Введение в макроэкономику: предмет, цели, инструменты. Макроэкономические агенты и макроэкономические рынки. Кругооборот расходов и доходов

Б3.Б.1 Макроэкономика

Методические указания к практическим занятиям

И самостоятельной работе для студентов очной и заочной формы обучения

Направление подготовки

Экономика

Профиль подготовки

Экономика предприятий и организаций

Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Финансы и кредит

Налоги и налогообложение

Квалификация (степень) выпускника

БАКАЛАВР

Уфа 2014

УДК 330.1

ББК 65

М 54

Рекомендованы к изданию методической комиссией экономического факультета (протокол №__ от «29» августа 2014 г.)

Составители: д.э.н., профессор Лукманов Д. Д., к. э. н., доцент Ахмадиева А.Ф., ассистент Юмагужина Д. Р.

Рецензент: к. э. н., доцент Исмагилов К.Р.

Ответственный за выпуск:

Заведующий кафедрой экономической теории,

д. э. н., профессор Лукманов Д.Д.

г. Уфа, ФГБОУ ВПО Башкирский ГАУ,

кафедра экономической теории

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение
1 Введение в макроэкономику: предмет, цели, инструменты. Макроэкономические агенты и макроэкономические рынки. Кругооборот расходов и доходов.
2 Система национального счетоводства (СНС) и макроэкономические показатели. Реальный ВВП и индексы цен
2.1 Система национального счетоводства (СНС) и макроэкономические показатели
2.2 Номинальный и реальный ВВП (ВНП). ВВП и чистое экономическое благосостояние (ЧЭБ)
3 Экономический рост и развитие. Теории экономического роста
4 Общее макроэкономическое равновесие: классическая и кейнсианская модели
4.1. Общее макроэкономическое равновесие: классическая и кейнсианская модели. Модель AD-AS: совокупный спрос и совокупное предложение
4.2 Общее макроэкономическое равновесие: классическая и кейнсианская модели. Кейнсианский крест. Потребление, сбережения, инвестиции. Эффект мультипликатора
5 Цикличность экономического развития. Виды экономических циклов и их основные характеристики. Инфляция и ее виды. Антиинфляционная политика. Безработица и её формы. Государственное регулирование уровня занятости населения
5.1 Цикличность экономического развития. Виды экономических циклов и их основные характеристики
5.2 Инфляция и ее виды. Антиинфляционная политика
5.3 Безработица и ее формы. Уровень безработицы. Государственное регулирование уровня занятости
6 Макроэкономическое регулирование: цели и инструменты. Бюджетно-налоговая политика и денежно-кредитная политики: содержание, цели, инструменты, виды. Макроэкономическое равновесие на денежном и товарном рынках. Модель IS-LM. Социальная политика государства. Проблема неравенства доходов в обществе
6.1 Макроэкономическое регулирование: цели и инструменты
6.2 Бюджетно-налоговая политика: содержание, цели, инструменты, виды. Бюджетный дефицит. Государственный долг
6.3 Денежный рынок и банковская система
6.4 Денежно-кредитная политика: содержание, цели, инструменты, виды
6.5 Равновесие на денежном и товарном рынках. Модель IS-LM
6.6 Социальная политика государства. Проблема неравенства доходов в обществе
7 Открытая экономика. Платежный баланс. Реальный валютный курс и паритет покупательной способности
Рекомендуемые темы для написания эссе
Фонд контрольных вопросов
Библиографический список


Введение

Целью составления данных методических указаний к практическим занятиям является оказание помощи студентам в процессе их самостоятельной работы по изучению названного курса, т.к. только целенаправленная самостоятельная работа, наряду с аудиторными занятиями, позволяет сформулировать творческий подход к анализу проблем хозяйственной жизни, являющихся предметом экономической теории.

Методические указания составлены в соответствии со следующими документами:

1 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «21» декабря 2009 г. № 747.

2 Основная образовательная программа высшего профессионального образования 38.03.01 Экономика, утвержденная ректором ФГОУ ВПО Башкирский ГАУ «29» августа 2014 г.

3 Рабочий учебный план по направлению подготовки 38.03.01 Экономика, утвержденный ректором Башкирского ГАУ «24» апреля 2014 г. (протокол № 9).

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры экономической теории (протокол №1 от «30» августа 2014 г.).

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Макроэкономика» отражают ее структуру, состоящую из 7 разделов:

1) Введение в макроэкономику: предмет, цели, инструменты. Макроэкономические агенты и макроэкономические рынки. Модель кругооборота расходов и доходов в макроэкономике;

2) Система национального счетоводства (СНС) и макроэкономические показатели. Номинальный и реальный ВВП (ВНП). ВВП и чистое экономическое благосостояние (ЧЭБ);

3) Экономический рост и развитие. Теории экономического роста;

4) Общее макроэкономическое равновесие: классическая и кейнсианская модели. Совокупный спрос и совокупное предложение. Кейнсианский крест. Потребление, сбережения, инвестиции. Эффект мультипликатора;

5) Цикличность экономического развития. Виды экономических циклов и их основные характеристики. Инфляция и ее виды. Антиинфляционная политика. Безработица и её формы. Государственное регулирование уровня занятости населения;

6) Макроэкономическое регулирование: цели и инструменты. Бюджетно-налоговая политика. Денежно-кредитная политика: содержание, цели, инструменты, виды. Макроэкономическое равновесие на денежном и товарном рынках. Модель IS-LM. Социальная политика государства. Проблема неравенства доходов в обществе;

7) Открытая экономика. Платежный баланс. Реальный валютный курс и паритет покупательной способности.

План практического занятия позволяет следовать структуре и логике учебного материала. Выделение внутри разделов наиболее значимых тем не только соответствует логике каждого раздела, но и сохраняет единую логику изложения всего курса. Все вопросы рассматриваемых тем содержат подвопросы, которые раскрывают содержание самого вопроса. В конце каждой темы приводятся основные термины и понятия, которые могут быть использованы для контроля уровня усвоения знаний и в качестве основы программы курса.

Первоначальную, исходную информацию, студент получает на лекции. Именно на лекции освещаются основные проблемы курса и его логика, сущность основных понятий и категорий, взаимосвязи между ними, различные методологические подходы к анализу тех или иных проблем, анализируются общие черты и различия между теоретическими концепциями. Поэтому подготовка к практическому занятию должна начинаться с прочтения и осмысления лекционного материала. Затем можно приступить к изучению рекомендованной литературы. Контрольные вопросы для самопроверки, ключевые термины и понятия позволяют студенту определить уровень усвоения изученного материала. Это, безусловно, помогает сориентироваться в большом объеме информации, получаемой на лекциях и практических занятиях из объяснений преподавателя, а также из учебной и научной экономической литературы.

Целямиосвоения дисциплины «Макроэкономика» являются:

1) формирование у студентов знаний теоретических основ макроэкономического анализа;

2) привитие студентам навыков и умений (компетенций) позволяющих применять полученные ими знания при принятии экономических решений.

3) сформировать у студентов умения оценивать текущее состояние экономики и определять сценарии ее дальнейшего развития

Основными задачамидисциплины являются:

1) овладение приемами и методами макроэкономического анализа;

2) развитие способности к самостоятельному поиску, сбору и анализу макроэкономической информации;

3) формирование понимания сути макроэкономических проблем, возникающих в национальной экономике, и выбора возможных путей их решения.

Модуль 1

Введение в макроэкономику: предмет, цели, инструменты. Макроэкономические агенты и макроэкономические рынки. Кругооборот расходов и доходов.

А План практического занятия

1) Предмет макроэкономики, цели, инструменты.

2) Макроэкономика или национальная экономика как целое. Субъекты рыночного хозяйства в макроэкономике: домашние хозяйства, фирмы, государство, заграница.

3) Модель кругооборота доходов и расходов в макроэкономике. Инъекции и утечки. Запасы и потоки.

В Контрольные вопросы для самопроверки

1 В чем особенности макроэкономического анализа экономики?

2 Что является предметом изучения в макроэкономике?

3 Охарактеризуйте методы макроэкономического анализа.

4 Что означают позитивный и нормативный методы макроэкономического анализа?

5 Видите ли Вы различия в субъектах рыночного хозяйства, изучаемых макроэкономикой и микроэкономикой?

6. В чём отличие модели кругооборота расхода и доходов в микро- и макроэкономике?

7. Дайте определение понятиям «запасы» и «потоки». Какие макроэкономические величины можно отнести к показателям запаса? К показателям потока?

8 Чем отличаются утечки от инъекций в кругообороте доходов и расходов?

9. На схеме кругооборота доходов и расходов покажите, какие потоки изменятся в следующих ситуациях. Определите, какие из этих ситуаций будут непосредственно увеличивать изъятия из экономики, а какие — приводить к росту инъекций:

9.1. Студент экономического вуза приобрел в книжном магазине комплект учебников для подготовки к экзаменам.

9.2. Студент первого курса экономического вуза купил нужный ему для подготовки к экзамену учебник у старшекурсника.

9.3. Студент вуза взял все необходимые для обучения учебники в библиотеке этого вуза.

9.4. Сдав очередную сессию на «отлично», студент стал получать повышенную стипендию.

9.5. Отчисленному из института молодому человеку пришлось устроиться на работу в кафе.

10. На схеме кругооборота доходов и расходов покажите, какие потоки изменятся в следующих ситуациях. Определите, какие из этих ситуаций будут непосредственно увеличивать изъятия из экономики, а какие — приводить к росту инъекций:

10.1. Фирма решила заменить устаревшее оборудование современным импортным.

10.2. Для увеличения выпуска фирма закупила новое оборудование и наняла еще рабочих.

10.3. Фирма направляет своих работников на платные курсы повышения квалификации.

10.4. Правительство приняло решение построить за счет средств бюджета скоростную автомагистраль.

10.5. Домашние хозяйства, не доверяя национальной валюте в условиях экономического кризиса, увеличивают спрос на евро, чтобы хранить свои сбережения в евро.

Наши рекомендации