Перечень вопросов для подготовки к экзамену/зачету
- Производительные силы и производственные отношения.
- Становление и основные этапы развития экономической теории.
- Общественное производство и этапы его развития.
- Экономические системы: понятие, основные типы, объективные основы развития.
- Товарное производство: объективные условия возникновения и развития.
- Отношения собственности и их роль в жизни общества. Субъекты и объекты собственности.
- Разгосударствление и приватизация государственной собственности.
- Основные структурные элементы рынка и рыночной экономики.
- Субъекты рыночной экономики. Основные факторы производства.
- Происхождение, сущность и функции денег.
- Спрос как экономическая категория. Факторы определяющие спрос.
- Предложение и факторы на него влияющие. Функция предложения.
- Взаимодействие спроса и предложения. Равновесная цена.
- Эластичность спроса и предложения
- Количественный подход к анализу спроса и полезности - закон убывающей предельной полезности.
- Порядковый подход к анализу спроса и полезности: кривые безразличия и бюджетные линии.
- Реакция потребителя на изменение цены и дохода. Эффект замены и дохода.
- Производственная функция. Закон убывающей предельной производительности.
- Изокванты и предельная норма технической замены. Взаимозаменяемость ресурсов.
- Равновесное (оптимальное) состояние фирмы.
- Классификация затрат фирмы.
- Затраты фирмы в коротком периоде: постоянные, переменные, общие издержки.
- Издержки фирмы в длительном периоде.
- Внешние эффекты и их квалификация.
- Государственное регулирование внешних эффектов.
- Спрос на общественные блага. Общественный выбор.
- Характеристика рыночных структур: совершенная и несовершенная конкуренция.
- Доходы фирмы: выручка и прибыль. Общая, средняя и предельная выручка.
- Максимизация прибыли конкурентной фирмой через средние и предельные величины.
- Изменение положения фирмы в условиях совершенной конкуренции в связи с изменением цены на рынке.
- Неконкурентные виды рынков: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.
- Поведение фирмы в условиях монополии: максимизация выручки.
- Максимизация прибыли фирмы-монополиста.
- Максимизация прибыли фирм в условиях несовершенной конкуренции.
- Признаки существования олигополии. Олигополистическая взаимосвязь.
- Особенности рынков факторов производства.
- Рынок труда. Спрос на труд и предложение труда. Экономическая рента.
- Рынок капитала. Заемные средства и ссудный процент.
- Равновесие на рынке земли. Земельная и дифференциальная рента.
- Распределение доходов: эффективность и социальная справедливость
Информационные технологии, используемые при осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости).
Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии в настоящее время так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей. При этом, информационные технологии, основанные на использование современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин «Современные информационные технологии».
Виды информационных технологий:
¾ «ручная» информационная технология, инструментарий которой составляют: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществляется ручным способом (написание конспектов и т.д.). Основная цель технологии - представление информации в нужной форме.
¾ «механическая» технология, оснащенная более совершенными средствами передачи и доставки информации, инструментарий которой составляют: телефон, диктофон. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме более удобными средствами.
¾ «электрическая» технология, инструментарий которой составляют: ксероксы, портативные диктофоны. Основная цель информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.
¾ «электронная» технология, основным инструментарием которой становятся ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы, оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы.
¾ «компьютерная» («новая») технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения (Excel, Word, Power Point);. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и искусственного интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений.
¾ «сетевая технология» (иногда ее считают частью компьютерных технологий) только устанавливается. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети. Ей предсказывают в ближайшем будущем бурный рост, обусловленный популярностью ее основателя - глобальной компьютерной сети Internet.