Перечень вопросов для подготовки к экзамену/зачету

  1. Производительные силы и производственные отношения.
  2. Становление и основные этапы развития экономической теории.
  3. Общественное производство и этапы его развития.
  4. Экономические системы: понятие, основные типы, объективные основы развития.
  5. Товарное производство: объективные условия возникновения и развития.
  6. Отношения собственности и их роль в жизни общества. Субъекты и объекты собственности.
  7. Разгосударствление и приватизация государственной собственности.
  8. Основные структурные элементы рынка и рыночной экономики.
  9. Субъекты рыночной экономики. Основные факторы производства.
  10. Происхождение, сущность и функции денег.
  11. Спрос как экономическая категория. Факторы определяющие спрос.
  12. Предложение и факторы на него влияющие. Функция предложения.
  13. Взаимодействие спроса и предложения. Равновесная цена.
  14. Эластичность спроса и предложения
  15. Количественный подход к анализу спроса и полезности - закон убывающей предельной полезности.
  16. Порядковый подход к анализу спроса и полезности: кривые безразличия и бюджетные линии.
  17. Реакция потребителя на изменение цены и дохода. Эффект замены и дохода.
  18. Производственная функция. Закон убывающей предельной производительности.
  19. Изокванты и предельная норма технической замены. Взаимозаменяемость ресурсов.
  20. Равновесное (оптимальное) состояние фирмы.
  21. Классификация затрат фирмы.
  22. Затраты фирмы в коротком периоде: постоянные, переменные, общие издержки.
  23. Издержки фирмы в длительном периоде.
  24. Внешние эффекты и их квалификация.
  25. Государственное регулирование внешних эффектов.
  26. Спрос на общественные блага. Общественный выбор.
  27. Характеристика рыночных структур: совершенная и несовершенная конкуренция.
  28. Доходы фирмы: выручка и прибыль. Общая, средняя и предельная выручка.
  29. Максимизация прибыли конкурентной фирмой через средние и предельные величины.
  30. Изменение положения фирмы в условиях совершенной конкуренции в связи с изменением цены на рынке.
  31. Неконкурентные виды рынков: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.
  32. Поведение фирмы в условиях монополии: максимизация выручки.
  33. Максимизация прибыли фирмы-монополиста.
  34. Максимизация прибыли фирм в условиях несовершенной конкуренции.
  35. Признаки существования олигополии. Олигополистическая взаимосвязь.
  36. Особенности рынков факторов производства.
  37. Рынок труда. Спрос на труд и предложение труда. Экономическая рента.
  38. Рынок капитала. Заемные средства и ссудный процент.
  39. Равновесие на рынке земли. Земельная и дифференциальная рента.
  40. Распределение доходов: эффективность и социальная справедливость


Информационные технологии, используемые при осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости).

Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии в настоящее время так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей. При этом, информационные технологии, основанные на использование современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин «Современные информационные технологии».

Виды информационных технологий:

¾ «ручная» информационная технология, инструментарий которой составляют: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществляется ручным способом (написание конспектов и т.д.). Основная цель технологии - представление информации в нужной форме.

¾ «механическая» технология, оснащенная более совершенными средствами передачи и доставки информации, инструментарий которой составляют: телефон, диктофон. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме более удобными средствами.

¾ «электрическая» технология, инструментарий которой составляют: ксероксы, портативные диктофоны. Основная цель информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.

¾ «электронная» технология, основным инструментарием которой становятся ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы, оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы.

¾ «компьютерная» («новая») технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения (Excel, Word, Power Point);. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и искусственного интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений.

¾ «сетевая технология» (иногда ее считают частью компьютерных технологий) только устанавливается. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети. Ей предсказывают в ближайшем будущем бурный рост, обусловленный популярностью ее основателя - глобальной компьютерной сети Internet.

Наши рекомендации