Тема 7. Эффективность образования
Тема 1. Введение в экономику образования
1. Место образования в системе общественного воспроизводства.
2. Провести сравнительную характеристику развития экономики образования в России и за рубежом.
3. Определить условия неопределенности в экономике образования.
4. Определить внешние и внутренние эффекты в экономике образования России.
5. Схема системы образования в РФ.
6. Подборка статистического материала, характеризующего экономические отношения в системе образования РФ за последние 5 лет.
7. Научные подходы к экономике образования.
8. Концепция человеческого капитала: основные положения, плюсы и минусы подхода.
9. Родоначальная модель экономики образования.
10. Зарождение экономики образования как науки в трудах С.Г. Струмилина и В.А. Жамина.
11. Развитие концепции экономики образования.
Тема 2. Общая характеристика системы образования России
1. Определить, какие типы хозяйственных механизмов существуют в образовании.
2. Охарактеризовать преимущества и недостатки хозяйственных механизмов в образовании.
3. Определить особенности, функции и структуру хозяйственных механизмов в образовании.
Тема 3. Управление образованием
1. Привести примеры модели управления образованием
2. Построить управление учебным заведением.
3. Какова организация труда и заработная плата в вашем учебном заведении.
4. Какова новая система оплаты труда в образовании.
5. Охарактеризовать преимущества и недостатки новой системы оплаты труда в образовании.
6. Проанализировать трудовой договор образовательного учреждения: содержание, структура согласно федерального законодательства. Составить трудовой договор.
7. Определить материально-техническую базу вашего образовательного учреждения.
8. Общие сведения об информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ). Глобализация и стандартизация ИТ-образования. Особенности информационной цивилизации.
9. Цели и задачи информатизации образования. Уровни использования НИТ в образовании.
10. Информационные образовательные сети: концепция построения, реализация, оценка эффективности. Сетевая дидактика.
11. Информационная среда профессиональной деятельности: основные компоненты, функционирование и развитие.
12. Электронные формы представления документов. Обзор информационных ресурсов в области ИКТ в образовании. Программные средства и информационные технологии для образования.
Тема 4. Финансирование образования
1. Провести сравнительную характеристику финансирования образования в России до и после 1991 года.
2. Распределить статьи сметы для данного учебного заведения.
3. Каковы способы распределения доходов в российских образовательных учреждениях.
4. Проблемы и перспективы развития платных услуг в образовательных учреждениях.
5. Концепция финансово-экономического механизма управления деятельностью ОУ.
6. Особенности казначейской системы финансирования.
7. Организационные и правовые проблемы реализации нормативного финансирования образования.
8. Совершенствование бюджетного планирования вузом.
9. Зарубежные модели финансирования образования.
10. Расчет цены образовательной услуги.
11. Понятие платных образовательных услуг. Основные этапы организации платных образовательных услуг.
12. Арендные отношения в образовании.
13. Планирование внебюджетных доходов образования.
14. Представить в виде схемы классификацию признаков инвестиций в образовании и пояснить.
15. Провести сравнительный анализ методов оценки инвестиционных проектов в образовании.
Тема 5. Маркетинг в образовании
1. Каковы особенности маркетинга образовательных услуг в России.
2. Изучить методы анализа маркетинговой среды образовательных учреждений.
3. Каковы современные методы сегментирование рынка и анализ потребления образовательных услуг.
4. Определить методы, формы, способы продвижения образовательных услуг.
5. Ключевые тенденции развития рынка образовательных услуг: особенности данного рынка, сегменты, проблемы развития.
6. Модели рынка образовательных услуг.
7. Позиционирование образовательной услуги на рынке. Маркетинговая стратегия и маркетинговое планирование в реализации услуг образования.
8. Прогнозирование спроса на образовательные услуги.
9. Провести позиционирование образовательных услуг в любом регионе РФ.
10. Сделать выборку маркетинговых стратегий для реализации образовательных услуг любого вуза РФ.
Тема 6. Налоги и собственность в образовании
1. Особенности налогообложения в экономике образования в современной России.
2. Каковы формы собственности в образовании, их особенности.
3. Провести анализ на основе периодических специализированных изданий новых организационно-правовых форм образовательных учреждений.
4. Составьте модель системы управления интеллектуальной собственностью вуза.
Тема 7. Эффективность образования.
1.Каковы критерии определения эффективности образования.
2.Теория и практика определения эффективности образования в России.
3. Индивидуальный экономический эффект образования.
4. Возможности и способы повышения эффективности образования.
5. Использование квалиметрии в смежных науках.
6. Проблемы, связанные с использованием квалиметрии в образовании.
7. Использование функционально подхода в квалиметрии образования.
8. Типы оценок качества: категории свойств, оценка динамики показателей, валидность.