Банк Японии вслед за ФРС и ЕЦБ решился на вливания в рынки ликвидности
Японский экспорт и импорт в августе довольно сильно упали, вызвав новые опасения по поводу воздействия глобального спада на третью по величине экономику мира. В ответ на это Банк Японии расширил свою программу скупки активов на рынках, тем более что аналогичные шаги предприняли уже ФРС и ЕЦБ.
Так, согласно последним статистическим данным, экспорт Страны восходящего солнца упал на 5,8% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее, что было связано со снижением спроса на японские товары со стороны ЕС и Китая. Импорт в отчетный период сократился на 5,4% в годовом сопоставлении. Это свидетельствует, что внутренний спрос внутри страны продолжает оставаться слабым. Чуть ранее стало известно, что промышленное производство Японии в июле упало на 1,2% вместо ранее спрогнозированного роста на 1,7%. Данные опубликованы на фоне опасений, что торговля Японии с Китаем, крупнейшим ее торговым партнером, может пострадать от продолжения территориальных споров между двумя странами. «Это крайне негативно для японского экспортного сектора», – заявил BBC Мартин Шульц из Fujitsu Research Institute.
Дефицит торгового баланса в августе вырос до 754,1 млрд (-809 млрд – прогноз) против 517,4 млрд в июле. Это в три раза больше показателя за аналогичный период прошлого года и самый крупный полугодовой дефицит со времени начала подсчета в 1979 году, указывает начальник управления инвестиционных операций Ланта-банка Олег Поддымников. Основная причина – в росте импорта топлива из-за прекращения работы атомных реакторов. Добавляет масла в огонь и конфликт с КНР. Участники рынка полагают, что даже если военного конфликта удастся избежать, то торгового – уже вряд ли. Кроме того, Китай может снизить спрос на госбонды Японии, а это опять-таки негативно скажется на платежном балансе страны. Дефицит бюджета Японии в 2011 году составил 10%. Для сравнения: в Испании этот показатель находится на уровне 8,5%.
Японская экономика сильно зависит от экспорта, а поставки продукции в ЕС уже падают 11 месяцев подряд. И поскольку окончания кризиса не предвидится, большинство аналитиков ожидают, что негативная тенденция продолжится. «Восстановление экономики в США остается слабым, кризис в ЕС далек от завершения, и теперь и спор с Китаем может оказать негативное влияние на экспорт на материк в ближайшее время», – добавляет Шульц. Более того, экономический рост в Китае, второй по величине в мире экономики и ключевом драйвере экономического роста Японии в последние годы, также замедлился, что окажет воздействие на экспортный сектор Японии, даже безотносительно дележа островов.
На этом фоне Банк Японии принял решение об увеличении программы покупки активов на рынках. Так, вчера Банк Японии расширил свою программу покупки активов на 10 трлн иен. Этот шаг направлен на стимулирование экономики и повышает общий размер ранее принятой программы стимулирования на 80 трлн иен. По мнению аналитиков, этот шаг призван остановить рост иены, которая должна помочь экспортерам Японии. «Это является положительным для экономики в том смысле, что она предотвращает рост иены», – считает Хироаки Муто, старший экономист Sumitomo Mitsui Asset Management.
Хотя увеличение объема покупок в принципе ожидалось, многие аналитики были удивлены его размером. Глава Банка Японии Масааки Сиракава заявил, что экономическое восстановление Японии может быть отложено примерно на полгода. И, несмотря на принятые меры, «капитальные расходы не будут расти, пока кризис в Европе не ослабеет и американская экономика не стабилизируется». Однако теперь ЦБ ожидает, что экономическая активность в Японии «выровняется более или менее».
Тупиковая политика, которая продолжается 15 лет, не приводит ни к чему, кроме увеличения государственного и корпоративного долга и баланса ЦБ Японии, отмечает начальник аналитического отдела ИК «Трейд-портал» Алексей Рыбаков. Достаточно посмотреть на агрегат M3. В период с 1985 года по 1997 год он вырос на 600 трлн иен. А в период с 2000 по 2012 годы – всего на 112 трлн иен, что говорит о том, что дефляция продолжится и дальше. Все количественные смягчения не дают должного эффекта, так как трансформация ликвидности через выкуп активов не переносится на кредитование, а идет либо на долговой рынок обратно, либо на депозит в тамошний ЦБ. Главная проблема страны – низкие ставки, как итог – вечный carry trade, сильная иена, обострившаяся конкуренция в высокотехнологичных областях.
Действительно, пока Япония никак не может выйти из рецессии, в которой страна оказалась еще в начале 90-х годов, отмечает брокер по работе с ключевыми клиентами ФГ БКС Алексей Евсютин. Кроме того, сейчас на нее давят проблемы из-за землетрясения и сложностей во взаимоотношениях с Китаем. Экономический рост во втором квартале замедлился, и Центробанк полагает, что он может снова вернуться в отрицательную плоскость. Главный удар пришелся по японскому экспорту – производство электроники проигрывает азиатским тиграм, а автопром не может оправиться от Фукусимы и теряет позиции на привлекательном американском рынке. По мнению Алексея Есютина, программа стимулов даст краткосрочный эффект, а для более длительного роста нужна масштабная экономическая реформа, на которую у местных властей просто нет политической воли.
Но и вообще – последствия вливаний денег в экономику всем хорошо известны из общей экономической теории. Подобные меры приводят к росту инфляции с ограниченным ростом производства, напоминает управляющий портфелями ЦБ УК «Солид менеджмент» Максим Семянин. Во время экономического кризиса эти меры могут помочь избежать банкротств банков и производственных компаний, разумеется, сохраняя свои негативные стороны. Сейчас мы видим как раз вот этот этап, когда в кризис правительства ряда стран желают защититься от банкротств и поддержать рынки, несмотря на риск увеличения инфляции. Но существует мнение, что рост производства в том виде, в котором он прогнозируется, в крупных странах уже невозможен, так как модель роста в долг исчерпала свои возможности. В этом случае вливания денег не приведут ни к чему, кроме краткосрочного оптимизма на рынках и увеличенной инфляции в дальнейшем.
«Эксперт»