Этапы работы над проектами
Этапы | Содержание работы | Деятельность студента | Деятельность преподавателя |
1. Начинание | Определение темы, уточнение целей, исходного положения. Выбор рабочей группы. | Уточняют информацию. Обсуждают задание. | Мотивирует студентов. Объясняет цели проекта. Наблюдает. |
2. Планирование | Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде. | Формирует задачи. Уточняют информацию (источники). Выбирают и обосновывают свои критерии успеха. | Помогает в анализе и синтезе (по просьбе). Наблюдает. |
3. Исследование | Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Выполнение проекта. | Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование и работают над проектом. Оформляют проект. | Наблюдает. Консультирует. Советует (по просьбе). |
4. Защита проекта | Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка. | Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта. | Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта. |
5. Рефлексия | Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели. | Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке. | Наблюдает. Направляет процесс анализа (если необходимо). |
6. Презентация | Рассказ о понимании проекта, о выбранном пути решения проблемы. Демонстрация результата продукта работы над проектом. | Выбирают вид и форму презентации проекта. Кратко, но достаточно полно, рассказывают о постановке и решении задач проекта. | Наблюдает, обобщает, резюмирует. |
МЕТОД ПОРТФОЛИО
Метод портфолио (итал. portfolio — 'портфель, англ. - папка для документов) - современная образовательная технология, в основе которой используется метод аутентичного оценивания результатов образовательной и профессиональной деятельности.
Портфолио как подборка сертифицированных достижений, наиболее значимых работ и отзывов на них.
Виды портфолио в вузе:
Деятельность
1. индивидуальная (портфолио студента, аспиранта,выпускника вуза)
2. групповая (портфолио студенческой группы
образовательная (портфолио кафедры, факультета, специализации,вуза)
3. профессиональная (портфолио преподавателя, административного работника вуза)
В век информационных технологий и электронной коммуникации настоятельно рекомендуется, чтобы студенты развивали онлайн-портфолио (электронное).
МЕТОД РАБОТЫ В МАЛЫХ ГРУППАХ.
Работа в малых группах – это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем обучающимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия).
При организации групповой работы, следует обращать внимание на следующие ее аспекты:
· Нужно убедиться, что учащиеся обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания. Нехватка знаний очень скоро даст о себе знать – учащиеся не станут прилагать усилий для выполнения задания.
· Надо стараться сделать свои инструкции максимально четкими. Маловероятно, что группа сможет воспринять более одной или двух, даже очень четких, инструкций за один раз, поэтому надо записывать инструкции на доске и (или) карточках.
· Надо предоставлять группе достаточно времени на выполнение задания.
Цель:продемонстрировать сходство или различия определенных явлений, выработать стратегию или разработать план, выяснить отношение различных групп участников к одному и тому же вопросу.
Задачи:
1.Развитие навыков общения и взаимодействия в группе.
2.Формирование ценностно-ориентационного единства группы.
3.Поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации.
Методика применения:
Организационный этап.
Подбор практического задания, отвечающего следующим критериям:
· не имеет однозначного и односложного ответа или решения
· является практическим и полезным для учащихся
· связано с жизнью учащихся
· вызывает интерес у учащихся
· максимально служит целям обучения.
Группа студентов делится на несколько малых групп. Количество групп определяется числом творческих заданий, которые будут обсуждаться в процессе занятия.
Малые группы формируются либо по желанию студентов, либо по родственной тематике для обсуждения.
Малые группы занимают определенное пространство, удобное для обсуждения на уровне группы. В группе определяются спикер, оппоненты, эксперты.
Спикер занимает лидирующую позицию, организует обсуждение на уровне группы, формулирует общее мнение малой группы.
Оппонентвнимательно слушает предлагаемые позиции во время дискуссии и формулирует вопросы по предлагаемой информации.
Экспертформирует оценочное суждение по предлагаемой позиции своей малой группы и сравнивает с предлагаемыми позициями других групп.