Профессиональные компетенции (ПК)
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Ю.А. Гриневич
Д.М. Шатунов
Методические указания по изучению дисциплины «Региональная экономика»
Учебно-методическое пособие
Рекомендовано методической комиссией экономического факультета для студентов ННГУ, обучающихся по направлению подготовки
080100 «Экономика» (бакалавриат)
Нижний Новгород
УДК 332 (075)
ББК 65.04я73
Г 85
Г 85 Гриневич Ю.А., Шатунов Д.М. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА»: Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2013. – 69 с.
Рецензент: д.э.н., проф. А.В. Золотов
д.э.н., проф.А.Н.Голубцов
Методические указания составлены в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 080100 «Экономика» (квалификация (степень) «бакалавр») и содержат комплекс вопросов, ориентирующих студентов на всестороннее и глубокое изучение дисциплины «Региональная экономика», требования к результатам освоения дисциплины, а также учебно-тематический план, контрольные вопросы, рекомендуемую литературу, учебные и справочные материалы по дисциплине.
Рекомендовано методической комиссией экономического факультета для студентов ННГУ, обучающихся по направлению подготовки 080100 «Экономика» (бакалавриат).
Ответственный за выпуск:
председатель методической комиссии экономического факультета ННГУ,
к.э.н., доцент М.Л. Шилов
УДК 332 (075)
ББК 65.04я73
© Гриневич Ю.А., Шатунов Д.М., 2013
© Нижегородский государственный университет
им. Н.И. Лобачевского, 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 4
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП.. 4
3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 5
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 7
5. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.. 24
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ. 25
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 31
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 37
9. УЧЕБНЫЕ И СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 37
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 63
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель – комплексное изучение социально-экономических процессов в региональной экономике и механизмов их управления с дальнейшим использованием полученных знаний в практической деятельности.
Задачи:
1.Осознание роли региональных аспектов и факторов в социально-экономическом развитии,
2.Овладение теоретическими основами региональной экономики и управления регионом, методами региональных исследований, инструментами региональной экономической политики,
3.Ознакомление с основами функционирования региональной экономики и управления экономикой региона,
4.Изучение механизмов, на базе которых формируются конкретные задачи региональной политики,
5.Усвоение современных проблем регионального развития и региональной экономической политики,
6.Ознакомление с зарубежным опытом региональных исследований и региональной политики.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Профиль РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
«Региональная экономика» является основной дисциплиной профиля «Региональная экономика», является дисциплиной специализации, изучение которой обеспечивает основу подготовки специалистов в области экономики и управления регионом. Дисциплина использует знания и умения, полученные студентами в раках прохождения дисциплин профессионального цикла, углубляет их и позволяет использовать их применительно к экономике региона.
Предполагается, что студенты, обучающиеся курсу «Региональная экономика», имеют знания и умения по следующим дисциплинам:
· Политология;
· Отечественная история;
· Математический анализ и линейная алгебра, (что важно для понимания студентами экономико-математических и графических моделей);
· Информатика;
· Микроэкономика;
· Макроэкономика;
· Статистика;
· Финансы;
· История экономических учений;
· Менеджмент;
· Маркетинг;
· Мировая экономика и МЭО;
· Макроэкономическое планирование и прогнозирование;
· Экономика фирмы;
· Государственное регулирование экономики;
· Внешнеэкономическая деятельность;
· Экономика общественного сектора;
· Национальная экономика.
«Региональная экономика» является основой для изучения более узких дисциплин профиля, таких как «Регулирование экономики региона», «Комплексное развитие региона» и других.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:
Общекультурные компетенции (ОК)
- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе (ОК-4 в указанной части);
- умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
- способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность (ОК-8);
- способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9)
Профессиональные компетенции (ПК)
Расчетно-экономическая деятельность
- способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
- способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);
Аналитическая, научно-исследовательская деятельность
- способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);
- способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);
- способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9)
Организационно-управленческая деятельность
- способность критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- структуру региональной экономики,
- научные методы территориальной организации хозяйства, показатели; теоремы, формулы, концепции и коэффициенты,
- понятие, функции и особенности регионального управления;
- принципы и факторы формирования региональной экономической политики,
- управление финансовыми и инвестиционными ресурсами региона;
- механизмы управления социальной сферой региона,
- наиболее актуальные проблемы регионального развития России и формирования и функционирования экономики регионов – субъектов РФ,
- ключевые проблемы экономики Нижегородской области
- особенности формирования и развития региональной экономики и управления в зарубежных странах.
Уметь:
- анализировать во взаимосвязи социально-экономические процессы и явления на региональном уровне;
- использовать источники экономической, социальной и управленческой информации;
- выявлять при социально-экономическом анализе региональные проблемы России и регионов;
- предлагать способы решения существующих проблем с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий и принимать их;
Владеть:
- понятийным аппаратом, которым оперирует региональная экономика, в том числе в области региональной политики, теории налогов и общественных расходов, бюджетного федерализма и др.;
- методами и инструментами региональной экономики и регионального управления;
- навыками работы с учебной, научной литературой, материалами периодической печати и средств Интернет в сфере региональной экономики.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курс состоит из лекционных, практических (семинаров), самостоятельной работы студентов и завершается итоговым экзаменом по данной дисциплине.
Лекционные занятия предназначены для теоретического осмысления и обобщения сложных разделов курса, которые освещаются, в основном, на проблемном уровне с использованием мультимедиа презентаций.
Практические занятия являются аудиторными, проводятся в виде семинаров, дискуссий по заранее известным темам. Они предназначены для закрепления и более глубокого изучения определенных аспектов лекционного материала на практике.
Значительное место при изучении дисциплины отводится самостоятельной работе студентов. Самостоятельная работа является внеаудиторной и предназначена для самостоятельного ознакомления студента с определенными разделами курса по рекомендованным педагогом материалам и подготовки к выполнению индивидуальных заданий по курсу.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц, 288 часов, курс рассчитан на 2 семестра (5 и 6 семестры). По окончании 5 семестра (34 часа), форма контроля – зачет, по окончании 6 семестра (64 часа), форма контроля – экзамен по курсу.