Демографическая ситуация
Одним из важных показателей функционирования современного города является его демографическое состояние.
После проведения переписи населения в 2010 году численность населения города Череповца на 1 января 2012 года составила 314,6 (для сравнения: по итогам Всероссийской переписи-2002 на 1 января 2003 года численность составляла 311,9 тыс.чел.). В течение периода 2001-2006 гг. численность снижалась, и лишь с 2007 года начала расти, сохраняя и по настоящее время положительную тенденцию.
Рис.1. Изменение численности населения г.Череповца в 2000-2011 гг.. тыс. чел.
Возрастной состав жителей города характеризуется существенной гендерной диспропорцией: доля женского населения составляет 54,6%, мужского – 45,4%.
С 2006 года в городе сохраняется положительная динамика рождаемости: в 2011 году родилось 3969 детей, что на 15,9% больше, чем в 2006 году и на 22,9% больше значения 2003 года.
Число родившихся и умерших в г.Череповце в 2000-2011 гг., чел.
Родившихся | ||||||||||||
Умерших |
Важным фактором, влияющим на структуру населения, является смертность.
Рис 2. Смертность населения г. Череповца в 2000-2011 гг. на 1000 чел.
С 2003 года наметилась устойчивая тенденция снижения смертности населения с 15,6 до 12,98 на 1000 населения в 2008 году. Однако 2009 кризисный год нарушил эту тенденцию – кривая смертности вновь поползла вверх, и в 2009 и 2010 году коэффициент составил соответственно 13,2 и 13,9 на 1000 населения, что может быть связано с негативными последствиями социально-экономического кризиса. В 2011 году коэффициент смертности вновь вернулся к докризисному уровню и составил 12,8 на 1000 населения.
Однако, несмотря на рост рождаемости и снижение смертности, естественный прирост населения остается отрицательным.
Структура населения г.Череповца в 2000-2011 гг. , тыс.чел.
Дети и подростки | 59,1 | 56,7 | 54,3 | 51,8 | 50,1 | 48,6 | 47,8 | 47,6 | 48,1 | 49,3 | 50,7 | 52,8 |
Трудоспособное население | 204,6 | 205,4 | 207,6 | 202,6 | 202,7 | 202,9 | 202,0 | 201,3 | 200,6 | 198,8 | 198,3 | 196,6 |
Старше трудоспособного | 59,6 | 60,5 | 60,5 | 56,4 | 56,7 | 57,0 | 58,0 | 59,2 | 60,3 | 65,2 | ||
Всего | 323,3 | 322,6 | 322,4 | 310,8 | 309,5 | 308,5 | 307,8 | 308,1 | 310,1 | 314,6 |
Приведенные данные подтверждают, что сформировавшийся в 2003 году регрессивный тип структуры населения, когда доля людей пожилого возраста превышает долю детей, остается таковым и сегодня. Старение населения связано не только с фиксируемым ранее длительным снижением рождаемости, но и с увеличением продолжительности жизни людей, что приводит к диспропорции в структуре населения.
С 2004 года отмечается увеличение продолжительности жизни (средний возраст умерших жителей г.Череповца):
Рис.3. Продолжительность жизни (средний возраст умерших жителей г. Череповца), лет.
С 2005 года численность трудоспособного населения имеет устойчивую отрицательную динамику, тогда как численность детей и лиц пенсионного возраста продолжает увеличиваться, в связи с чем, нагрузка на трудоспособное население продолжает расти. Во многом на улучшение сложившейся демографической ситуации повлияла интенсивность миграционного потока, который в последние годы становится одним из важных источников пополнения населения.
Рис.4. Миграционный прирост и естественная убыль населения города, чел.
Миграционный прирост с 2007 года начал увеличиваться и в 2011 году достиг 1816 человек (с учетом временных мигрантов в 2011 году в город прибыло 5349 человек, выбыло - 3533 человека).
Таким образом, рост численности населения в последние годы обусловлен исключительно миграционным приростом.
ОбразованНЫЙ ГОРОД
Ситуационный анализ.
Образование всегда было и остается неотъемлемой и важной сферой человеческой деятельности. Являясь фактором социально-экономического прогресса, образование относится к приоритетным аспектам политики государства. От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики.
Современное образование - это одно из средств решения важнейших проблем не только общества, но и отдельных индивидов. Целями государственной политики в этой сфере является создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества.
Система образования в России переживает сейчас принципиальные изменения, затрагивающие все ее элементы и звенья, идущие в русле тенденции сближения с мировой практикой системы образования.
Основные тренды государственной политики в сфере образования сформулированы в госпрограмме развития образования до 2020 года:
- системным приоритетом является повышение качества результатов образования на
разных уровнях, обеспечение соответствия образовательных результатов меняющимся запросам населения, а также перспективным задачам развития российского общества и экономики;
- традиционные институты образования – детские сады, школы, колледжи, университеты, оставаясь центральными элементами образовательной системы, сегодня дополняются постоянно растущими секторами дополнительного образования детей и взрослых, корпоративной подготовки, современными средами;
- приоритетом становится развитие сферы непрерывного образования, включающей гибко организованные вариативные формы образования и социализации на протяжении всей жизни человека;
- модернизация сферы образования в направлении большей открытости, больших возможностей для инициативы и активности самих получателей образовательных услуг, включая обучающихся, их семьи, работодателей и местные сообщества через вовлечение их как в управление образовательным процессом, так и непосредственно в образовательную деятельность;
- главной производительной силой выступают наука и новые технологии. Главной отличительной чертой экономики знаний является высокая скорость изменений;
- негосударственное образование будет обеспечивать не менее 30% общего контингента профессионального образования;
- особенностью сети организаций дошкольного образования станет то, что в нее будут включены организации разных форм собственности, будет организована государственная поддержка вариативных форм дошкольного образования, что позволит охватить дошкольным образованием всех детей дошкольного возраста и увеличить ожидаемую продолжительность образования до 13,5 лет;
- будут развиваться два типа сетей организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования (СПО) и получения прикладных квалификаций, а также гибкие модульные программы переподготовки и повышения квалификации. С одной стороны, будут создаваться территориально доступные многопрофильные колледжи с гибкими вариативными образовательными программами. С другой стороны, ведущие отраслевые компании будут также совместно с государством развивать сети организаций, реализующих образовательные программы прикладных квалификаций, и организации СПО в конкретных отраслях. Укрупнение ВУЗов и организаций СПО приведет к сокращению их общего числа;
- важнейшее место в системе непрерывного образования будет занимать сертификация квалификаций, в том числе полученных путем самообразования;
- университеты призваны стать основными элементами экономики знаний, т.е. местом их генерации, трансфера и подготовки «ядер» инновационного развития. Но становится критической способность высшей школы к инновациям, готовность к восприятию и воспроизводству нового. Для создания конкурентоспособной экономики необходима конкурентоспособная система отечественного образования, обеспечивающая необходимое качество подготовки специалистов;
- недостаточная эффективность общего образования в формировании компетенций, востребованных в современной социальной жизни и экономике;
- развитие экономики предъявляет новые требования к структуре и качеству подготовки специалистов и рабочих кадров. Необходимы целенаправленные усилия для преодоления диспропорций;
- негативные тенденции в подростковой и молодежной среде (алкоголизм, употребление наркотиков, насилие, ксенофобия) свидетельствуют о необходимости усиления участия образования в решении задач воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок;
- выражен возрастной и гендерный дисбаланс в общем образовании, медленно происходит обновление педагогического корпуса;
- сохраняется межрегиональная и межмуниципальная дифференциация по уровню соответствия инфраструктуры современным требованиям; в некоторых школах сохраняется обучение во вторую и третью смены, не обеспечено базовое благоустройство;
- приведение всей инфраструктуры общего образования к уровню, соответствующему современным стандартам;
- ухудшается состояние физического и психического здоровья молодого поколения; общая заболеваемость подростков за последние годы увеличилась на 29,4%.
В городе Череповце система образования представлена всеми уровнями (ступенями) образования:
- 92 муниципальных учреждений дошкольного образования;
- 45 муниципальных учреждений общего образования;
- более 80 учреждений дополнительного образования детей различных форм собственности (учебные центры, музыкальные, спортивные, художественные, языковые и иные школы, курсы, тренинги, муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования детей);
- 1 бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Вологодской области;
- 12 образовательных учреждений среднего профессионального образования различной формы собственности: 9 бюджетных и 3 негосударственных;
- 10 образовательных учреждений высшего профессионального образования различной формы собственности: 6 бюджетных и 4 негосударственных;
- 1 образовательное учреждение высшего послевузовского образования;
- инновационные и экспериментальные площадки в 14 дошкольных образовательных учреждениях; 2 цифровые школы;
- 21 муниципальный ресурсный центр.
В сфере образования города создано порядка 11200 рабочих мест.
В городе принята целевая программа «Одаренные дети», целью которой является создание оптимальных условий для выявления, поддержки, сопровождения одаренных и талантливых детей в условиях реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".
Основные проблемы системы образования города коррелируют с общероссийскими:
- материально-техническая база учреждений образования не соответствует современным требованиям, не в полной мере обеспечиваются необходимые условия безопасного пребывания;
- сохраняется тенденция увеличения количества воспитанников с ослабленным здоровьем и ограниченными возможностями здоровья;
- недостаточность учреждений дошкольного образования в Зашекснинском и Индустриальном районах города;
- превышение контингента обучающихся фактическому количеству мест в школах, превышение удельного веса обучающихся, занимающихся во вторую смену;
- недостаток условий для реализации программ дополнительного образования детей спортивно-технической направленности, технического творчества и т.п.;
- существующий спектр направлений подготовки в сфере высшего и среднего профессионального образования не обеспечивает все потребности в подготовке кадров для экономики города, имеются сложности в опережающей подготовке профессиональных кадров;
- недостаточно сформирован ряд компетенций выпускников системы профессионального образования, связанных с освоением новых технологий, решением исследовательских задач на производстве;
- недостаточный уровень предпринимательской культуры населения города;
- низкая укомплектованность кадрами учреждений бюджетной сферы города, высокая текучесть педагогических кадров и младшего обслуживающего персонала в образовательных учреждениях дошкольного, общего, начального и среднего профессионального образования; старение и эмоциональное «выгорание» педагогических кадров;
- сфера образования в целом не достаточно использует потенциал коммерциализации.
Конкурентными преимуществами города в сфере образования являются следующие:
- созданы условия для реализации непрерывного образования с детсада до ВУЗа;
- учреждения профессионального образования «заточены» под потребности экономики города/региона - кластерный подход к подготовке профессиональных кадров, осуществляется процесс мониторинга и гибкое регулирование спроса на образование;
- ЧГУ является эффективным, конкурентоспособным центром подготовки высококвалифицированных специалистов; ИМИТ реализует технологию коммерциализации проектов START-Парк;
- существующая конкуренция между государственными и негосударственными ВУЗами способствует повышению качества и вариативности образования;
- в городе имеются промышленные и инновационные площадки и условия для интеграции процесса обучения в профессиональную деятельность.
Стратегическая цель города: обеспечение доступного и качественного образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития экономики и городского сообщества.