Россия в международном движении капитала
России, вступившей на путь перехода к рынку, пришлось заново создавать внутренний рынок капитала. Поэтому массированно включиться в движение мирового капитала она, естественно, не могла. Необходимо было создать определенный инвестиционный климат.
Инвестиционный климат - это условия для среднесрочного или долгосрочного вложения капитала в различные отрасли данной страны или региона. Инвестиционный климат - весьма емкое понятие, которое включает в расчет инвестор, когда оценивает, насколько благоприятны (или неблагоприятны) в той или иной стране условия для вложения капитала: состояние политики, экономики, права, идеологии, культуры и т.д. Чем хуже инвестиционный климат, тем выше инвестор оценивает свой предпринимательский риск, тем меньше вероятность инвестиций. В России инвестиционный климат был относительно благоприятным в течение весьма кратких периодов времени (с определенностью можно назвать лишь НЭП, до начала перестройки).
Инвестиционный климат России отличается рядом традиционно привлекательных сторон, к которым можно отнести:
· богатые природные ресурсы;
· мощный, хотя часто технически устаревший и хронически недогруженный производственный аппарат;
· высокий научно-технический потенциал;
· наличие дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силы.
Эти положительные факторы нередко перевешиваются рядом отрицательных моментов, несмотря на некоторый положительный опыт функционирования иностранных инвестиций в экономике России. Инвестиционный климат в России является сложным. Своеобразный парадокс инвестиционного процесса в нашей стране состоит в том, что если во многих странах мира приток иностранных инвестиций обычно следует за притоком отечественных, то в России наоборот. В целом в настоящее время инвестиционный климат в России является недостаточно благоприятным для широкого привлечения иностранных инвестиций, в первую очередь прямых.
Можно выделить следующие наиболее типичные причины, тормозящие приток иностранных инвестиций в Россию:
1) несовершенство действующей налоговой системы;
2) система таможенного регулирования;
3) преступность и коррупция. Так, например, специальный обзор 99 стран с точки зрения коррупции отвел России 82-83-е места в группе стран «исключительной коррумпированности» наряду с большинством государств СНГ. Однако в последние годы эта ситуация имеет тенденцию к улучшению;
4) недостаточный доступ к финансовым ресурсам;
5) нехватка высококвалифицированных кадров в некоторых отраслях и сферах бизнеса (например, в области международного валютно-финансового менеджмента);
6) недостаток современной связи и телекоммуникаций;
7) несовершенная социальная инфраструктура;
8) консульские и визовые проблемы;
9) недостаточно развитая деловая инфраструктура.
Для того чтобы ситуация в России изменилась к лучшему, необходимо решение семи блоков взаимосвязанных задач:
- во-первых, обеспечение политической и социальной стабильности в стране;
- во-вторых, формирование общего благоприятного режима для иностранных инвесторов (широкий круг действий, мероприятий и т.д. - от работы отдельного чиновника, принимающего и выдающего документы или ставящего разрешительную визу, который должен руководствоваться в перспективе принципом «одной двери»; правоохранительных органов, обеспечивающих личную и экономическую безопасность инвесторов, до отношения отдельного гражданина к иностранцам вообще);
- в-третьих, формирование четко определенной государственной концепции и на ее основе - государственной экономической и политической стратегии по привлечению зарубежных инвестиций, например оценка эффективности инвестиционных проектов и с позиции государственных интересов. Чтобы стимулировать инвестиционный процесс, государство должно защитить международного и национального инвестора от некоторых рисков. Для создания благоприятного имиджа России за рубежом в 1990-х годах был образован консультационный совет по иностранным инвестициям в нашей стране;
- в-четвертых, создание современной отраслевой структуры. Это необходимо для эффективной конкуренции российских предприятий с зарубежными вертикально- и горизонтально-интегрированными корпорациями и финансовыми группами. К сожалению, на некоторых мировых товарных рынках Россия выступает как сырьевой придаток;
- в-пятых, формирование современной и конкурентоспособной деловой и технической инфраструктуры;
- в-шестых, образование системы подготовки кадров для обеспечения инвестиционной деятельности, например, в рамках программ бизнес-школ, системы МВА, а также специализированных программ по подготовке менеджеров в области международного инвестирования;
- в-седьмых, скоординированная политика по привлечению иностранных инвестиций на федеральном, региональном и местном уровнях. Причем должна быть ликвидирована система регионального налогового демпинга и области импорта зарубежного капитала. Безусловно, необходимо учитывать условия межправительственных и многосторонних соглашений, а также интересы зарубежных инвесторов и российских реципиентов.
По многим показателям иностранных капиталовложений Россия уступает не только развитым странам, но и многим странам с переходной экономикой. Так, из 25 стран ЦВЕ и СНГ РФ занимает 2 место по объему иностранных инвестиций в расчете на душу населения и 24 место по доле иностранных инвестиций в ВВП - 0,1%.
Таблица 4.3.
Динамика поступления иностранных инвестиций в экономику России по видам в 1994 -2002 гг., млн. долл. США
Инвестиции | 1994 г. | 1995 г. | 1996г | 1997г. | 1998г. | 1999г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002г. |
Всего | |||||||||
В том числе прямые | |||||||||
Портфельные |
Анализируя таблицу 4.3. можно условно выделить три этапа динамики иностранных капиталовложений в российскую экономику:
· 1991-1997 гг. - период роста иностранных инвестиций, когда объем привлеченных инвестиций увеличился с 0,4 до 12,3 млрд. долл.;
· 1998-1999 гг. знаменовался сокращением объема привлеченных иностранных инвестиций до 9,56 млрд. долл. в 1999 г. из-за экономического кризиса в стране и экономического спада в мировой экономике в целом;
· 2000-2002 гг. - период роста иностранных капиталовложений до 19,78 млрд. долл. В 2002 г. благодаря экономической стабилизации и динамике роста экономики с 2001 г. Начиная с 2001 г. наблюдается опережающий рост иностранных вложений в основной капитал по сравнению с внутренними инвестициями. Положительное влияние оказало также повышение рейтинга российской экономики по данным известных консалтинговых фирм. Так, по оценкам компании индекс инвестиционного доверия России вырос с 35-го места до 17-го места в 2001 г. И до 7-го места в 2002 г.
К 2002 г. из всех иностранных инвестиций (14,3 млрд. долл.) примерно 70% приходилось на ссуды и займы, 30% - на предпринимательский капитал (примерно поровну между прямыми и портфельными инвестициями).
В России к 2002 году прямые иностранные инвестиции превышали портфельные на уровне 15-17% (см. таб. 4.3.). До дефолта картина была иная. Тогда портфельные инвестиции превышали прямые. Россия, принимая портфельные инвестиции в 90-х годах, безусловно, рассчитывала на позитивные эффекты. Она надеялась, что портфельные инвестиции автоматически перерастут в ПИИ и начнут поднимать эффективность российской экономики. Казалось, совсем просто сначала купить, допустим, 10% акций предприятий, а затем, осмотревшись, довести свою долю до контрольного пакета и начать развивать производство. Такая стратегия казалась вполне логичной. Россия дорого заплатила за эту иллюзию, оказавшись во власти ажиотажа спекулятивного рынка, приведшего к дефолту августа 1998 года. В чем же состоит ошибка надежд на включение портфельных инвестиций в реальный сектор? Порочность заблуждений заключалась в наделении портфельных инвестиций несвойственными им стратегиями, в непонимании направлений типичного поведения портфельного инвестора.
Портфельные инвесторы по своей профессии являются спекулянтами.Производства они не знают и не владеют искусством управления им. У них стратегии исключительно краткосрочные. Поэтому портфельные инвестиции в России не стали орудием экономического прогресса. Они не могли, да и не желали модернизировать реальный сектор экономики. Российский рынок наглядно показал угрозы стратегий портфельных инвестиций в условиях незрелой рыночной среды. Рассмотрим конкретный механизм дестабилизации рынка по вине портфельных инвестиций в России в августе 1998 года.
Дефолт 1998 года в России был вызван паникой зарубежных инвесторов, ожидавших обесценения национальной валюты. Нарастание государственного долга и уменьшение золотовалютных резервов ЦБ стали для них серьезным аргументом в пользу таких прогнозов. Портфельные инвесторы стали просчитывать возможные потери:
а) владельцы акций решили, что их доходы растают под лучами обесцененной валюты;
б) владельцы ГКО (долговых облигаций государства) опасались, что рынок государственного долга переполнен и идет к финансовому краху, к отказу от выплат по обязательствам.
Подобные угрозы привели к очень быстрому исчезновению зарубежных игроков с рынка ценных бумаг. Они увели за собой финансовые активы, резко сжав денежный рынок и спровоцировав девальвацию национальной валюты.
Россия не смогла амортизировать внезапный шок сжатия фондового рынка. Но столь жестокий урок отрезвил наших политиков. Они убедились, что портфельные инвестиции, обитавшие в финансовом секторе, не могут стать стратегическим орудием оздоровления реального сектора, его промышленной трансформации. Нужны иностранные инвестиции, которые бы непосредственно направлялись в производство и модернизировали его. Пришло осознание потребности именно в прямых иностранных инвестициях (ПИИ).
Сейчас отток портфельных инвестиций приостановился и даже намечается их незначительный рост.
Новой тенденцией для российского рынка капиталов к 2002 году являлось использование национальными ТНК внешнеэкономических стратегий по завоеванию своего места на мировом рынке капитала. Еще совсем недавно вывоз капитала за рубеж преследовал цель лишь сохранить свои активы. Теперь он нацелен на выгодное их размещение на зарубежном рынке. Зарубежные инвестиции российских компаний на 2/3 представляют прямые инвестиции. Активизация такой стратегии нарастает быстрыми темпами. В 2002 году из всех зарубежных инвестиций стран с переходной экономикой (20 млрд. долл.) на долю России приходилось более половины всех прямых иностранных инвестиций (ПИИ) 12 млрд. долл. Поражают и темпы нарастания российских ПИИ. В 2000 году их было всего лишь 3 млрд. долл.
Россия, не достигнув впечатляющих успехов в привлечении ПИИ на свой рынок, сама стала осваивать чужие рынки своими прямыми инвестициями. Привлекать крупные потоки ПИИ в страну в условиях высокой инфляции и экономического спада невозможно. Иностранный капитал не приходит в экономику с большими политическими рисками, финансовой нестабильностью и углубляющейся экономической стагнацией. Лишь сейчас, когда инфляция приняла умеренный характер (менее 20% в год) и начался экономический рост, появилась надежда на возможность успешного продвижения в привлечении ПИИ. Но для этого следует определиться с национальной политикой привлечения иностранного капитала,которая бы позволила модернизировать структуру отечественного производства.
В области ПИИ Россия пока сильно отстает от восточноевропейских стран, не говоря о Китае. На сегодняшний день Россия абсорбировала всего лишь 17% ПИИ от величины, приходящейся на переходные экономики Европы. Другие страны добились большего. У Польши эта величина составляет 24%, у Венгрии — 23%.
В настоящее время Россия привлекает ежегодно лишь 0,2% от глобальных мировых потоков ПИИ.
В 2002 г, инвестиции вложили 93 страны, в том числе на 5 основных инвесторов пришлось 63,8% накопленных ИИ на 1 января 2003 г. За 90-е годы географическая структура практически не изменилась, основными инвесторами остаются США и страны Западной Европы.
В 2002 г. по накопленным всего инвестициям лидирующие позиции занимали в российской экономике (1) Германия - 8,15 млрд. долл., (2) Кипр - 5.63 млрд. долл.; (3) США - 5,52 млрд. долл.
По накопленным ПЗИ (в целом 20,35 млрд. долл.) основными инвесторами являются: (1) США - 4,22 млрд. долл.; (2) Кипр -3.93 млрд. долл.; (3) Великобритания — 2,19 млрд. долл.; по накопленным портфельным инвестициям (1.47 млрд. долл.): (1) Германия -384 млн. долл.; (2) Кипр - 305 млн. долл.; (3) Великобритания -128 млн. долл.; по накопленным прочим иностранным инвестициям (21,1 млрд. долл.): (1) Германия - 6,05 млрд. долл.; (2) Великобритания - 2,74 млрд. долл.; (3) Франция - 2,73 млрд. долл.
Изменилась секторальная направленность ПИИ. Отраслевая структура вложений иностранных инвестиций характеризуется ростом в 90-е годы доли сферы услуг как основной сферы приложения иностранных инвестиций. В 2002г. на совокупную долю сферы услуг приходится 55% иностранных инвестиций, в том числе торговля и общественное питание - 44,5% (для сравнения 5,6% в 1994 г.); коммерческая деятельность по обслуживанию рынка — 6,9; транспорт и связь — 3,1, финансы и кредит - 0,7% (15% в 1994 г.). В сфере услуг преобладают прочие инвестиции (86,7%), в основном за счет предоставленных кредитов.
Крупной сохраняется доля промышленности — 37,1% в 2002 г., том числе металлургия (33,7%), ТЭК (27,4%), пищевая промышленность (16,5%), машиностроение и металлообработка (7%), химическая (5%), Позитивным фактором следует считать прирост ПЗИ в промышленность - 48% всех ПЗИ, тогда как 34,3% доля всех прочих инвестиций.
Региональная структура иностранных инвестиций в российской экономике характеризуется сохранением традиционно высокой доли промышленных центров - Москвы (36%). Санкт-Петербурга (10%) и Московской области (3,5%), а также нефтедобывающих регионов - Сахалинской и Тюменской областей.
По критериям теории путей инвестиционного развития (ПИР) Россия находится в начале такого пути, на его первом этапе. Россия имеет все характеристики этого этапа: притоки ПИИ остаются незначительными и в большинстве случаев имеют сырьевую направленность или размещаются в отраслях с продукцией, обладающей низкой добавленной стоимостью. Готовые товары и продукция с высокой добавленной стоимостью в основном импортируются.
Однако в последнее время появились, как уже отмечалось, и новые моменты, связанные со стремлением крупного корпоративного бизнеса России выйти на мировой рынок в качестве экспортеров капитала. Российские естественные монополии и финансово-промышленные группы стали понемногу проникать на зарубежные рынки, покупать сети для продвижения продукции, приобретать акции зарубежных компаний и внедрять свой бизнес за пределами России. Подобные новации говорят о том, что корпоративный бизнес России стал приобретать уже черты ТНК.
Россия на мировом рынке ссудного капитала.Россия во время перестройки заняла на мировых рынках крупные средства, которые использовались для покупки продовольствия и покрытия дефицита государственного бюджета. В эпоху Ельцина в стране продолжался спад, который неоднократно сопровождался бюджетным кризисом. Выход был один- внешние заимствования, которое привели к большому государственному внешнему долгу. Заемные средства использовались неэффективно. Реформы в стране запаздывали. Доходы бюджета не покрывали его расходов, и поэтому заимствования продолжались. Подобная нездоровая ситуация не могла продолжаться вечно. Критическая масса внешнего долга привела в августе 1998 года к резкому обесценению российской национальной валюты.
Сегодня внешний долг России ложится тяжелым бременем на нашу экономику. Приходится тратить на его погашение почти треть суммы государственных расходов. Основной пик платежей приходился на 2003 год. Правительство для погашения долга опять прибегает к новым кредитам из-за рубежа.
Новым явлением для России становится рост частных заимствований российских корпораций на мировых финансовых рынках. Он вызван тем, что уровень банковского процента на мировых рынках ниже, чем в России. Однако такой заем следует погашать в иностранной валюте, поэтому к нему прибегает экспортный сектор.
Российский бизнес, пройдя смутный период первоначального накопления капитала, чувствует себя пока недостаточно уверенно. Его одолевает страх потерять полученный капитал, легитимность которого носит порой сомнительный характер.
Отток инвестиционных ресурсов подрывает экономический рост в стране, является крайне неблагоприятным сигналом иностранным инвесторам о неэффективности вложений в российскую экономику. Кроме того, «бегство капиталов» ухудшает платежный баланс и негативно влияет на курс национальной валюты.
Многие рыночные субъекты не один год получали прибыль, нарушая налоговое законодательство. Многие опасаются криминальных структур, от которых государство их не может защитить. К этому следует добавить еще одно обстоятельство. Накопленные деньги капитал боится направлять в реальный сектор экономики. Новые владельцы капитала по своей сути не являются эффективными собственниками. Осваивать полученные средства с помощью долгосрочных производственных стратегий они не умеют. Именно от таких стратегий они уходят. В результате происходит отток отечественного капитала за границу, что, естественно, лишает страну источников экономического роста. На конец XX века отток капитала превышал его приток в страну в 7 раз. Сейчас эта разница между оттоком и притоком капитала стала уменьшаться.
Существует много схем незаконного вывоза (бегства) капитала из страны. Среди них можно назвать предоплату поставок импортерам, после которой товар в страну может не поступить, а деньги исчезают. Возможны взносы компании в уставный капитал зарубежной фирмы, покупка недвижимости, которую потом можно продать вне границ страны, и т. д.
Бегство отечественного капитала лишает страну инвестиций, кредитных ресурсов, препятствует падению банковского процента. Пока еше банковский процент слишком высок и недоступен для большинства предприятий. Поэтому предприятия находятся в режиме самофинансирования. Это стало причиной сложившихся в России темпов роста, которые нельзя нажать высокими. В этой ситуации большая доля вины лежит на стороне убегающего капитала.
Остановить «бегство капиталов» можно, лишь создав нормальный «инвестиционный климат» внутри страны, предполагающий:
1) устойчиво низкий уровень инфляции;
2) оптимальный уровень налогообложения;
3) защиту частной собственности;
4) эффективную работу судебных органов власти.