Теории, основанные на концепции общественного выбора
Теория конституционного выбора
Теория конституционного пыбора(или, какее иногда называют!) русскоязычной традиции, конституционная экономическая теория) опирается на фундаментальное представление о двухстадиальном процессе функционирования контрактарной (договорной) общественной системы". На первой стадии осуществляется принятие решений относительно фиксации и защиты прав собственности, а также относительно формулировки правил выработки коллективных решений относительно производства общественных благ. На второй стадии экономические субъекты непосредственно вступают в отношения обмена, опираясь на установленную ранее структуру прав собственности, а также принимают решения о производстве общественных благ, используя существующие правила. Именно эта вторая стадия является сферой приложения традиционной экономической теории и базовых подходов теории общественного выбора. Напротив, в центре внимания теории конституционного выбора находится первая стадия контрактарного процесса, на которой закладывается фундамент экономических и политических отношении между людьми. Таким образом, теория конституционного выбора занимается изучением закономерностей выбора ограничений, в рамках которых осуществляется экономическая и политическая деятельность, в то время как традиционная экономическая теория и базовые направления теории общественного выбора занимаются изучением индивидуального и коллективного выбора в рамках заданных ограничений.
С указанными выше стадиями контрактарного процесса связана и специфика функций государства. Центральное значение имеет здесь различение между «государством защищающим» и «государством производящим», введенное Дж. Бьюкененом1'1.«Государство защищающее», возникающее на конституционной стадии, является внешним субъектом по отношению к договаривающимся сторонам, который
11 Бькженен Дж Границы снободы. Между анархией и Левиафаном // Нобелевские лауреаты по экономике. Джеймс Бьюкенен. М.; Парус Альфа, 1997. С. 245^-254 (работа 1975 г).
16 Там же. С 297-299.
несет ответственность за защиту прав индивидов. Иными словами! оно выполняет роль беспристрастного арбитра, который следит за выполнением правил игры. На постконституционной же стадии го| сударство выполняет роль органа, при посредстве которого индиви] ды обеспечивают себя общественными благами («государство про] изводящее»). Каковы же должны быть особенности выбора на кон! ституционной стадии, чтобы обеспечить максимальное удовлетвори] ние потребностей членов общества п общественных благах на пост] конституционной стадии?
На рис. 6 изображена схема двухстадиального контрактарного про! цесса в обществе, состоящем из двух групп индивидов. Суть конститу] ционного контракта заключается в том, чтобы повысить благосостоя| ние обеих групп за счет четкого определения и эффективной зашить прав собственности (Парето-эффективное перемещение экономики н\ точки А в точку на участке контрактной кривой, ограниченном пунк| тирными лучами, например, в точку В). В то же время на этой стадш определяются правила, обеспечивающие принятие Парето-эффектии-ных решений на постконституционной стадии (переводящих экономику в точки, подобные точке D) и препятствующие принятию реше ний, которые носят перераспределительный характер (соответствую щие перемещению в точки Ег или Е2). Выполнение этих условий может быть достигнуто в том случае, если решения на конституционной стадии будут приниматься по правилу единогласия.
Благосостояние группы индивидов 2
Благосостояние группы индивидов 1 Рис.6
Конституционная и постконституционная стадии контрактарного процесса. В исходном (доконтрактарном) состоянии благосостояние индивидов соотпетст-вуетточкеА Заключение конституционного контрактас использованием правила единогласия обусловливает повышение благосостояния обоих индивидов (переход в точку 5), а также закладывает возможности для принятия дальнейших решений, эффективных по Парето (переход из точки Б в точку D).
Если члены общества заинтересованы в перераспределении бо-ытства и доходов в свою пользу, что может заставить их прийти к единогласному решению относительно содержания конституционного контракта? С точки зрения Дж. Бькженена и Г. Таллока, сформулированной ими в книге «Расчет согласия», центральное значение иг-p.ieT здесь фактор неопределенности'7. Поскольку индивиды не в состоянии определить, окажутся ли они в долгосрочной перспективе {предполагающей множество актов коллективного выбора по большому числу вопросов) выигравшими или проигравшими в случае принятия конкретных правил выработки решений, они будут ориентироваться на выбор правил, выгодных всему обществу. При этом все-|да строго проводится принцип, согласно которому не существует иного способа определения конституционных правил, кроме как через свободное выявление предпочтений граждан (иными словами, какое-либо Принуждение является абсолютно недопустимым)18.
Теория конституционного выбора имеет ряд важных приложений, касающихся формулировки правил определения экономической полигики в различных сферах. Они касаются, в частности, ограничения произвола государства в бюджетной сфере, связанного с наращиванием как объема ресурсов, перераспределяемых через государ-i i пенный бюджет, так и размеров бюджетного дефицита19, ограниче-мия возможностей осуществления перераспределительных меропри-■мий и т.д. Эти приложения имеют важное значение для других теоретических направлений в рамках концепции общественного выбора, прежде всего для теории политической ренты и теории эндогенного определения экономической политики.
Теория политического делового цикла
В рамках данного теоретического направления деятельность субъектов принятия политических решений рассматривается в качестве источника циклических колебаний в экономике. Наибольшей популярностью традиционно пользуется модель У. Нордхауза20, которая предполагает, что целью политических партий является победа на
17 Бькженен Дж. и Таллок Г Указ. соч. С. 128-129.
111 Вгеппап J. and Buchanan J. The Reason of Rules. Cambridge: Cambridge University Press, 1985.
" Brennan J. and Buchanan J. The Power to Tax. Cambridge: Cambridge I 'niversity Press, 1980; Buchanan J. and Wagner R. Democracy in Deficit. N Y.: 'V.idemic Press, 1977; Buchanan J., Rowley C. and Tollison R. Deficits. Oxford: Ul.ickwell, 1986.
20 Nordhaus W. The Political Business Cycle // Review of Economic Studies. l')75. Vol. 42. P. 169-190.
' I История экономических учений
выборах, а популярность правящей партии напрямую шниси v от i стояния экономики в период, предшествующий выборам. При собл| дении этих предпосылоксправедливы следующие выводы; 1) по мчи приближения срока выборов правящая партия стремится проводи! «популярный» курс стимулирования экономического роста, к с< числе за счет активной кредитно-денежной и бюджетной политик^ 2) непосредственно после выборов победившая партия ьынуждик проводить «непопулярный» курс борьбы с инфляционными послед ствиями политики, проводившейся в период предвыборной камне нии. Таким образом, в экономике возникает циклический процес^ непосредственно перед выборами наблюдается ускорение эконом* ческого роста и — с небольшим временным лагом — увеличение м фляции, а в период после выборов темп инфляции падает, а как след ствие дефляционной политики снижаются и темпы экономическог роста.
Очевидно, что подобная модель опирается на предположение «близоруком» поведении избирателей, которые не в состоянии распоэ нать эгоистического поведения политиков и предугадать среднесроч! ные последствия «популярной» политики. Поэтому значительные уси| лия исследователей были направлены на усовершенствование модели Нордхауза с целью учета способности избирателей к «обучению». Ключевая роль в возможном возникновении политического делового цик ла отводится при этом тому факту, что политики более информироим ны по сравнению с избирателями, а потому могут использовать отно сительную неинформированность избирателей в вопросах экономической политики для повышения своей популярности.
Альтернативное направление в моделировании политической делового цикла берет начало от работ Д. Гиббса11. По Гиббсу, характер экономической политики зависит оттого, какая партия находится ; власти. Предполагается, что «левые» партии заинтересованы преждй всего в борьбе с безработицей (даже за счет роста инфляции), в то время как «правые» партии большее внимание уделяют недопуще-j нию инфляции (даже за счет роста безработицы). Это связано с тем] что «левые» партии традиционно ориентируются на поддержку на4 емных работников, а «правые» партии — на поддержку крупного бкз-^ неса, где влиятельные позиции занимают кредиторы (которые в пер-^ вую очередь страдают от инфляции). Таким образом, согласно про-| стейшей модели циклические колебания в экономике генерируютс сменой «правых» и «левых* правительств, причем последствия npo-i
" Hibbs D. Political Parties and Macroeconomic Policy//American Political| Science Review. 1977. Vol. 7. P. 1467-1487.
-■.22 |
1ШДИМОЙ соответстпующимп ирниитсльс'шпми политики сохраняют-in nil протяжении псего срок;! их полномочий. В более совершенных моделях такого рода предполагается, что экономика адаптируется к • июкам», вызванным сменой правительств, а потому их последствия проявляются лишь на протяжении ограниченного времени.
Как свидетельствуют результаты эмпирических исследований^ реальная практика более соответствует модели Гиббса, а не модели 11ордхауза. Вместе с тем в последние годы интерес исследователей во 1кж большей степени перемещается от моделей политического дело-Hoio цикла к более общим моделям эндогенного определения государственной макроэкономической политики.