Интеграция России в мировое хозяйство

Конец XX – начало XXI в. является периодом формирования новой системы мирового хозяйства со свойственной ей иерархией тех или иных национальных экономик в международном разделении труда, на международном рынке капиталов, ресурсов. Процесс эффективной интеграции России в мировое хозяйство, её утверждение как равноправного участника в системе международных экономических отношений, в международном разделении труда находится в самом начале. Структура российского экспорта носит преимущественно сырьевой характер. Российская Федерация активизировала своё участие в региональных интеграционных проектах. Помимо членства в интеграционных соглашениях, подписанных в рамках СНГ, укрепления экономического сотрудничества со странами Европейского союза в рамках концепции стратегического партнёрства, Россия является членом Форума АТЭС, Организации Черноморского экономического сотрудничества, Шанхайской организации сотрудничества.

Решение о вступлении России в АТЭС было принято в начале 1995 г., а заявка на вступление в Форум подана в марте 1995 г. по распоряжению Президента РФ (№ 103-рп от 28 февраля 1994 г.). На основе принципа консенсуса на Ванкуверском саммите АТЭС (1997 г.) принято решение о приёме Российской Федерации в 1998 г. в качестве полноправного члена. Основными целями вступления РФ в АТЭС стали как экономические факторы:

– расширение внешнеэкономических связей со странами региона;

– облегчение условий доступа российских товаров на рынки стран Форума;

– стимулирование притока зарубежных инвестиций;

– содействие экономическому подъёму восточных регионов страны, более связанных со странами Северо-Восточной Азии, а не с центральными регионами страны,

так и политические:

– попытка укрепить позиции и авторитет страны в АТР, сильно пошатнувшиеся после распада СССР;

– разрешение территориальных споров с Японией и Китаем.

Организация Черноморского экономического сотрудничества (Black Sea Cooperation Organization, BSEC) – межправительственная организация, созданная в 1992 г. 11 странами. В настоящее время Организация Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС) объединяют 12 государств Причерноморья и Южных Балкан. Странами-участницами ЧЭС являются: Азербайджан, Албания, Армения, Болгария, Греция, Грузия, Молдавия, Россия, Румыния, Сербия, Турция, Украина. Государства-наблюдатели: Австрия, Беларусь, Германия, Египет, Израиль, Италия, Польша, Словакия, США, Тунис, Франция, Хорватия, Чехия.

Развитие транспортной инфраструктуры международного значения в регионе Черноморского экономического сотрудничества относится к одной из приоритетных задач, решаемых Российской Федерацией на уровне международного сотрудничества. Сотрудничество в области транспорта в ЧЭС осуществляется в рамках следующих международных соглашений:

1. Меморандум о взаимопонимании по скоординированному развитию скоростной автомагистрали вокруг Черного моря.

2. Меморандум о взаимопонимании по развитию морских магистралей в регионе ЧЭС.

3. Меморандум о взаимопонимании по вопросам облегчения перевозки грузов автомобильным транспортом.

Шанхайская организация сотрудничества создана в 2001 г. на базе «Шанхайской пятёрки» (1996 г.) Россией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Узбекистаном и Китайской Народной Республики (КНР). Статус наблюдателя с 2004 г. имеет Монголия, с 2005 г. – Индия, Иран и Пакистан. Это объединение как международная организация функционирует с 2002 г. Цели организации – укрепление взаимного доверия, дружбы и добрососедства; поощрение эффективного сотрудничества в экономической, политической, научно-технической, энергетической, транспортной, экологической, образовательной и культурной сферах; поддержание мира и стабильности в регионе.

До этого она существовала в другом формате, с другими целями и без организационной структуры. Её главной задачей было разрешение пограничных вопросов между Китаем и государствами, появившимися на границе КНР после распада СССР, которые на сегодняшний день в основном разрешены, и формирование мер доверия вдоль всего пограничного пространства.

С января 2004 г. в Пекине действует Секретариат ШОС, а в Ташкенте – Исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры (РАТС). В июле 2001 г. в Астане прошла первая рабочая встреча экспертов государств-членов ШОС по вопросам развития торгово-экономического сотрудничества. В сентябре того же года в Алматы главы правительств подписали Меморандум об основных направлениях регионального экономического сотрудничества и запуске процесса по созданию благоприятных условий в области торговли и инвестиций, дополненные в мае 2002 г. в Пекине Протоколом к Меморандуму и созданием механизма и регламента встреч министров государств-членов ШОС, отвечающих за внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность.

По решению Совета глав правительств в сентябре 2003 г. была разработана и утверждена долгосрочная Программа многостороннего сотрудничества в торгово-экономической сфере, в которой определены основные ориентиры и этапы экономической интеграции на период до 2020 г. Сформулированы цели регионального экономического сотрудничества: создание благоприятных условий в области торговли и инвестиций, а также стимулирование многостороннего взаимодействия в области энергетики, информатики, телекоммуникаций, охраны окружающей среды и рационального природопользования. В 2004 г. утверждён план мероприятий по реализации Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества. Совет глав правительств утвердил план мероприятий и механизмы по реализации программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС, который включает 127 конкретных проектов. Их осуществление создаёт в регионе режим, близкий к зоне свободной торговли. Для этого предлагается постепенно гармонизировать таможенное законодательство, сблизить процедуры стандартизации, ввести общие правила транзитных грузоперевозок через территории стран ШОС. Подтверждено решение создать фонд развития ШОС, который будет аккумулировать негосударственные инвестиции, направленные на развитие совместных проектов в сфере энергетики, телекоммуникаций и транспортной инфраструктуры. Таким образом, Шанхайская организация сотрудничества представляет для России значительный интерес и с точки зрения региональной безопасности, и в вопросах экономического сотрудничества.

Следует выделить и такой стратегический интерес России, как необходимость сбалансированного экономического и политического присутствия не только в Европе, несомненно, являющейся главным внешнеполитическим и внешнеэкономическим приоритетом, основным внешнеторговым партнёром, основным источником инвестиций и передачи технологии, финансовой помощи, но также и в Азиатско- Тихоокеанском регионе (АТР). АТР имеет богатые биоресурсы, минеральное сырьё, крупное сельскохозяйственное производство. Огромный и эффективный потенциал развитых стран (Японии, Австралии, Республики Корея) дополняется динамичным развитием новых индустриальных экономик и КНР.

В целом Россия и страны АТР, прежде всего Северо-Восточной Азии, выгодно дополняют друг друга с точки зрения возможностей капиталовложений, развития научно-технического потенциала, наличия крупных запасов природных и трудовых ресурсов.

Основными инструментами интеграции нашей страны в экономику Азиатско-Тихоокеанского региона являются:

• участие в АТЭС на основе либерализации торговли товарами, услугами и инвестиций в рамках формирующейся зоны свободной торговли;

• участие в многосторонних инвестиционных проектах;

• развитие внешнеэкономических связей, прежде всего внешней торговли, на двусторонней основе.

Таким образом, стратегические приоритеты развития взаимовыгодных внешнеэкономических связей России со странами АТР связаны с экономическими и политическими факторами:

– заинтересованностью в обеспечении безопасности Азиатского региона;

– высоким уровнем экономической взаимодополняемости;

– высокой степенью политической и социальной взаимозависимости.

Проблема интеграции России в мировое экономическое сообщество достаточно сложна и многообразна.

Россия обладает рядом специфических черт, преимуществ, позволяющих оптимально интегрироваться в мировое хозяйство, занять должное место в системе международных экономических отношений. К этим чертам относят:

– высокую степень обеспеченности сырьём и энергоресурсами, их относительную дешевизну;

– развитую научно-техническую базу в отдельных отраслях промышленности (например, атомная энергетика, космическая промышленность, военно-промышленный комплекс);

– высокий кадровый потенциал, в особенности в сфере точных наук, инженерно-технической области;

– достаточно высокий показатель «индекса человеческого развития». Он учитывает ВВП на душу населения, ожидаемую продолжительность жизни и уровень образования.

Вырабатывая эффективную стратегию интеграции в мировое хозяйство, российская экономическая политика должна основываться на системе приоритетов, ведущих звеньях экономики, отраслях-локомотивах. Такими приоритетными отраслями российской экономики могут стать лесопромышленный, нефтегазовый комплексы, а также наукоемкие отрасли, отрасли высоких технологий и некоторые другие.

Для российской экономики важнейшее значение имеет роль, которую она будет играть в международной системе экономических отношений: сырьевого придатка или высокотехнологичной страны с инновационно ориентированной экономикой.

Для того чтобы экономика государства перешла на инновационный путь развития, необходимо обозначить цель и выработать реальный механизм её достижения:

– разработать и осуществить схемы кардинального повышения доходов населения, чтобы сформировать нормальный для функционирования рыночных отношений покупательский спрос. Именно спрос, сформированный основной массой населения России, не только позволит решить острейшую жилищную проблему, но и послужит локомотивом перехода на инновационный путь развития;

– активизировать государственное регулирование в строительной отрасли с помощью рыночных инструментов: льготного налогообложения предприятий;

– развивать конкуренцию, в том числе путём организации унитарных предприятий (особенно в секторах строительного комплекса с высокой степенью монополизации) с последующим их акционированием; уменьшением при необходимости импортных пошлин на материалы и изделия;

– осуществить государственное финансирование создания социально-культурной и транспортно-сетевой инфраструктуры при строительстве домов в новых районах;

– учесть, что базовыми факторами перехода на инновационный путь развития являются: кардинальное усовершенствование системы грантов на проведение научных исследований; способствование образованию инновационных компаний малого бизнеса;

– ускорить процесс интеграции российской экономики в систему международных экономических отношений через ВТО, внедрение международных институциональных стандартов и др.

Наши рекомендации