Либеральные реформы и формирование рыночной экономики

Современная экономика Индии развивается в условиях структурной трансформации и решения многочисленных внутренних экономических и социальных проблем. Одновременно с этим Индия завоевывает самостоятельные позиции в мировой экономике и вовлечена в процесс глобализации. Развитие страны после завоевания независимости происходит на базе рыночной экономики при значительной, а в определенный период и решающей, роли государства.

Социально-экономическая система, сложившаяся в колониальный период, характеризовалась многоукладностью, сочетанием капиталистических и докапиталистических форм хозяйства. Иностранный (британский) капитал действовал на индийском рынке через экспорт своих товаров, создавая серьезную преграду развитию индийской промышленности. Иностранный капитал, вложенный в самой Индии, функционировал отдельно от индийского и в значительной мере противостоял ему. Даже участвуя в совместных предприятиях, иностранный капитал присваивал часть прибыли индийских предприятий и играл решающую роль в управлении и контроле[30].

Тем не менее иностранный капитал создал важную инфраструктурную часть рыночной экономики (железные дороги, порты, связь), плантационное хозяйство (чай), а также товарное производство хлопка, джута, кофе, каучука, пряностей, поощряя их производство в крестьянских хозяйствах и способствуя их включению в рыночную (экспортную) экономику[31].

Индийский крупный бизнес, в свою очередь, конкурируя с иностранным капиталом, противостоял мелкому предпринимательству и ремесленному производству и создавал монопольное производство, главным образом в текстильной и легкой промышленности. Представители торгово-ростовщических каст вкладывали деньги в строительство фабрик, закупая иностранную технику и вытесняя ремесло и мелкое предпринимательство.

Одновременно с этим возрастало аграрное перенаселение. Огромная безработица в городе и деревне, ужасающая нищета, периодические массовые голодовки в различных регионах характерны для колониального периода. Темпы роста национальной экономики в 1930-40-е гг. были очень низкими, иногда даже ниже, чем прирост населения.

Таким образом, перед Индией, ставшей самостоятельным государством, встала гигантская задача - создание независимой экономики, включающей индустриализацию, рост производства сельскохозяйственной продукции, создание эффективной экономической структуры и завоевание новых позиций в международном разделении труда. На базе экономического развития и роста производства требовали решения исключительно острые проблемы нищеты и голода, аграрного перенаселения и массовой городской и сельской безработицы.

Экономической развитие независимой Индии включает два этапа, два крупных периода: первый с конца 1940-х гг. до 1991 г. и второй - с 1991 г. до настоящего времени. Для каждого этапа характерна своя модель экономического развития страны и ее включения в мировую экономику.[32]

На первом этапе была официально принята концепция так называемого общества социалистического образца (social pattern society), под которым понималась смешанная экономика и импортзамещающая модель структурной модернизации с опорой на решающую роль государства и государственный сектор экономки (госкапитализм).[33]

Эта концепция включала ряд структурных элементов, которые более или менее последовательно осуществлялись в 50-80-е гг. XX в.

Это прежде всего был курс на индустриализацию и самообеспечение методами жесткого протекционизма, существенного ограничения импорта как потребительских товаров, так и ряда средств производства, которые могли производиться в Индии.

Индустриализация, которая изначально была неразрывно связана с государственным сектором, означала, в первую очередь, создание и развитие базовых отраслей, обеспечивающих производство и экономику в целом топливом, металлом, промышленным оборудованием и сырьем. Государственный и частный секторы в промышленности развивались параллельно в рамках государственного регулирования[34].

В 50-е гг. XX в. все отрасли промышленности были официально разделены на три группы: список А, список В и не включенные в списки[35].

Отрасли списка А были полностью зарезервированы за госсектором[36]. В эту группу вошли оборонная промышленность, атомная энергетика, тяжелое и энергетическое машиностроение, авиационная промышленность и судостроение, добыча угля, нефти, железной и марганцевой руд, электростанции и электрические сети, а также воздушный транспорт и железные дороги.

Список В охватывал многие отрасли машиностроения, химическую и медицинскую промышленность, морской и автомобильный транспорт[37]. Здесь также должны были преобладать предприятия госсектора, а создание частных фирм требовало специальных лицензий.

Отрасли, не внесенные в списки, были отданы в сферу частного предпринимательства целиком. Но специальное законодательство ограничивало деятельность крупнейших частных фирм с целью «не допустить концентрацию экономической власти в руках немногих».[38]

Было ограничено фабрично-заводское производство большого ассортимента изделий легкой (включая национальную одежду) и пищевой промышленности, чтобы обеспечить работой мелкое и ремесленное производство и деревенские промыслы. Государство поощряет мелкое и среднее предпринимательство.

Была проведена (путем выкупа) национализация крупнейших банков и страховых компаний. Это позволило расширить сеть финансово-кредитных учреждений и способствовало финансированию приоритетных отраслей экономики, в том числе в сельском хозяйстве и мелкой промышленности. И в настоящее время государственные банки контролируют кредитно-денежную систему Индии. Государственные органы получили возможность контролировать часть цен на средства производства и - через государственные закупки - на сельскохозяйственную продукцию.

Важным инструментом экономической стратегии, разработанной в 1950-60-е гг., было долгосрочное планирование в виде пятилетних планов, увязывающих вопросы производства, потребления, занятости и других экономических и социальных факторов. Составление пятилетних планов началось еще в 1951 г., с 1980 г. существует правительственная плановая комиссия, которую возглавляет премьер-министр. Индийские пятилетние планы включают проектируемые расходы на развитие отдельных отраслей хозяйства и социальных программ, финансовые ресурсы и их источники (федеральный бюджет, бюджеты штатов, частный капитал, иностранная помощь), контрольные цифры важнейших экономических показателей, в том числе инвестиций, а также ряд натуральных показателей[39].

Одновременно с процессом индустриализации осуществлялись аграрные реформы, имеющие колоссальное значение для аграрной страны с абсолютным преобладанием сельского населения и архаичными производственными отношениями в деревне. Они проводились на уровне штатов, в зависимости от конкретных условий регионов, в их ходе были установлены ограничения размеров землевладения и упорядочены арендные отношения. Экспроприация земли не практиковалась. Это дало активный толчок развитию сельского хозяйства[40].

Рост производства сельскохозяйственной продукции, очень значительный, был связан, помимо прочих условий, с так называемой зеленой революцией, характерной и для ряда других развивающихся стран в 60-70-е гг. прошлого столетия. Зеленая революция характеризуется ростом урожайности, прежде всего зерновых культур, в результате введения новых сортов, искусственного орошения, передовых методов земледелия и механизации. Процесс этот потребовал также расширения сети кредитных учреждений, создания большого числа предприятий, снабжающих земледельцев электроэнергией, удобрениями, различного рода услугами, а также осуществления ряда специальных программ сельского развития. Считается, что к началу 1980-х гг. Индия достигла самообеспечения по продовольствию (с учетом низкого уровня потребления) и стала экспортом продовольствия.[41]

Модель импортзаменяющей структурной модернизации с опорой на ключевую роль государственного сектора позволила решить ряд важных проблем социально-экономического развития страны. Однако в то же время выявился ряд диспропорций и противоречий в промышленной политике, нехватка и даже сокращение инвестиций в отдельные годы, проблемы с платежным балансом и дефицитом бюджета.

Закрытость экономики, жесткий протекционизм и строгая регламентация, в свое время сыгравшие положительную роль в развитии, пришли в определенное противоречие с новейшими тенденциями мировой экономики, с интересами как монополистического капитала, так и нового слоя предпринимателей, создавших сотни тысяч мелких и средних предприятий, и богатых фермеров, выигравших от аграрной реформы.

Бюрократизация и непосредственное вмешательство государства в деятельность предприятий, ослабление конкуренции, ограничения в отношении иностранного капитала стали тормозом для экономики.

Все это обусловило переход к новому этапу развития, сущность которого составила общая либерализация экономики и переход на экспортноориентированную модель, характерную для новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии, а также и для Китая.

Либерализация экономики началась еще в 80-е гг. и значительно ускорилась в 90-е гг. XX в. Официально переход к новому этапу развития экономки был оформлен в 1991 г. провозглашением экономической реформы, получившей название новой индустриальной политики[42].

Реформы касались трансформации госсектора и государственного регулирования экономики в целом.

Индийские экономические реформы совпали по времени с переходом от централизованной плановой экономки к рыночным отношениям в странах Центральной и Восточной Европы и СНГ. Но индийские реформы существенно отличались. Рыночная экономика в Индии существовала всегда. Реформы проводились эволюционным путем, не было необходимости в резком, шоковом переходе от одной модели развития к другой, более эффективной. Не было и спада производства. Альтернативой приватизации стала коммерциализация предприятий госсектора, их рыночная трансформация, в том числе частичное акционирование. Регулирующая роль государства сохранилась, хотя и значительно модифицировалась, приблизившись к образцу новых индустриальных государств Восточной и Юго-Восточной Азии.

Реформы проводятся последовательно, несмотря на смену нескольких правительств, с активным участием международных финансовых институтов.

Изменение характера планирования (действовал пятилетний план на 2002-2007 гг.) Государство переходит от прямого вмешательства в экономику к индикативному планированию, стимулирует частных инвесторов в приоритетных направлениях, расширяет экономические права штатов и местного самоуправления[43].

Экономические реформы 1990-х гг. дали новый импульс экономическому развитию Индии, что положительно сказалось на темпах роста экономики.

В процессе экономического развития коренным образом изменилась структура валового внутреннего продукта. Я д р о м  э к о н о м и ч е с к о г о  р а з в и т и я  и  э к о н о м и ч е с к о й  п о л и т и к и  с о в р е м е н н о й  И н д и и  в ы с т у п а е т  и н д у с т р и а л и з а ц и я . О д н о в р е м е н н о  с  э т и м , н а ч и н а я  с  1 9 8 0 -9 0 -х . г г . в  и н д и й с к о й  э к о н о м и к е  н а б л ю д а е т с я  т е н д е н ц и я  к  п о с т и н д у с т р и а л ь н о м у  р а з в и т и ю , к  р о с т у  у д е л ь н о г о  в е с а  к о м п ь ю т е р н о -и н ф о р м а ц и о н н ы х , и н ж и н и р и н г о в ы х  и  д е л о в ы х  у с л у г .

Ф о р с и р о в а н н а я  и н д у с т р и а л и з а ц и я  в  г о с у д а р с т в е н н о м  с е к т о р е  о т н о с и т с я  к  п е р и о д у  1 9 5 6 -1 9 6 6  г г ., к о г д а  б ы л и  п о с т р о е н ы  к р у п н ы е  п р е д п р и я т и я  в  э н е р г е т и ч е с к о м  к о м п л е к с е , ч е р н о й  м е т а л л у р г и и , х и м и ч е с к о й  п р о м ы ш л е н н о с т и , т я ж е л о м  м а ш и н о с т р о е н и и , п р о и з в о д с т в е  в о о р у ж е н и й [44] .

П р о и з о ш л и  о п р е д е л е н н ы е  с д в и г и  и  в  д е м о г р а ф и ч е с к и х  п р о ц е с с а х . О н и  с о с т о я л и  в  с н и ж е н и и  с м е р т н о с т и  з а  в т о р у ю  п о л о в и н у  X X  в . в  3  р а з а  ( н а  т ы с я ч у  ч е л о в е к  н а с е л е н и я ) , а  р о ж д а е м о с т и  - н а  т р е т ь . О ж и д а е м а я  с р е д н я я  п р о д о л ж и т е л ь н о с т ь  ж и з н и  в ы р о с л а  с  3 3  д о  6 2  л е т . С н и ж е н и е  с м е р т н о с т и  и  р о с т  п р о д о л ж и т е л ь н о с т и  ж и з н и  о б ъ я с н я е т с я  п р е ж д е  в с е г о  б о р ь б о й  с  э п и д е м и я м и  и  д р у г и м и  с а н и т а р н о -г и г и е н и ч е с к и м и  м е р о п р и я т и я м и . У р о в е н ь  г р а м о т н о с т и , у ч и т ы в а е м ы й  в  п е р е п и с я х  н а с е л е н и я , т а к ж е  в ы р о с  б о л е е  ч е м  в  3  р а з а  - д о  2 / 3  н а с е л е н и я  с т а р ш е  5  л е т .[45] 

В ы с о к и й  п р и р о с т  н а с е л е н и я  - н а  у р о в н е  1 ,5 -2 %  в  г о д  с о х р а н я е т с я , и  э т о  о к а з ы в а е т  д в о я к о е  в л и я н и е  н а  р а з в и т и е  э к о н о м и к и . С  о д н о й  с т о р о н ы , и н д и й с к о е  н а с е л е н и е  м о л о д о е , м о л о д е ж ь  г р а м о т н а я , а  э т о  с о з д а е т  х о р о ш и е  у с л о в и я  д л я  р о с т а  э к о н о м и к и , в  т о м  ч и с л е  е е  с о в р е м е н н ы х  о т р а с л е й .

О с о б а я  р о л ь  з д е с ь  п р и н а д л е ж и т  р а с т у щ е м у  и н д и й с к о м у  с р е д н е м у  к л а с с у , к о т о р ы й  с о с т а в л я е т  2 5 -3 0 %  н а с е л е н и я , т .е . 2 5 0 -3 0 0  м л н  ч е л[46] . Р о с т  с р е д н е г о  к л а с с а  с в я з а н  с  а к т и в н о с т ь ю  в  г о р о д с к о м  и  с е л ь с к о м  б и з н е с е , о н  о т л и ч а е т с я  т а к ж е  п о т р е б л е н и е м  н е  т о л ь к о  о б ы ч н ы х  п о т р е б и т е л ь с к и х  т о в а р о в , н о  и  в ы с о к о т е х н о л о г и ч н о й  п р о д у к ц и и  и  с о в р е м е н н ы х  у с л у г .[47]  С  д р у г о й  с т о р о н ы , в  р е з у л ь т а т е  в ы с о к и х  т е м п о в  е с т е с т в е н н о г о  п р и р о с т а  с о х р а н я е т с я  з а с т о й н о е  п е р е н а с е л е н и е , з а т р у д н я е т с я  б о р ь б а  с  б е д н о с т ь ю  о г р о м н ы х  м а с с  к а к  с е л ь с к о г о , т а к  и  г о р о д с к о г о  н а с е л е н и я , о к а з а в ш е г о с я  н а  п е р и ф е р и и  э к о н о м и ч е с к о г о  р о с т а . П а р а д о к с а л ь н о , ч т о  а б с о л ю т н о е  к о л и ч е с т в о  н а с е л е н и я , ж и в у щ е г о  н и ж е  у р о в н я  б е д н о с т и , н е  у м е н ь ш а е т с я . В н у т р и  э т о й  г р у п п ы  и м е е т с я  е щ е  с л о й  э к с т р е м а л ь н ы х  б е д н я к о в , б е д н е й ш и х  и з  б е д н ы х , о с о б е н н о  м н о г о ч и с л е н н ы х  в  г у с т о н а с е л е н н ы х  с е в е р о -в о с т о ч н ы х  ш т а т а х . В ы т е с н я е м о е  и з  с е л ь с к о й  м е с т н о с т и  « л и ш н е е »  н а с е л е н и е  о с е д а е т  п р е ж д е  в с е г о  в  к р у п н ы х  г о р о д с к и х  а г л о м е р а ц и я х , о б р а з у я  н а  и х  о к р а и н а х  о б ш и р н ы е  т р у щ о б н ы е  п о с е л е н и я  ( s l u m s ) .

П л а н о в о й  к о м и с с и е й  И н д и и  р а з р а б о т а н  и  о п у б л и к о в а н  д о к л а д  - п р о г н о з  « И н д и я  - в и д е н и е  2 0 2 0 »[48] . В  д о к л а д е  к о н с т а т и р у ю т с я  з а в о е в а н и я  И н д и и , е е  н о в о е  м е с т о  в  м и р о в о й  э к о н о м и к е  и  в ы д в и г а ю т с я  о с н о в н ы е  н а п р а в л е н и я , к о т о р ы е  п о з в о л я т  о б е с п е ч и т ь  в ы с о к и е  т е м п ы  э к о н о м и ч е с к о г о  р о с т а  п р и  о д н о в р е м е н н о м  п о с т е п е н н о м  р е ш е н и и  с о ц и а л ь н ы х , р е г и о н а л ь н ы х  и  э к о л о г и ч е с к и х  п р о б л е м . П р о г н о з и р у е т с я  п о д д е р ж а н и е  р о с т а  В В П  н а  у р о в н е  8 -1 0 %  в  г о д , а  п р о м ы ш л е н н о г о  п р о и з в о д с т в а  н а  у р о в н е  1 0 %  в  г о д .[49] 

В  к а ч е с т в е  п р и о р и т е т о в  в  э к о н о м и к е  и  с о ц и а л ь н о й  с ф е р а х  в ы д е л я ю т с я  с л е д у ю щ и е  п я т ь  с е к т о р о в .

1 . С е л ь с к о е  х о з я й с т в о , о с о б е н н о  р о с т  п р о и з в о д с т в а  з е р н о в ы х . П р е д п о л а г а е т с я , ч т о  в  а г р о п р о м ы ш л е н н о м  с е к т о р е  б у д е т  п р о д о л ж е н  п р о ц е с с  з е л е н о й  р е в о л ю ц и и . Е е  н а п р а в л е н и я  - р а з р а б о т к а  и  в н е д р е н и е  н о в ы х  т е х н о л о г и й  в  п р о и з в о д с т в о , х р а н е н и е  и  м а р к е т и н г  п р о д у к ц и и , о б е с п е ч е н и е  с е л ь с к о г о  н а с е л е н и я  у с л у г а м и , к р е д и т н а я  и  и н ф о р м а ц и о н н а я  п о д д е р ж к а  ф е р м е р о в .

2 . О п е р е ж а ю щ е е  р а з в и т и е  э л е к т р о э н е р г е т и к и , в  т о м  ч и с л е  а т о м н о й .

3 . И н в е с т и ц и и  в  о б р а з о в а н и е  и  з д р а в о о х р а н е н и е , к о т о р ы е  д о л ж н ы  п о в ы с и т ь  к а ч е с т в о  ж и з н и  и  б л а г о с о с т о я н и е  н а р о д а .

4 . У с к о р е н н о е  р а з в и т и е  и н ф о р м а ц и о н н ы х  т е х н о л о г и й  к а к  я д р а  н о в о й  э к о н о м и к и .

5 . П р и о р и т е т н о е  в н и м а н и е  к  о т р а с л я м  п р о м ы ш л е н н о с т и , к о т о р ы е  н а з в а н ы  с т р а т е г и ч е с к и м и  ( о б о р о н н о -п р о м ы ш л е н н ы й  к о м п л е к с , э л е к т р о н и к а , а в и а с т р о е н и е , а т о м н а я , а э р о к о с м и ч е с к а я  о т р а с л и , т е л е к о м м у н и к а ц и и ) .[50] 

Наши рекомендации