Анализ внешних активов и обязательств страны: пример России
Стандартные компоненты платежного баланса используются и для определения международной инвестиционной позиции страны, которая представляет собой статистический отчет о величине ее внешних активов и обязательств на начало и конец отчетного периода.
В качестве основных классификационных групп, используемых для определения чистой инвестиционной позиции страны, выступают внешние активы и обязательства резидентов, разность между которыми и дает искомую величину.
Международная инвестиционная позиция содержит информацию, имеющую важное значение для анализа экономического состояния страны. Чистая международная инвестиционная позиция страны характеризует состояние и тенденции развития ее внешнеэкономических связей с остальными странами мира. В зависимости от того, положительна или отрицательна эта позиция, можно говорить, является ли страна «чистым кредитором» или «чистым должником».
В целом анализ показателей платежного баланса и международной инвестиционной позиции имеет важное значение при выработке экономической политики страны, например,, при разработке и практическом осуществлении программ экономической стабилизации, оценке потребности в финансировании, связанном с реализацией таких программ.
До настоящего времени официально публикуемая статистика по международной инвестиционной позиции России в целом отсутствует. Центральный банк РФ с 1996 г. начал публиковать данные по международной инвестиционной позиции без учета Внешэкономбанка России, который является агентом правительства по обслуживанию внешнего долга и ведет учет всех связанных с ним категорий активов и пассивов.
Чистая инвестиционная позиция только банковского сектора не позволяет судить о чистой инвестиционной позиции страны в целом, так как остается ряд неизвестных параметров. Кроме того, неучтенный за последние пять лет нелегальный вывоз капитала значительно осложняет реальную ситуацию с определением международной инвестиционной позиции России.
Отсутствие ясности в вопросе о накопленных внешних активах объясняется незавершенностью процесса переоформления долговых обязательств развивающихся стран перед бывшим СССР на Россию. В настоящее время общая сумма задолженности иностранных государств по предоставленным в рамках межправительственных соглашений кредитам приближается к 100 млрд. руб., что в пересчете по курсу Госбанка СССР, котируемому Банком России для платежно-расчетных и торговых соглашений бывшего СССР, составляет более 150 млрд. долл. Следует, однако, отметить условность такого пересчета, поскольку кредиты предоставлялись в рублях, переводных рублях, свободно конвертируемой валюте (СКВ) и товарными поставками и услугами на клиринговой основе, а проблема признания курса Госбанка СССР до настоящего времени еще не урегулирована с некоторыми странами-должниками.
Из имеющихся в настоящее время 57 стран-должников на долю 18 государств приходится 94% общей суммы задолженности, в том числе на Кубу — 18,4%, Монголию — 11,4, Вьетнам — 10,6, Индию — 8,7, Сирию — 7,6, Афганистан — 5,5, Ирак — 3,9%, Эфиопию -- 3,6%. Из общего количества стран-должников в той или иной степени выполняют свои долговые обязательства менее 1/3 государств, а общий объем фактических платежей не превышает 15-20% от причитающихся по графику.
Исходя из мировой практики, долги многих государств, относящихся по классификации ООН к категории наименее развитых стран, считаются невозвратными. Поэтому с точки зрения перспектив погашения значительная часть долгов иностранных государств России может быть отнесена к разряду безнадежных, так как большую группу стран-должников России составляют развивающиеся государства Африки, из которых одни практически не приступали к обслуживанию своего долга, а другие имеют высокий удельный вес просроченной задолженности. Невыплата России части существующих долгов ряда развивающихся государств-должников объясняется также военно-политическим характером кредитных отношений с бывшим СССР.
Реальная рыночная стоимость активов бывшего СССР в СКВ по различным экспертным оценкам не превышает 30 млрд. долл., что значительно меньше внешних обязательств России.
Несколько яснее ситуация с внешним долгом России зарубежным странам. В 1994 г. общий объем ее внешних обязательств (включая долг бывшего СССР) составлял 120 млрд. долл. Платежный баланс позволяет подсчитать, что к концу 1998 г. внешние обязательства России увеличились более чем на 30 млрд. долл. только по линии государственных органов управления.
Из 103,0 млрд. долл. долга бывшего Советского Союза, сложившегося на конец 1995 г., 40,4% — Парижскому клубу (объединяет страны-кредиторы), 32,0% — Лондонскому клубу (объединяет банки-кредиторы). Принимая во внимание близость сроков погашения данных обязательств (их основная масса должна была быть погашена в 1992-1995 гг.) и отсутствие достаточных резервов иностранной валюты, правительство было вынуждено искать способы реструктуризации данного долга. Первым шагом по достижению данной цели явилась серия временных соглашений с Парижским клубом кредиторов, а затем последовало соглашение по полной реструктуризации долга, заключенное в 1996 г. По этому соглашению 45% задолженности будет выплачено в течение 25 лет, тогда как оставшиеся 55% — в течение последующих 21 года. В обоих случаях реструктурированные основные части долгов должны погашаться постепенно увеличивающимися платежами, начиная с 2002 г. Также было достигнуто соглашение о полной реструктуризации долга бывшего Советского Союза и с членами Лондонского клуба кредиторов. В декабре 1997 г. были выпущены облигации на сумму основного долга (22,1 млрд. долл.) и просроченных процентов (6,1 млрд. долл.), погашение которых растянуто на 25 лет, начиная с 2002 г.
Правительство России признало также долг бывшего Советского Союза бывшим странам — членам СЭВ и начало его погашать. Уменьшение задолженности связано в основном с соглашениями, достигнутыми с Болгарией и Польшей по взаимному списанию задолженностей. Правительство РФ заключило также соглашения с другими бывшими странами — членами СЭВ по урегулированию взаимных обязательств. Примерно 30% обязательств должны быть выплачены в денежной форме, а остальная часть будет погашена в виде товаров.
График обслуживания внешнего долга с учетом достигнутых условий его реструктуризации в 1996-1997 гг. предполагал плавное нарастание ежегодных платежей до 12-15 млрд. долл. к 2005 г. с последующим уменьшением их вплоть до 2020 г. Таким образом, предполагалось, что реструктуризация внешнего долга позволит России освободиться от статуса неплатежеспособного государства и рассрочить платежи по долгу на достаточно длительный период в соответствии с реальными возможностями экономики обслуживать этот долг.
Однако в этот же период резко возрос объем привлеченных иностранных портфельных инвестиций в активы краткосрочного характера (ГКО—ОФЗ). После 17 августа 1998 г. стало очевидно, что Россия уже не вписывается в ранее согласованный график платежей по реструктурированной задолженности. Страна оказалась на грани дефолта. Необходимость новой реструктуризации долгов стала очевидной.