Либеральные реформы и формирование рыночной экономики
Современная экономика Индии развивается в условиях структурной трансформации и решения многочисленных внутренних экономических и социальных проблем. Одновременно с этим Индия завоевывает самостоятельные позиции в мировой экономике и вовлечена в процесс глобализации. Развитие страны после завоевания независимости происходит на базе рыночной экономики при значительной, а в определенный период и решающей, роли государства.
Социально-экономическая система, сложившаяся в колониальный период, характеризовалась многоукладностью, сочетанием капиталистических и докапиталистических форм хозяйства. Иностранный (британский) капитал действовал на индийском рынке через экспорт своих товаров, создавая серьезную преграду развитию индийской промышленности. Иностранный капитал, вложенный в самой Индии, функционировал отдельно от индийского и в значительной мере противостоял ему. Даже участвуя в совместных предприятиях, иностранный капитал присваивал часть прибыли индийских предприятий и играл решающую роль в управлении и контроле[30].
Тем не менее иностранный капитал создал важную инфраструктурную часть рыночной экономики (железные дороги, порты, связь), плантационное хозяйство (чай), а также товарное производство хлопка, джута, кофе, каучука, пряностей, поощряя их производство в крестьянских хозяйствах и способствуя их включению в рыночную (экспортную) экономику[31].
Индийский крупный бизнес, в свою очередь, конкурируя с иностранным капиталом, противостоял мелкому предпринимательству и ремесленному производству и создавал монопольное производство, главным образом в текстильной и легкой промышленности. Представители торгово-ростовщических каст вкладывали деньги в строительство фабрик, закупая иностранную технику и вытесняя ремесло и мелкое предпринимательство.
Одновременно с этим возрастало аграрное перенаселение. Огромная безработица в городе и деревне, ужасающая нищета, периодические массовые голодовки в различных регионах характерны для колониального периода. Темпы роста национальной экономики в 1930-40-е гг. были очень низкими, иногда даже ниже, чем прирост населения.
Таким образом, перед Индией, ставшей самостоятельным государством, встала гигантская задача - создание независимой экономики, включающей индустриализацию, рост производства сельскохозяйственной продукции, создание эффективной экономической структуры и завоевание новых позиций в международном разделении труда. На базе экономического развития и роста производства требовали решения исключительно острые проблемы нищеты и голода, аграрного перенаселения и массовой городской и сельской безработицы.
Экономической развитие независимой Индии включает два этапа, два крупных периода: первый с конца 1940-х гг. до 1991 г. и второй - с 1991 г. до настоящего времени. Для каждого этапа характерна своя модель экономического развития страны и ее включения в мировую экономику.[32]
На первом этапе была официально принята концепция так называемого общества социалистического образца (social pattern society), под которым понималась смешанная экономика и импортзамещающая модель структурной модернизации с опорой на решающую роль государства и государственный сектор экономки (госкапитализм).[33]
Эта концепция включала ряд структурных элементов, которые более или менее последовательно осуществлялись в 50-80-е гг. XX в.
Это прежде всего был курс на индустриализацию и самообеспечение методами жесткого протекционизма, существенного ограничения импорта как потребительских товаров, так и ряда средств производства, которые могли производиться в Индии.
Индустриализация, которая изначально была неразрывно связана с государственным сектором, означала, в первую очередь, создание и развитие базовых отраслей, обеспечивающих производство и экономику в целом топливом, металлом, промышленным оборудованием и сырьем. Государственный и частный секторы в промышленности развивались параллельно в рамках государственного регулирования[34].
В 50-е гг. XX в. все отрасли промышленности были официально разделены на три группы: список А, список В и не включенные в списки[35].
Отрасли списка А были полностью зарезервированы за госсектором[36]. В эту группу вошли оборонная промышленность, атомная энергетика, тяжелое и энергетическое машиностроение, авиационная промышленность и судостроение, добыча угля, нефти, железной и марганцевой руд, электростанции и электрические сети, а также воздушный транспорт и железные дороги.
Список В охватывал многие отрасли машиностроения, химическую и медицинскую промышленность, морской и автомобильный транспорт[37]. Здесь также должны были преобладать предприятия госсектора, а создание частных фирм требовало специальных лицензий.
Отрасли, не внесенные в списки, были отданы в сферу частного предпринимательства целиком. Но специальное законодательство ограничивало деятельность крупнейших частных фирм с целью «не допустить концентрацию экономической власти в руках немногих».[38]
Было ограничено фабрично-заводское производство большого ассортимента изделий легкой (включая национальную одежду) и пищевой промышленности, чтобы обеспечить работой мелкое и ремесленное производство и деревенские промыслы. Государство поощряет мелкое и среднее предпринимательство.
Была проведена (путем выкупа) национализация крупнейших банков и страховых компаний. Это позволило расширить сеть финансово-кредитных учреждений и способствовало финансированию приоритетных отраслей экономики, в том числе в сельском хозяйстве и мелкой промышленности. И в настоящее время государственные банки контролируют кредитно-денежную систему Индии. Государственные органы получили возможность контролировать часть цен на средства производства и - через государственные закупки - на сельскохозяйственную продукцию.
Важным инструментом экономической стратегии, разработанной в 1950-60-е гг., было долгосрочное планирование в виде пятилетних планов, увязывающих вопросы производства, потребления, занятости и других экономических и социальных факторов. Составление пятилетних планов началось еще в 1951 г., с 1980 г. существует правительственная плановая комиссия, которую возглавляет премьер-министр. Индийские пятилетние планы включают проектируемые расходы на развитие отдельных отраслей хозяйства и социальных программ, финансовые ресурсы и их источники (федеральный бюджет, бюджеты штатов, частный капитал, иностранная помощь), контрольные цифры важнейших экономических показателей, в том числе инвестиций, а также ряд натуральных показателей[39].
Одновременно с процессом индустриализации осуществлялись аграрные реформы, имеющие колоссальное значение для аграрной страны с абсолютным преобладанием сельского населения и архаичными производственными отношениями в деревне. Они проводились на уровне штатов, в зависимости от конкретных условий регионов, в их ходе были установлены ограничения размеров землевладения и упорядочены арендные отношения. Экспроприация земли не практиковалась. Это дало активный толчок развитию сельского хозяйства[40].
Рост производства сельскохозяйственной продукции, очень значительный, был связан, помимо прочих условий, с так называемой зеленой революцией, характерной и для ряда других развивающихся стран в 60-70-е гг. прошлого столетия. Зеленая революция характеризуется ростом урожайности, прежде всего зерновых культур, в результате введения новых сортов, искусственного орошения, передовых методов земледелия и механизации. Процесс этот потребовал также расширения сети кредитных учреждений, создания большого числа предприятий, снабжающих земледельцев электроэнергией, удобрениями, различного рода услугами, а также осуществления ряда специальных программ сельского развития. Считается, что к началу 1980-х гг. Индия достигла самообеспечения по продовольствию (с учетом низкого уровня потребления) и стала экспортом продовольствия.[41]
Модель импортзаменяющей структурной модернизации с опорой на ключевую роль государственного сектора позволила решить ряд важных проблем социально-экономического развития страны. Однако в то же время выявился ряд диспропорций и противоречий в промышленной политике, нехватка и даже сокращение инвестиций в отдельные годы, проблемы с платежным балансом и дефицитом бюджета.
Закрытость экономики, жесткий протекционизм и строгая регламентация, в свое время сыгравшие положительную роль в развитии, пришли в определенное противоречие с новейшими тенденциями мировой экономики, с интересами как монополистического капитала, так и нового слоя предпринимателей, создавших сотни тысяч мелких и средних предприятий, и богатых фермеров, выигравших от аграрной реформы.
Бюрократизация и непосредственное вмешательство государства в деятельность предприятий, ослабление конкуренции, ограничения в отношении иностранного капитала стали тормозом для экономики.
Все это обусловило переход к новому этапу развития, сущность которого составила общая либерализация экономики и переход на экспортноориентированную модель, характерную для новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии, а также и для Китая.
Либерализация экономики началась еще в 80-е гг. и значительно ускорилась в 90-е гг. XX в. Официально переход к новому этапу развития экономки был оформлен в 1991 г. провозглашением экономической реформы, получившей название новой индустриальной политики[42].
Реформы касались трансформации госсектора и государственного регулирования экономики в целом.
Индийские экономические реформы совпали по времени с переходом от централизованной плановой экономки к рыночным отношениям в странах Центральной и Восточной Европы и СНГ. Но индийские реформы существенно отличались. Рыночная экономика в Индии существовала всегда. Реформы проводились эволюционным путем, не было необходимости в резком, шоковом переходе от одной модели развития к другой, более эффективной. Не было и спада производства. Альтернативой приватизации стала коммерциализация предприятий госсектора, их рыночная трансформация, в том числе частичное акционирование. Регулирующая роль государства сохранилась, хотя и значительно модифицировалась, приблизившись к образцу новых индустриальных государств Восточной и Юго-Восточной Азии.
Реформы проводятся последовательно, несмотря на смену нескольких правительств, с активным участием международных финансовых институтов.
Изменение характера планирования (действовал пятилетний план на 2002-2007 гг.) Государство переходит от прямого вмешательства в экономику к индикативному планированию, стимулирует частных инвесторов в приоритетных направлениях, расширяет экономические права штатов и местного самоуправления[43].
Экономические реформы 1990-х гг. дали новый импульс экономическому развитию Индии, что положительно сказалось на темпах роста экономики.
В процессе экономического развития коренным образом изменилась структура валового внутреннего продукта. Я д р о м э к о н о м и ч е с к о г о р а з в и т и я и э к о н о м и ч е с к о й п о л и т и к и с о в р е м е н н о й И н д и и в ы с т у п а е т и н д у с т р и а л и з а ц и я . О д н о в р е м е н н о с э т и м , н а ч и н а я с 1 9 8 0 -9 0 -х . г г . в и н д и й с к о й э к о н о м и к е н а б л ю д а е т с я т е н д е н ц и я к п о с т и н д у с т р и а л ь н о м у р а з в и т и ю , к р о с т у у д е л ь н о г о в е с а к о м п ь ю т е р н о -и н ф о р м а ц и о н н ы х , и н ж и н и р и н г о в ы х и д е л о в ы х у с л у г .
Ф о р с и р о в а н н а я и н д у с т р и а л и з а ц и я в г о с у д а р с т в е н н о м с е к т о р е о т н о с и т с я к п е р и о д у 1 9 5 6 -1 9 6 6 г г ., к о г д а б ы л и п о с т р о е н ы к р у п н ы е п р е д п р и я т и я в э н е р г е т и ч е с к о м к о м п л е к с е , ч е р н о й м е т а л л у р г и и , х и м и ч е с к о й п р о м ы ш л е н н о с т и , т я ж е л о м м а ш и н о с т р о е н и и , п р о и з в о д с т в е в о о р у ж е н и й [44] .
П р о и з о ш л и о п р е д е л е н н ы е с д в и г и и в д е м о г р а ф и ч е с к и х п р о ц е с с а х . О н и с о с т о я л и в с н и ж е н и и с м е р т н о с т и з а в т о р у ю п о л о в и н у X X в . в 3 р а з а ( н а т ы с я ч у ч е л о в е к н а с е л е н и я ) , а р о ж д а е м о с т и - н а т р е т ь . О ж и д а е м а я с р е д н я я п р о д о л ж и т е л ь н о с т ь ж и з н и в ы р о с л а с 3 3 д о 6 2 л е т . С н и ж е н и е с м е р т н о с т и и р о с т п р о д о л ж и т е л ь н о с т и ж и з н и о б ъ я с н я е т с я п р е ж д е в с е г о б о р ь б о й с э п и д е м и я м и и д р у г и м и с а н и т а р н о -г и г и е н и ч е с к и м и м е р о п р и я т и я м и . У р о в е н ь г р а м о т н о с т и , у ч и т ы в а е м ы й в п е р е п и с я х н а с е л е н и я , т а к ж е в ы р о с б о л е е ч е м в 3 р а з а - д о 2 / 3 н а с е л е н и я с т а р ш е 5 л е т .[45]
В ы с о к и й п р и р о с т н а с е л е н и я - н а у р о в н е 1 ,5 -2 % в г о д с о х р а н я е т с я , и э т о о к а з ы в а е т д в о я к о е в л и я н и е н а р а з в и т и е э к о н о м и к и . С о д н о й с т о р о н ы , и н д и й с к о е н а с е л е н и е м о л о д о е , м о л о д е ж ь г р а м о т н а я , а э т о с о з д а е т х о р о ш и е у с л о в и я д л я р о с т а э к о н о м и к и , в т о м ч и с л е е е с о в р е м е н н ы х о т р а с л е й .
О с о б а я р о л ь з д е с ь п р и н а д л е ж и т р а с т у щ е м у и н д и й с к о м у с р е д н е м у к л а с с у , к о т о р ы й с о с т а в л я е т 2 5 -3 0 % н а с е л е н и я , т .е . 2 5 0 -3 0 0 м л н ч е л[46] . Р о с т с р е д н е г о к л а с с а с в я з а н с а к т и в н о с т ь ю в г о р о д с к о м и с е л ь с к о м б и з н е с е , о н о т л и ч а е т с я т а к ж е п о т р е б л е н и е м н е т о л ь к о о б ы ч н ы х п о т р е б и т е л ь с к и х т о в а р о в , н о и в ы с о к о т е х н о л о г и ч н о й п р о д у к ц и и и с о в р е м е н н ы х у с л у г .[47] С д р у г о й с т о р о н ы , в р е з у л ь т а т е в ы с о к и х т е м п о в е с т е с т в е н н о г о п р и р о с т а с о х р а н я е т с я з а с т о й н о е п е р е н а с е л е н и е , з а т р у д н я е т с я б о р ь б а с б е д н о с т ь ю о г р о м н ы х м а с с к а к с е л ь с к о г о , т а к и г о р о д с к о г о н а с е л е н и я , о к а з а в ш е г о с я н а п е р и ф е р и и э к о н о м и ч е с к о г о р о с т а . П а р а д о к с а л ь н о , ч т о а б с о л ю т н о е к о л и ч е с т в о н а с е л е н и я , ж и в у щ е г о н и ж е у р о в н я б е д н о с т и , н е у м е н ь ш а е т с я . В н у т р и э т о й г р у п п ы и м е е т с я е щ е с л о й э к с т р е м а л ь н ы х б е д н я к о в , б е д н е й ш и х и з б е д н ы х , о с о б е н н о м н о г о ч и с л е н н ы х в г у с т о н а с е л е н н ы х с е в е р о -в о с т о ч н ы х ш т а т а х . В ы т е с н я е м о е и з с е л ь с к о й м е с т н о с т и « л и ш н е е » н а с е л е н и е о с е д а е т п р е ж д е в с е г о в к р у п н ы х г о р о д с к и х а г л о м е р а ц и я х , о б р а з у я н а и х о к р а и н а х о б ш и р н ы е т р у щ о б н ы е п о с е л е н и я ( s l u m s ) .
П л а н о в о й к о м и с с и е й И н д и и р а з р а б о т а н и о п у б л и к о в а н д о к л а д - п р о г н о з « И н д и я - в и д е н и е 2 0 2 0 »[48] . В д о к л а д е к о н с т а т и р у ю т с я з а в о е в а н и я И н д и и , е е н о в о е м е с т о в м и р о в о й э к о н о м и к е и в ы д в и г а ю т с я о с н о в н ы е н а п р а в л е н и я , к о т о р ы е п о з в о л я т о б е с п е ч и т ь в ы с о к и е т е м п ы э к о н о м и ч е с к о г о р о с т а п р и о д н о в р е м е н н о м п о с т е п е н н о м р е ш е н и и с о ц и а л ь н ы х , р е г и о н а л ь н ы х и э к о л о г и ч е с к и х п р о б л е м . П р о г н о з и р у е т с я п о д д е р ж а н и е р о с т а В В П н а у р о в н е 8 -1 0 % в г о д , а п р о м ы ш л е н н о г о п р о и з в о д с т в а н а у р о в н е 1 0 % в г о д .[49]
В к а ч е с т в е п р и о р и т е т о в в э к о н о м и к е и с о ц и а л ь н о й с ф е р а х в ы д е л я ю т с я с л е д у ю щ и е п я т ь с е к т о р о в .
1 . С е л ь с к о е х о з я й с т в о , о с о б е н н о р о с т п р о и з в о д с т в а з е р н о в ы х . П р е д п о л а г а е т с я , ч т о в а г р о п р о м ы ш л е н н о м с е к т о р е б у д е т п р о д о л ж е н п р о ц е с с з е л е н о й р е в о л ю ц и и . Е е н а п р а в л е н и я - р а з р а б о т к а и в н е д р е н и е н о в ы х т е х н о л о г и й в п р о и з в о д с т в о , х р а н е н и е и м а р к е т и н г п р о д у к ц и и , о б е с п е ч е н и е с е л ь с к о г о н а с е л е н и я у с л у г а м и , к р е д и т н а я и и н ф о р м а ц и о н н а я п о д д е р ж к а ф е р м е р о в .
2 . О п е р е ж а ю щ е е р а з в и т и е э л е к т р о э н е р г е т и к и , в т о м ч и с л е а т о м н о й .
3 . И н в е с т и ц и и в о б р а з о в а н и е и з д р а в о о х р а н е н и е , к о т о р ы е д о л ж н ы п о в ы с и т ь к а ч е с т в о ж и з н и и б л а г о с о с т о я н и е н а р о д а .
4 . У с к о р е н н о е р а з в и т и е и н ф о р м а ц и о н н ы х т е х н о л о г и й к а к я д р а н о в о й э к о н о м и к и .
5 . П р и о р и т е т н о е в н и м а н и е к о т р а с л я м п р о м ы ш л е н н о с т и , к о т о р ы е н а з в а н ы с т р а т е г и ч е с к и м и ( о б о р о н н о -п р о м ы ш л е н н ы й к о м п л е к с , э л е к т р о н и к а , а в и а с т р о е н и е , а т о м н а я , а э р о к о с м и ч е с к а я о т р а с л и , т е л е к о м м у н и к а ц и и ) .[50]