Ключевые международные экономические организации
Международный валютный фонд Группа Мирового банка
(макроэкономическая политика) (структурная политика)
Всемирная торговая организация Система Организации Объединенных Наций
(торговая политика) (социальная политика)
2. Экономические органы в структурах ООН.
Система ООН состоит из главных и дополнительных органов, специализированных организаций и учреждении и автономных организации, которые являются составной частью в системе ООН.
К числу главных органов относятся: Генеральная ассамблея, Совет Безопасности; Международный суд и секретариат. Дополнительные органы, которые представятся необходимыми, основываются в соответствии с Уставом.
Генеральная ассамблея является её главным органом. Она уполномочена решать любые вопросы в рамках Устава организации. Генеральная ассамблея выносит резолюции, которые, хотя и не являются обязательными для её членов, все же оказывают значительное влияние на мировую политику и развития международного права. За все время существование принято 10 тыс. разнообразных резолюции. Генеральная ассамблея окончательно утверждает все международные конвенции по экономическим вопросам. В её структуре экономическими проблемами занимается:
1. комитет по экономическим и финансовым вопросам, который предоставляет резолюции пленарным заседаниям Генеральной ассамблеи.
2. комиссия ООН по правам международной торговли, которая занимается гармонизацией и унификацией правовых норм в международной торговле.
3. комиссия по международному праву, которая работает над развитием и кодификацией международного права.
4. комитет по инвестициям, который способствует размещению инвестиций из средств фондов, которые находятся под контролем ООН.
Экономический и социальный совет (ЭКОСОС) является важным органом ООН, который отвечает за экономические, культурные, социальные и гуманитарные аспекты политики ООН.
К функциям ЭКОСОС принадлежат:
- проведение исследовании и составление докладов по международным вопросам в области экономической и социальной сферы, культуры, образования, охраны здоровья и предоставление по этим вопросам рекомендации Генеральной ассамблеи, членам организации и заинтересованным специализированным учреждениям;
- обсуждение международных экономических и социальных проблем глобального и межотраслевого характера и предоставление рекомендаций относительно политики по этим проблемам для государств – членов и системы ООН в целом;
- контроль и оценка осуществления общей стратегии политики первоочередных задач, установленных Генеральной ассамблеи в экономической, социальной и смежной сферах:
- обеспечение согласования и последовательное практическое оперативное осуществление на комплексной основе соответствия директивных решений и рекомендации, которые принимаются на конференциях ООН и в других формах в рамках системы ООН, после утверждения Ассамблеи;
- проведение всесторонних наблюдений политики в области оперативной деятельности во всей системе ООН.
ЭКОСОС имеет в своем составе комиссии, комитеты, специальные группы, которые занимаются экономическими вопросами.
Кроме непосредственных органов ООН в систему входят специальные учреждения и межправительственные организации.
Наиболее важная сфера международной экономики — международная торговля товарами и услугами — регулируется несколькими международными организациями, в числе которых главной является Всемирная торговая организация.
3. Деятельность ГАТТ\ ВТО. Последствия вступления России в ВТО
Мировая торговля товарами была предметом регулирования со стороны мирового сообщества с первых послевоенных лет, когда в 1948 г. вступило в силу Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). В результате ГАТТ, количество подписавших сторон которого постоянно расширялось, с 1948 по 1995г. оставалось единственным международно-правовым соглашением, регулирующим мировую торговлю. ГАТТ являлось главным форумом переговоров о снижении таможенных тарифов и несколько позже — о сокращении нетарифных ограничений. Переговоры в ГАТТ осуществлялись в рамках раундов торговых переговоров, последний из которых — Уругвайский — увенчался созданием ВТО
Всемирная торговая организация (ВТО) — законодательная и институциональная основа международной торговой системы, механизм многостороннего согласования и регулирования политики стран-членов в области торговли товарами и услугами, урегулирования торговых споров и разработки стандартной внешнеторговой документации.
ВТО была образована в 1995 г. на Основе Марракешского соглашения, подписанного в апреле 1994 г. в г. Марракеш в Марокко в результате окончания Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров. Соглашение о создании ВТО содержит 29 правовых документов и 25 министерских деклараций, определяющих права и обязанности стран в рамках многосторонней торговой системы, которые впитали в себя все лучшее достигнутое в рамках ГАТТ и добавили много нового. ГАТТ, подписанное в 1947 г. с последующими изменениями и дополнениями, известное сейчас как "ГАТТ 1994", входит в число правовых документов, лежащих в основе ВТО.
Принципиальное различие между ВТО и ГАТТ заключается в том, что:
· ГАТТ было простым сводом правил, многосторонним соглашением, имеющим небольшой секретариат. ВТО является постоянной международной организацией, действующей на основе соглашения, ратифицированного странами-членами, и имеющей свой секретариат.
· ГАТТ как соглашение состояло из сторон, участвующих в нем. ВТО состоит из стран-членов.
· ГАТТ изначально считалось временным соглашением, действующим до момента создания ВТО. ВТО — постоянно действующая организация.
· ГАТТ было посвящено практически только торговле товарами. На ВТО возложены функции регулирования торговли не только товарами, но и услугами, включая такие специфические, как права на интеллектуальную собственность система урегулирования торговых споров, действовавшая в рамках ГАТТ, была громоздкой и неэффективной, поскольку позволяла отдельным странам блокировать принятие решений.
· Система урегулирования торговых споров, действующая в ВТО, более эффективна, поскольку позволяет принимать многие решения, которые не могут быть блокированы отдельными странами, на автоматической основе.
Структура управления:
• Министерская конференция — высший орган ВТО, состоящий из представителей на уровне министров всех стран-членов, который собирается не реже раза в два года и полномочен принимать решения по всем вопросам, касающимся выполнения многосторонних торговых соглашений.
• Генеральный совет — орган, также состоящий изпредставителей всех стран-членов, отвечающий за ежедневную работу ВТО. Генеральный совет может собираться в форме Органа по разрешению споров и Органа по наблюдению за торговой политикой . Возглавляет Генеральный совет - генеральный секретарь
• Специализированные советы: Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами, Совет по связанным с торговлей аспектам интеллектуальной собственности — рабочие органы Генерального совета, занимающиеся надзором за исполнением многосторонних торговых соглашений в соответствующих областях.
• Секретариат—технический орган, состоящий из примерно 500 сотрудников и возглавляемый генеральным директором, главная задача которого заключается в оказании содействия странам-членам по организации многосторонних торговых переговоров, предоставлении технической помощи, изучении торговой политики и предоставлении правовых консультаций при разрешении торговых споров.
• Руководитель - Генеральный секретарь ( Ж. Лемьер)
• Штаб-квартира: Женева, Швейцария.
• Количество стран-участниц: 152.
• Система принятия решения: большинство в 3/4 голосов требуется для одобрения толкования того или иного многостороннего торгового соглашения или для снятия со страны-члена обязательства, налагаемого таким соглашением. Решение об изменении многостороннего соглашения требует согласия всех стран-членов, хотя такие решения обязательны только для стран, ратифицирующих их. Решение о приеме новых членов принимается министерской конференцией 2/3 голосов. Решения в ВТО принимаются голосованием на основе принципа "одна страна — один голос", но, унаследовав традиции ГАТТ, ВТО принимает большинство решений на основе согласия всех — консенсусом.
Регулирование мировой торговой системы заключается в реализации согласованных принципов поведения стран в международной торговле и комплексе мероприятий, проводимых под эгидой ВТО с участием большинства стран мира. Наиболее важные принципы, на которых строится многосторонняя торговая система, следующие:
• Торговля без дискриминации — страны не должны предоставлять кому-либо лучший торговый режим по сравнению с тем, какой они предоставляют всем остальным странам, и не должны предоставлять лучший режим своим национальным товарам по сравнению с иностранными. В рамках ВТО предусматривается взаимное предоставление всеми странами режима наибольшего благоприятствования, (РНБ) Как только иностранный товар попал на внутренний рынок, ему в соответствии с правилами ВТО должен быть предоставлен национальный режим, означающий, что на внутреннем рынке, как на национальные, так и на иностранные товары должны накладываться одинаковые налоги, предъявляться одинаковые технические, санитарно-гигиенические и иные требования. Изъятия из РНБ, с одобрения ВТО, возможны, если страна является членом интеграционного объединения, если страна-партнер проводит несправедливую торговую практику, наносящую ущерб национальным производителям
• Либерализация международной торговли — проведение многосторонних переговоров по снижению таможенных тарифов и устранению других препятствий на пути международной торговли. Средний уровень таможенного обложения импорта в результате восьми раундов многосторонних торговых переговоров снизился с 35 до примерно 6%.
•Применение мер, ограничивающих импорт, только на основе правил ВТО — отказ стран от использования протекционизма как средства торговой политики. Однако либерализация торговли и соблюдение правил ВТО не означают, что страна полностью лишается законной возможности защищать в случае необходимости свой внутренний рынок. Арсенал защиты внутреннего рынка, предусмотренный правилами ВТО, весьма широк. Он включает: защитные меры — временное ограничение импорта определенного товара в случае, когда его масштабы наносят или угрожают нанести серьезный ущерб отечественным товаропроизводителям; антидемпинговые пошлины — применяемые против конкретного источника демпинга защитные пошлины; компенсационные пошлины— применяемые против экспорта товара, экспорт которого субсидируется в явной или скрытой форме.
• Предсказуемость торговой политики — проведение торговой политики в соответствии с установленными правилами и недопущение одностороннего нарушения принятых на себя обязательств. Страны, инвесторы, корпорации должны быть уверены, что тарифы, нетарифные ограничения, прочие инструменты торговой политики применяются странами в соответствии с определенными ВТО правилами. Главным механизмом обеспечения предсказуемости торговой политики является связывание тарифов — принимаемое страной обязательство не увеличивать ставку импортного тарифа сверх установленного предела. Страны могут изменить уровень связанного тарифа, но только после переговоров с ее торговыми партнерами и компенсации их за наносимый тем самым ущерб.
• Содействие конкуренции — принцип ВТО, означающий отказ стран от использования несправедливых методов торговой политики, таких как демпинг (экспорт по ценам ниже справедливых рыночных), экспортные субсидии. Многосторонние соглашения в рамках ВТО предусматривают санкции, применяемые к экспортерам и странам, которые пользуются несправедливыми методами торговой политики.
Прием в члены ВТО состоит из трех этапов. На первом страна предоставляет в ВТО меморандум о своей торговой политике, ВТО создает рабочую группу по изучению меморандума на предмет определения соответствия регулирования внешней торговли в стране, желающей стать членом ВТО, ее правилам. На втором ВТО проводит двусторонние переговоры со страной по вопросам доступа на ее рынок товаров и услуг других стран. Если переговоры привели к принятию страной условий, определенных в многосторонних соглашениях ВТО, рабочая группа составляет доклад для министерской конференции ВТО, к которому прикладывается протокол о присоединении страны к ВТО. После голосования на очередной министерской конференции страна считается принятой в ВТО.
Для разрешения споров в рамках ВТО действует механизм урегулирования торговых споров — процедура решения на многосторонней основе под эгидой ВТО и при участии ее экспертов разногласий, вытекающих из-за невыполнения другой страной — членом ВТО принятых на себя обязательств по многосторонним торговым соглашениям, а также из-за применения другой страной мер торговой политики, не соответствующих правилам ВТО, или из любой другой ситуации в торговле. Рассмотрением споров занимается созданный в рамках ВТО Орган по рассмотрению споров, в задачу которого входит решение всех разногласий, возникающих в связи с различиями в интерпретации документов ВТО. Процесс урегулирования торговых споров состоит из консультаций между сторонами, которые в течение 60 дней пытаются найти решение проблемы; если это сделать не удается, создается комиссия из трех квалифицированных специалистов, выбранных ВТО, которая в течение 3-6 месяцев подготавливает независимый от спорящих сторон доклад, который основывается на аргументах, предоставленных каждой из сторон, и содержит точку зрения экспертов; доклад комиссии одобряется Органом по рассмотрению споров, после чего страны должны выполнить его рекомендации. Страна, не согласная с выводами доклада, может апеллировать решение Органа по рассмотрению споров, которое рассматривается Органом по рассмотрению апелляций; его решение снова выносится на одобрение Органа по рассмотрению споров, решение которого считается окончательным и дальнейшему апеллированию не подлежит. Если страна, которая признана виновной в нарушении правил ВТО, не предпринимает действий по исправлению этих нарушений, страна, подавшая жалобу, может подать просьбу в ВТО отменить в отношении страны-нарушителя льготы и привилегии, предоставляемые ей в соответствии с правилами ВТО. Если такое разрешение получено, то ответные меры должны быть применены в тех же секторах, в каких произошло нарушение, и должны быть отменены после того, как нарушение устранено. Орган по рассмотрению споров наблюдает за каждым случаем до тех пор, пока стороны не достигнут согласия.
ПОСЛЕДСТВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО Уничтожение или резкое сокращение производства в следующих отраслях промышленности: легкая и пищевая промышленность, производство лекарств, медицинского оборудования, электроники, автопром, гражданское авиастроение, производство косметики, шин. Особенно пострадает агропромышленный комплекс. Исследования показали, что только 10 процентов региональных предприятий (в основном, в сырьевой сфере) позитивно воспринимают идею вступления в ВТО. Остальные 90%, в силу своей неподготовленности, отсутствия опыта, и особенно изношенных мощностей, которые достигают сегодня до 70%, не выдержат конкуренции. 40%-ное сокращение рабочих мест в стране и резкий рост безработицы в таких регионах, как Пермская, Оренбургская, Кемеровская, Московская, Свердловская, Воронежская, Курская, Рязанская, Нижегородская, Кировская, Тюменская, Иркутская области, Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Приморский, Хабаровский край, Ханты-Мансийский АО, Удмуртская республика, Республика Татарстан, Москва и Санкт-Петербург. Хуже всего будет тем регионам, где вытесняемые импортом предприятия являются бюджетообразующими. Это Ивановская, Пермская, Костромская, Курская, Московская, Тульская, Владимирская, Волгоградская, Самарская область и Тольятти. По подсчетам некоторых аналитиков скоропалительное вступление в ВТО принесет России 30 млн. безработных и 40 тыс. закрытых предприятий.
1. Уничтожение 460 моногородов, которые зависят от одного завода или производства для предоставления рабочих мест и инфраструктуры.
2. Потеря Россией суверенитета и запрет промышленной политики. Меморандум ВТО от 19 марта 2001 постановляет, что национальные законы и регулирование стран можно отменить, если ВТО посчитает их «более обременительными, чем необходимо». Комиссия ВТО по урегулированию споров обладает правом вето на решения любого парламента или любого правительственного органа любой страны. Именно она решает, является ли тот или иной закон или правило «более обременительными, чем необходимо». Посредством суда ВТО может заставить национальные правительства отменить федеральные и региональные правила и законы, касающиеся, в частности, защиты окружающей среды и социальных стандартов. Таким образом, Россия теряет часть своего суверенитета, поскольку правотворчество и свободное принятие решений будет ограничено. Всемирная торговая организация (ВТО) не входит в ООН и, соответственно, законы ВТО стоят для ТНК и стран-членов ВТО выше законов ООН (экологических, трудовых прав МОТ ООН и т.д.). Почему же ВТО не является частью ООН?
3. Потеря продовольственной безопасности. Россия станет еще более зависимой от импорта продовольствия. Без повышения импортных пошлин вытеснить импорт с отечественного рынка будет практический невозможно.
4. Поглощение или уничтожение отечественных финансовых институтов. Банковский и страховой сектор не выдержат конкуренции.
5. Значительное увеличение оттока капитала и отсутствие дополнительных прямых инвестиций в Россию, поскольку только совершенно безрассудный бизнесмен будет вкладывать средства в создание производств в стране, в которой из-за неустранимых природных особенностей невозможно создавать конкурентоспособную продукцию, например, с китайским производителем. В России при прочих равных абсолютно любой продукт труда значительно дороже по затратам на его производство и доставку к мировым рынкам, а потому заранее неконкурентоспособен по соотношению цены к затратам. Исключение составляют только те товары, которые могут быть произведены только в России. Экономически более выгодно и вольготно жить, производить необходимые товары и торговать ими там, где климат лучше и где есть самое дешёвое, т.е. речное, а в дальнейшем при развитии мореходства ещё более выгодное морское сообщение. Та же Центральная Россия не может конкурировать без помощи со стороны государства с сельхозпроизводителями Восточной Европы. Пока мы еще держимся за счет импортных ограничений; если их убрать, то дешевый импорт просто оккупирует весь наш рынок. Чтобы соревноваться с китайцами по нормам ВТО, нашим работникам придется трудиться без зарплат (буквально за похлебку), отказавшись от пенсионного обеспечения и всякого «социального пакета», отказывая себе буквально во всем. К примеру, в Китае и Индии $40 – хорошая зарплата, а $200 может получать руководитель предприятия.
6. Увеличение оттока квалифицированной рабочей силы, поскольку в России будет невыгодно создавать не только высокотехнологические производства, но и производства вообще.
7. Увеличение тарифов на электричество и другие энергоресурсы, что приблизит их к мировым и поставит на грань разорения большинство промышленных предприятий. ВТО – это цена на энергоресурсы, как в Европе. Это бензин, как в Финляндии, это газ, как в Париже, это цена на электричество, как в Берлине. А зарплата – как в Воронеже.
8. Отмена льгот по НДС для отдельных категорий продукции и понижению конкурентоспособности многих товаров.
9. Резкое снижению платежеспособного (очень невысокого по западным меркам) спроса на отечественные и импортные товары среди населения России.
10. Утрата энергополитического суверенитета России.
11. Невозможность модернизации промышленности и консервация сырьевой модели экономики: к нам повезут товары, а не технологии.
12. Нарастающая фрагментация и регионализация страны.
13. Деградация социальной сферы, а именно к нерентабельности детских садов, ясель, школ, больниц и домов престарелых, и к их неминуемому закрытию «эффективными менеджерами».
14. Нанесение ущерба информационной и национальной безопасности России, поскольку не была проведена серьезная инвентаризация российского регулирования оказания юридических услуг и услуг патентных поверенных.
15. Ущерб налоговой и валютной политики государства, так как, благодаря новым обязательствам России перед ВТО, создаются все условия для того, чтобы налоги платились не в России, а в иностранных государствах.
16. Ослабление экологического законодательства, так как ВТО не признает международные договоры по защите окружающей среды. Право ВТО ставится выше экологического законодательства, а нарушение международных соглашений по защите природы не карается санкциями. Это приводит к тому, что международные соглашения по защите окружающей среды не имеют фактической силы.
17. Ослабление защиты потребителей от воздействия генномодифицированных и злокачественных продуктов, поскольку правила ВТО не позволяют запретить их ввоз, а те государства, которые все же его запрещают, платят большие штрафы.
1. По данным Всемирного банка выгода зарубежных игроков в 10 раз будет больше, чем отечественных. Эксперты Всемирного банка утверждают, что «прямые иностранные инвестиции, вероятно, могут повлечь спад производства в компаниях, находящихся в собственности россиян».
2. Расчеты Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН подтверждают, что от вступления в ВТО Россия будет терять 1% ВВП, или 7,2 млрд. долл. в год.
3. Ученые Российской академии сельскохозяйственных наук подсчитали, что после вступления в ВТО только российский Агропром будет терять 4 млрд. долл. ежегодно.
4. По данным, опубликованным в журнале «Эксперт», Россия, вступая в ВТО, отдаст иностранцам вчетверо больший объём рынков, чем получит шанс отвоевать у них; в годовом выражении — 90 миллиардов долларов против 23, т.е. на один предполагаемый доллар выигрыша РФ от вступления в ВТО придется вчетверо больше потерь нашей экономики.
5. По словам вице-президента Российской академии сельскохозяйственных наук, вступление России в ВТО приведет к снижению ее доли в мировом экспорте еды до 1 процента и увеличению импорта на 2,3 процента. Это значит, что Россия будет покупать больше, чем продавать, на 7,3 миллиарда долларов.
6. По подсчетам некоторых аналитиков скоропалительное вступление в ВТО принесет России 30 млн. безработных и 40 тыс. закрытых предприятий