Профессиональные компетенции (ПК)

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Ю.А. Гриневич

Д.М. Шатунов

Методические указания по изучению дисциплины «Региональная экономика»

Учебно-методическое пособие

Рекомендовано методической комиссией экономического факультета для студентов ННГУ, обучающихся по направлению подготовки

080100 «Экономика» (бакалавриат)

Нижний Новгород

УДК 332 (075)

ББК 65.04я73

Г 85

Г 85 Гриневич Ю.А., Шатунов Д.М. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА»: Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2013. – 69 с.

Рецензент: д.э.н., проф. А.В. Золотов

д.э.н., проф.А.Н.Голубцов

Методические указания составлены в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 080100 «Экономика» (квалификация (степень) «бакалавр») и содержат комплекс вопросов, ориентирующих студентов на всестороннее и глубокое изучение дисциплины «Региональная экономика», требования к результатам освоения дисциплины, а также учебно-тематический план, контрольные вопросы, рекомендуемую литературу, учебные и справочные материалы по дисциплине.

Рекомендовано методической комиссией экономического факультета для студентов ННГУ, обучающихся по направлению подготовки 080100 «Экономика» (бакалавриат).

Ответственный за выпуск:

председатель методической комиссии экономического факультета ННГУ,

к.э.н., доцент М.Л. Шилов

УДК 332 (075)

ББК 65.04я73

© Гриневич Ю.А., Шатунов Д.М., 2013

© Нижегородский государственный университет

им. Н.И. Лобачевского, 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 4

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП.. 4

3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 5

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 7

5. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.. 24

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ. 25

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 31

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 37

9. УЧЕБНЫЕ И СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 37

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 63


1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель – комплексное изучение социально-экономических процессов в региональной экономике и механизмов их управления с дальнейшим использованием полученных знаний в практической деятельности.

Задачи:

1.Осознание роли региональных аспектов и факторов в социально-экономическом развитии,

2.Овладение теоретическими основами региональной экономики и управления регионом, методами региональных исследований, инструментами региональной экономической политики,

3.Ознакомление с основами функционирования региональной экономики и управления экономикой региона,

4.Изучение механизмов, на базе которых формируются конкретные задачи региональной политики,

5.Усвоение современных проблем регионального развития и региональной экономической политики,

6.Ознакомление с зарубежным опытом региональных исследований и региональной политики.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

Профиль РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

«Региональная экономика» является основной дисциплиной профиля «Региональная экономика», является дисциплиной специализации, изучение которой обеспечивает основу подготовки специалистов в области экономики и управления регионом. Дисциплина использует знания и умения, полученные студентами в раках прохождения дисциплин профессионального цикла, углубляет их и позволяет использовать их применительно к экономике региона.

Предполагается, что студенты, обучающиеся курсу «Региональная экономика», имеют знания и умения по следующим дисциплинам:

· Политология;

· Отечественная история;

· Математический анализ и линейная алгебра, (что важно для понимания студентами экономико-математических и графических моделей);

· Информатика;

· Микроэкономика;

· Макроэкономика;

· Статистика;

· Финансы;

· История экономических учений;

· Менеджмент;

· Маркетинг;

· Мировая экономика и МЭО;

· Макроэкономическое планирование и прогнозирование;

· Экономика фирмы;

· Государственное регулирование экономики;

· Внешнеэкономическая деятельность;

· Экономика общественного сектора;

· Национальная экономика.

«Региональная экономика» является основой для изучения более узких дисциплин профиля, таких как «Регулирование экономики региона», «Комплексное развитие региона» и других.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

Общекультурные компетенции (ОК)

- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе (ОК-4 в указанной части);

- умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

- способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность (ОК-8);

- способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9)

Профессиональные компетенции (ПК)

Расчетно-экономическая деятельность

- способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

- способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);

Аналитическая, научно-исследовательская деятельность

- способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

- способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);

- способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9)

Организационно-управленческая деятельность

- способность критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13)

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- структуру региональной экономики,

- научные методы территориальной организации хозяйства, показатели; теоремы, формулы, концепции и коэффициенты,

- понятие, функции и особенности регионального управления;

- принципы и факторы формирования региональной экономической политики,

- управление финансовыми и инвестиционными ресурсами региона;

- механизмы управления социальной сферой региона,

- наиболее актуальные проблемы регионального развития России и формирования и функционирования экономики регионов – субъектов РФ,

- ключевые проблемы экономики Нижегородской области

- особенности формирования и развития региональной экономики и управления в зарубежных странах.

Уметь:

- анализировать во взаимосвязи социально-экономические процессы и явления на региональном уровне;

- использовать источники экономической, социальной и управленческой информации;

- выявлять при социально-экономическом анализе региональные проблемы России и регионов;

- предлагать способы решения существующих проблем с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий и принимать их;

Владеть:

- понятийным аппаратом, которым оперирует региональная экономика, в том числе в области региональной политики, теории налогов и общественных расходов, бюджетного федерализма и др.;

- методами и инструментами региональной экономики и регионального управления;

- навыками работы с учебной, научной литературой, материалами периодической печати и средств Интернет в сфере региональной экономики.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Курс состоит из лекционных, практических (семинаров), самостоятельной работы студентов и завершается итоговым экзаменом по данной дисциплине.

Лекционные занятия предназначены для теоретического осмысления и обобщения сложных разделов курса, которые освещаются, в основном, на проблемном уровне с использованием мультимедиа презентаций.

Практические занятия являются аудиторными, проводятся в виде семинаров, дискуссий по заранее известным темам. Они предназначены для закрепления и более глубокого изучения определенных аспектов лекционного материала на практике.

Значительное место при изучении дисциплины отводится самостоятельной работе студентов. Самостоятельная работа является внеаудиторной и предназначена для самостоятельного ознакомления студента с определенными разделами курса по рекомендованным педагогом материалам и подготовки к выполнению индивидуальных заданий по курсу.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц, 288 часов, курс рассчитан на 2 семестра (5 и 6 семестры). По окончании 5 семестра (34 часа), форма контроля – зачет, по окончании 6 семестра (64 часа), форма контроля – экзамен по курсу.

Наши рекомендации