) показывает минимальную цену за данное количество товара, на которую продавец готов согласиться, т.е. согласиться продать свой товар.
При анализе рыночной конъюнктуры различаютрыночное и индивидуальное предложение.
Рыночный объем предложения является агрегированной величиной и может быть получен путем суммирования объемов предложения отдельных производителей при всех возможных ценах. При этом предполагается неизменность всех прочих факторов, в том числе цен на ресурсы, которыми пользуются производители.
Величина предложения находится в тесной зависимости не только от цен, но и от других параметров рыночной конъюнктуры. Данную зависимость называютфункцией предложения и в наиболее общем виде записывают по аналогии с функцией спроса:
Qs = Qs (С, Р1...Рi...Рj,...Тх,...),
где Qs – величина предложения на товар i
С – уровень издержек фирмы,
Р1 ..Рj – цены на все товары и услуги, в том числе и на рассматриваемый товар,
Тх – налоги и т.д.
Если все выше названные факторы представить неизменными для данного момента времени, то можно записатьфункцию предложения от цены:
Qs = Qs(Рi),
где Qs – величина спроса на товар i;Рi – цена товара i.
Обратная зависимость цены от величины предложения называется соответственнообратной функцией предложения и имеет вид:
Рi = Рs(Qs).
По аналогии со спросом функциональная зависимость между величиной предложения и ценой может быть представлена тремя традиционными способами:
· табличным
Таблица 3.1 – Рыночное предложение бытовых пылесосов
Цена, у.е. | |||||
Величина рыночного предложения, тыс. шт. |
· аналитическим (через составление уравнения), например:
Qs = bРi – а
· графическим
Графическое изображение функции представляет собой кривую предложения.
Рисунок 3.1 – Кривая предложения бытовых пылесосов
Данные табл. 3.1 и рис. 3.1 указывают на положительную, или прямую, зависимость между ценой и объемом предложения продукта. С повышением цен возрастает и величина предложения; со снижением цен предложение сокращается. Эта специфическая связь называется законом предложения. Суть его состоит в том, что производители изготавливают и предлагают к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем по низкой. Это в полной мере согласуется со здравым смыслом.
Как и при рассмотрении спроса, не следует смешивать изменения величины предложения и изменения предложения.
Изменение величины предложения наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменных прочих факторах рыночной конъюнктуры и предполагает движение вдоль кривой предложения, как это представлено на рис. 3.2.
Рисунок 3.2 – Изменение величины предложения
Изменение предложения, напротив, означает изменение всей функции предложения за счет изменения каких-либо неценовых факторов при неизменной цене на анализируемый товар, и изображается путем смещения всей кривой вправо и вниз (при увеличении предложения) или влево и вверх (при его уменьшении) (рис. 3.3).
Рисунок 3.3 – Изменение предложения
Факторы, смещающие кривую предложения, называют детерминантами предложения. К основным детерминантам предложения можно отнести:
- цены на ресурсы;
- число продавцов на рынке;
- технология производства;
- налоги и субсидии;
- цены на другие товары;
- ожидания производителей изменения цен.
В таблице 3.2 приведен перечень детерминант предложения с конкретными примерами, чтобы лучше разобраться в факторах, определяющих предложение.
Таблица 3.2 – Детерминанты предложения
Детерминанты | Примеры |
Изменения цен ресурсов | Снижение цены микрочипов повышает предложение компьютеров; повышение цены сырой нефти снижает предложение бензина |
Изменение технологии | Создание более эффективных беспроводных технологий привело к повышению предложения сотовых телефонов |
Изменение налогов и субсидий | Повышение акциза на сигареты снижает предложение этих табачных изделий; снижение субсидий университетам уменьшает предложение услуг в сфере высшего образования |
Изменение цен на другие продукты | Рост цен на бананы снижает предложение апельсинов |
Изменение ожиданий производителей | Ожидание значительного роста цен на пиломатериалы в будущем снижает предложение этих продуктов в настоящее время |
Изменение числа продавцов | Увеличение числа салонов, где делают татуировки, повышает предложение этой услуги; создание женской профессиональной баскетбольной лиги позволяет зрителям увидеть больше матчей между женскими баскетбольными командами и повышает предложение этого продукта |