Практическая работа по теме: Классическая школа в экономической теории
( 4 часа)
1. Роль У. Петти в разработке основных проблем рыночной экономической системы:
а) деньги и их функции, определение размеров денежной массы,
б) земельная рента и цена земли,
в) налоги и их функции, виды налогов.
2. Экономическая теория физиократов:
а) концепция естественного порядка,
б) теория воспроизводства (экономическая таблица).
3. Экономическая теория А. Смита:
а) капитал и его структура,
б) теория воспроизводства (догма Смита), валовой и чистый доход.
4. Развитие экономической теории в трудах Д. Рикардо:
а) естественная и рыночная цена, факторы ценообразования,
б) налоги и их роль, виды налогов.
Самостоятельная работа:
изучение теоретического материала,
подготовка докладов и сообщений по теме,
контрольная работа.
Вопросы:
1. Выделите определение денег, которое давал У.Петти, и функции денег. У.Петти одним из первых открыл инфляцию. Что он под этим подразумевал? В "Трактате о налогах и сборах" Петти близко подходит к правильному пониманию факторов, определяющих количество денег в обращении. Раскройте эти факторы в интерпретации У.Петти.
2. Дайте определение ренты, которую Петти считал основной формой дохода, ее видов и объяснение специфической формулы определения цены земли.
3. Рассмотрите вслед за Петти виды налогов (поземельный, подушный, акцизы, таможенные пошлины и т.д.) и их функции. Каким формам налогов (прямым или косвенным) отдавал предпочтение Петти и почему?
4. Покажите сущность и основной признак "естественного порядка" Ф.Кенэ, раскройте его атрибуты. Что лежит в основе естественного порядка? Чем концепция естественного порядка Кенэ отличается от аналогичной концепции А. Смита?
5. При анализе теории воспроизводства выделите особенности "экономической таблицы" Кенэ, ее недостатки (уроки) и значение для научной экономической мысли.
6. Раскройте определение капитала, которое давал А.Смит, и причины его формирования. Проанализируйте структуру капитала. Как последняя соотносится с современными представлениями об основном и оборотном капитале?
7. В своей теории воспроизводства Смит сначала рассматривает, на какие составные части распадается совокупный продукт каждого года.. Охарактеризуйте их и поясните, почему Смит исключает из анализа средства производства.
8. Позднее Смит делит валовой доход страны иначе, и новая структура противоречит старой. Поясните, в чем заключается это противоречие.
9. Поясните, что принимает Рикардо за основу товаров, а что - за регулятор товарного обмена. Ценообразующими факторами в теории Рикардо являются те, что вызывают отклонения рыночной цены от естественной.
10. Рассматривая налоги, о которых пишет Рикардо, выделите, из какого источника они выплачиваются и какой из них предпочтительнее. Прокомментируйте описание и роль каждого из налогов, рассматриваемых Рикардо (налог на передачу собственности, на сырые материалы, на ренту, десятина, земельный налог, налог на золото, на дома, на прибыль, на зарплату и др). Можно ли провести параллели между этими категориями?
Тема 5. Эволюция классической школы в Х1Х веке.
Студент должен знать: особенности эволюции классических учений в XIX в.; социально-экономические процессы, требующие этих изменений; основы идей Ж.Б.Сэя и его последователей; специфику теорий немецкой исторической школы.
Студент должен уметь:работать с первоисточниками; самостоятельно анализировать литературу, выявлять общее и особенное в трудах представителей классической школы.
Содержание темы:Трудности использования трудовой теории стоимости в практике хозяйственной деятельности. Ж.Б.Сэй (1767-1823). Теория распределения (факторов производства). Теория рынков. «Закон Сэя».
Дж. С. Милль (1806-1873) об источниках стоимости. Социалистическая программа Милля. Немецкая историческая школа: происхождение и развитие. Старая и новая историческая школа.
Самостоятельная работа:
Вопросы для самостоятельного изучения:
1. Особенности эволюции классических учений в XIX веке.
2. Ж.Б.Сэй (1767-1823), его жизнь и творчество.
3. Теория распределения (факторов производства).
4. Теория рынков. «Закон Сэя».
5. Социалистическая программа Дж. С. Милля.
6. Немецкая историческая школа: происхождение и развитие.
Контрольныевопросы:
1. Проанализируйте выводы Ж.Б. Сэя.
2. Выделите положение, которое соответствует трактовке стоимости (ценности) средств производства Ж.Б. Сэя.
3. Каковы взгляды на доходы Ж.Б.Сэя?
4. Выделите определение “закона Сэя”:
5. Определите закон спроса и предложения Джона Стюарта Милля.
6. Как трактует прибыль Джон Стюарт Милль?
7. Что подразумевает Джон Стюарт Милль под постоянной (естественной) ценностью вещи?
8. В работах какого экономиста обосновывается необходимость протекционизма (“покровительства” со стороны государства) во внешней торговле?
9. Выделите проблему, которая занимает центральное место в теории Ф.Листа.
10. Какие идеи исторической школы являются положительными?