Учение о благах и обмене Менгера и Бём-Баверка

Австрийская школа имела ярко выраженного основателя-учите­ля. У К. Менгера практически не было предшественников в немец­коязычной экономической литературе (труд Г. Госсена был ему неиз­вестен). В то же время его идеи практически предопределили разви­тие австрийской школы маржинализма (хотя широкую известность они получили в обработке Бём-Баверка и Визера), так что основное идейное содержание теорий австрийской школы заключается, хотя и не всегда в достаточно развитом виде, в книге Менгера «Основания учения о народном хозяйстве».

Карл Менгер(1840—1921) изучал юриспруденцию в Пражском и Венском университетах и лишь в 1867 г. приступил к занятиям эко­номической теорией. Его ставшая классической работа «Основания учения о народном хозяйстве» (1871)4 была представлена в Венский

Учение о благах и обмене Менгера и Бём-Баверка - student2.ru -1 В наибольшей степени из них учитывал фактор времени А Маршалл, но делал это методом сравнительной статистики, исключающим учет нео­пределенности, присущей всем процессам в реальном времени (см. гл. 15).

4 В русском переводе известна как «Основания политической экономии» (см.: Австрийская школа в политической экономии. К. Менгер, Е. Бём-Ба-верк, Ф. Визер М.: Экономика, 1992).

университет как обоснование для того, чтобы быть принятым на долж­ность приват-доцента. В течение 30 последующих лет (до 1903 г.) дея­тельность Менгера была связана с Венским университетом, где он стал первым в истории заведующим отдельной кафедры экономической теории. «Основания...» были задуманы как первый том исследований Менгера в области экономической теории, но, увлекшись методоло­гической полемикой с представителями немецкой исторической шко­лы, Менгер посвятил свою вторую книгу «Исследование о методе об­щественных наук и политической экономии в особенности» (1883) ис­ключительно методологическим проблемам5. Широкую известность получила также статья Менгера «Деньги», опубликованная и «Слова­ре-справочнике государственных наук» в 1909 г.

«Основания учения о народном хозяйстве»

Учение о благах. Главная тема «Оснований...» Менгера - изложе­ние его субъективной теории ценности. Начинается оно с разверну­того учения о благах. Менгер определяет благо как предмет, удовле­творяющий определенную человеческую потребность в силу некото­рых своих свойств, причем: 1) человеку известна эта его способность и 2) он может ею воспользоваться6. Здесь автор особенно подчерки­вает субъективный характер благ. Например, человек может ошибоч­но приписывать предмету способность удовлетворять его потребнос­ти и поэтому признавать его за благо (воображаемое благо).

Важным моментом теории Менгера и всей австрийской школы яиляется разделение благ на блага первого порядка, непосредствен­но удовлетворяющие человеческие потребности, и блага высших по­рядков (второго, третьего и т.д.), которые служат для производства благ первого порядка и удовлетворяют человеческие потребности че-

Учение о благах и обмене Менгера и Бём-Баверка - student2.ru Подобные случаи, когда автор задумывает колоссальное многотомное произведение, но ограничивается первым вводным томом, часто встреча­ются в истории экономической мысли (помимо Менгера можно упомянуть Маршалла, отчасти Вальраса и безусловно Маркса). До практических вопро­сов, которым предполагалось посвятить последние тома, дело так И не дохо­дило. Оценка этого явления может быть неоднозначной. С одной стороны, безусловно хорошо, когда автор, приступая к работе, иидит перед собой всю перспективу дальнейших исследований. С другой стороны, завершенным бывает лишь только первый наиболее абстрактный том, а до связи теории с практикой и политикой дело не доходит. На наш взгляд, авторы XIX в. не представляли истинного размера того разрыва, который существует между достаточно развитой экономической теорией и практикой, и испытывали иллюзии насчет их сочетаемости.

'' Австрийская школа в политической экономии: К. Менгер, Е. Бе'м-Ба-верк, Ф. Визер. С. 39.

рез них, т.е. косвенно. Средство производства является для нас бла­гом и может обладать ценностью только в том случае, если у нас есть полная комбинация комплементарных (взаимодополняющих) благ дан­ного порядка, достаточная для производства полезного продукта — блага низшего порядка7. Если потребность в благе первого порядка (например, в табаке) почему-либо исчезает, все плантации, станки, рабочие руки, необходимые для его производства, перестают быть благами. Тоже самое происходит, если утрачивается одно из компле­ментарных производительных благ. Ценность передается от потреби­тельских благ производительным, а не наоборот, как это было у клас­сиков. В специальном параграфе «Время - заблуждение» Менгер под­черкивает также, что процесс преобразования благ высшего порядка в блага, непосредственно удовлетворяющие человеческие потребно­сти, требует времени и поэтому связан с неопределенностью, «неуве­ренностью относительно количества и качества конечного продук­та»8. Отсюда берут начало исследования феноменов неопределенно­сти, ошибок и ожиданий в рамках австрийской и шведской школ.

Далее Менгер вводит понятие хозяйственных (экономических) благ, надобность в которых превышает доступное в данный период их количество. Именно в этом случае человек делает выбор между потребностями, подлежащими удовлетворению, и потребностями, которые он решает оставить неудовлетворенными, а также наиболее целесообразным способом употребляет имеющиеся у него блага, т.е. «экономит». Кроме того, из существования экономических благ Мен­гер выводит необходимость отношений распределения и института собственности.

Прочие блага, доступное количество которых в данных период превышает надобность в них, являются соответственно неэкономи­ческими благами и не требуют распределения и собственности. («Люди — коммунисты везде, где это возможно, в зависимости от су­ществующих естественных условий»9). Подробно описываются воз­можности и закономерности перехода экономических благ в неэко­номические и наоборот.

Учение о ценности. Все экономические блага обладают ценностью, которую Менгер определяет как «значение, которое для нас имеют конкретные блага или количества благ вследствие того, что в удовле-

Учение о благах и обмене Менгера и Бём-Баверка - student2.ru ' Если хотя бы одно из производительных благ, входящих п комбина­цию, отсутствует (например, утрачен доступный источник сырья), то все остальные имеющиеся у нас средства производства перестают быть блага­ми, если их нельзя скомбинировать иначе.

8 Там же С. 55.

9 Там же С 82.

творении своих потребностей мы сознаем зависимость от наличия их в нашем распоряжении»10. Таким образом, ценность придает благам их субъективно осознаваемая относительная редкость. Следователь­но, ценность имеетчисто субъективный характер: «Ценность - это суж­дение, которое хозяйствующие люди имеют о значении находящихся в их распоряжении благ для поддержания их жизни и благосостояния, и поэтому вне их сознания она не существует»11. Неэкономические блага, по Менгеру, не имеют ценности, причем не только меновой, но и потребительной. Величина этой субъективной ценности определя­ется значением, которое имеет для человека конкретный акт удовле­творения потребностей, а оно в свою очередь зависит от двух факто­ров; субъективного — какое место в иерархии занимает данная потреб­ность, и объективного — сколько единиц блага, удовлетворяющего дан­ную потребность, у нас есть. Этот тезис Менгер иллюстрирует хорошо известной каждому начинающему изучать экономику таблицей (табл. 1), где по столбцам расположены потребности в порядке убыва­ния важности (римские цифры), а по строкам — «последовательные акты удовлетворения потребности» (арабские цифры).

Таблица 1


Учение о благах и обмене Менгера и Бём-Баверка - student2.ru

3 4

5 6 7 8 9 10


    Виды потребностей или благ    
i К ш iV V VI VII VIII IX X
 
 
. 1    
     
       
         
           
             
               
                 

Примечание. Числа, которые мы видим в табл. I, отражают лишь отно­сительное значение каждого акта удовлетворения потребностей1 мы не име­ем права утверждать, что первая единица, или «порция», блага, удовлетво­ряющая потребность I, в 5 раз ценнее, чем первая единица блага, удовлетво­ряющего потребность[X.

Учение о благах и обмене Менгера и Бём-Баверка - student2.ru Там же. С. 94. Мы предпочли бы иной вариант перевода: «...вследствие нашего сознания, что удовлетворение наших потребностей зависит от нали­чия их в нашем распоряжении». 11 Там же. С. 101.

Например, если мы располагаем 28 единицами средств, мы при обретем две единицы блага для удовлетворения первой потребности и одну для удовлетворения второй.

Таблица Менгера отражает оба закона Госсена: убывание чисел по столбцам означает уменьшение предельной полезности (первый закон), а единица блага при удовлетворении каждой из фактически удовлетворяемых потребностей (I, II) имеет одинаковую предельную полезность.

Поскольку все единицы блага одинаковы, то ценность каждой из них равна значению, которое имеет для нас удовлетворение наименее важной из удовлетворяемых потребностей - II (т.е., по сути дела, пре­дельной полезности - термин, который сам Менгер не употреблял).

Учение об обмене, Менгер отвергает восходящую к Аристотелю концепцию обмена объективных эквивалентов и указывает, что об­мен обязательно должен быть выгоден для обеих сторон, иначе сто­роны с той же легкостью согласились бы обратно поменяться теми же благами . Различия в относительной субъективной ценности од­них и тех же благ для разных людей являются, согласно Менгеру, при­чиной обмена. Обмен блага X на благо К произойдет только, тогда, когда индивид А оценивает ЛГвыше, чем Y, а индивид В — наоборот. Он будет продолжаться, пока относительные ценности благ для обо­их индивидов не выравняются и у них не будет стимулов продолжать обмен, т.е. наступит равновесие. Таким образом, субъективные цен­ности определяют меновое соотношение благ

Далее Менгер последовательно рассматривает образование цен (отметим, что он анализирует на данном этапе только натуральный обмен без участия денег) при изолированном обмене, при односто­ронней конкуренции и, наконец, при двусторонней конкуренции. В отличие от хорошо знакомой современному читателю по учебни­кам микроэкономики неоклассической теории цены Маршалла, для которой простейшим случаем является двусторонняя конкуренция, Менгер начинает с изолированного обмена, потому что в данном слу­чае количество субъективных оценок, которые надо учитывать, наи­меньшее. Здесь меновое соотношение установится между оценками обменивающихся сторон. При одинаковых условиях, в которых на­ходятся обменивающиеся индивиды, и их одинаковой опытности ме­новое соотношение установится примерно посередине между их оцен­ками (если А оценивает 40 мер вина в 100 мер хлеба, а В — в 80, то при равенстве контрагентов А приобретет у Жданное количество вина за 90 мер хлеба).

Учение о благах и обмене Менгера и Бём-Баверка - student2.ru 12 Там же. С. 163-164, 192

Случай односторонней конкуренции Менгер подразделяет на два подвида. Если монопольное благо является неделимым (в пример, ес­тественно, приводится лошадь), цена устанавливается между оцен­ками его продавца и сильнейшего покупателя, готового отдать за ло­шадь самое большое количество хлеба. Если же монопольное благо является делимым (на продажу выставляется несколько лошадей), его распределение между покупателями подчиняется более сложной за­кономерности.

Таблица 2

Лошади


Учение о благах и обмене Менгера и Бём-Баверка - student2.ru
    II III IV V VI VII VIII
   
     
       
  \      
  А,        
             
               
  \              

В табл. 2 по строкам размещены покупатели продаваемых моно­полистом лошадей, а по столбцам порядковый номер каждой лоша­ди (например, первый покупатель готов — с выгодой для себя — за­платить за первую приобретаемую им лошадь 80 мер хлеба, за вто­рую - 70 и т.д.). Тогда, если продавец выводит на рынок одну лошадь, она достанется А{ по цене от 70 до 80 мер (поскольку при цене ниже 70 в конкуренцию включится А2 и цена не будет устойчивой). Если же на рынке предлагаются три лошади, то две из них приобретет Аг а одну — Аг по цене от 60 до 70 мер. Таким образом, цена находится между оценками самого слабого покупателя из вступивших в сделку и самого сильного из оставшихся ни с чем.

Согласно Менгеру, случай двусторонней конкуренции отличает­ся от рассмотренного выше только тем, что предлагаемые лошади принадлежат разным продавцам. Цена же определяется по тому же самому правилу. Но Менгер неявно предполагает при этом, что все продавцы оценивают своих лошадей одинаково. Более сложный слу­чай, когда продавцы оценивают лошадей по-разному, рассматривает Е. Бём-Баверк в работе «Основы теории ценности хозяйственных благ» (табл. 3).

7 История экономических учений



Учение о благах и обмене Менгера и Бём-Баверка - student2.ru Учение о благах и обмене Менгера и Бём-Баверка - student2.ru Учение о благах и обмене Менгера и Бём-Баверка - student2.ru Покупатели в порядке убывания обменоспособности

Таблица 3

Учение о благах и обмене Менгера и Бём-Баверка - student2.ru Продавцы в порядке убывания обменоспособности



Л, оценивает лошадь в 300 флоринов

А,......... «......... «-------- 280------- «-........

А,........ -«------- «-------- 260------- «-........

А4............... -«------- «-------240-------- «-------

д.-------- «------- «.......... 220......... «.........

Ав................. «......... «-------210-------- «-------

А7------------ «------- «-------180-------- «-........

Аа------------ «------- «-------170-------- «....... -

А -------- «------- «..........150........... «.........

Sj оценивает лошадь в 100 флоринов

В2---------------- «-....... «..........110.......... «-----

В3................. «........ «.......... 150.......... «—-

В4------------ «........... ^........ 170........... ^......

В5.................. «......... «-------200-------- «.......

66----------- «------- „--------215— -«..........

67............... «........ «.........250......... «--•

6„------- «......... «.......... 260......... «------

В табл. 3 продавцы, как и покупатели, расположены в порядке убы­вания своей обменоспособности, только для продавцов она, естествен­но, тем выше, чем дешевле они готовы отдать свой товар. (Бём-Баверк предполагает, что каждый покупатель готов купить, а каждый прода­вец — продать только по одной лошади.) Цена будет устойчивой (Бём-Баверк, как и Менгер, не употреблял понятия «равновесие»), если при этой цене вступить в сделку захотят равные числа продавцов и покупа­телей. Ведь если обменоспособных покупателей при данной цене бу­дет больше, чем продавцов, они начнут конкурировать между собой и повысят цену. То же самое произойдет, если продавцов будет больше, чем покупателей, только цена в результате понизится.

В примере Бём-Баверка готовы вступить в сделку пять пар наи­более обменоспособных продавцов и покупателей, для которых по­купатель оценивает лошадь дешевле, чем продавец. Таким образом, будет продано пять лошадей. Покупатели Аь — Ач и продавцы Вь — В8 останутся «вне игры». Что же касается цены, она установится между 210 и 215 флоринами. Доказательство простое: если цена будет ниже 210, в конкуренцию вступит «лишний» покупатель Л6, а если она бу­дет выше 215 - «лишний» продавец Вь. В обоих случаях такая цена не удержится и будет в первом случае расти, а во втором падать, пока не попадет в интервал между 210 и 215 флоринами.

Наши рекомендации