Самостоятельная работа студентов. ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зав. выпускающей кафедрой Декан торгово-экономического факультета
Оценка бизнеса и конкурентоспособности
______________________И.И. Просвирина _________________И.Ю. Окольнишникова
«____»_________________________2012 г. «____» ________________________2012 г.
   
     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины Б.3.01 Микроэкономика………………………………….…………..……………….

(указывается индекс дисциплины и наименование в соответствии с учебным планом)

для 080100.62 Экономика………………………………………………………………………………

(указывается код направления/специальности (по Перечню 2011 года), через точку код уровня квалификации и наименование направления/специальности, далее для магистерской программы указывается ее название)

профиль подготовки [специализация] …………………………………….

(указывается профиль подготовки/специализация, если имеется, в соответствии с учебным планом)

форма обучения очная…………………………………………………………………………………..

(перечисляются формы обучения, для которых предназначена программа)

кафедра-разработчик «Оценка бизнеса и конкурентоспособности»…………………….

(указывается наименование кафедры-разработчика программы)

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100.62 Экономика (подставляется из поля «для» код специальности /направления и код квалификации), утвержденным приказом Минобрнауки от ____________ (вводится дата) № ____ (вводится номер)

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры ______________________ ____________№ протокола от _____________года

[сведения о пролонгации]

Зав. кафедрой разработчика, д.э.н., проф. И.И. Просвирина_________________________

(ученое звание, должность, И.О. Ф., подпись)

Ученый секретарь кафедры____________________

(ученое звание, должность, И.О. Ф., подпись)

Разработчик программы_______________________

(ученое звание, должность, И.О. Ф., подпись)

Рецензент, ___

(место работы, занимаемая должность, И.О. Ф., подпись)

Челябинск 2012

1. Цели и задачи дисциплины (текстовое поле до 2500 знаков)

Целью изучения дисциплины является формирование у студентов единой системы экономических знаний основ микроэкономической теории, рыночного механизма функционирования экономических субъектов хозяйствования и экономического мышления для принятия оптимальных решений по совершенствованию деятельности микроэкономических субъектов. В процессе изучения дисциплины необходимо решить следующие задачи: - овладение базовыми понятиями микроэкономики; - усвоение основных понятий и категорий; - изучение экономических явлений и процессов на микроуровне; - изучение механизма рыночного спроса и предложения; - изучение поведения основных хозяйствующих субъектов рыночной экономики; - изучение специфики разных рыночных структур; - умение использовать источники для принятия оптимальных решений на уровне фирмы, домохозяйства и отрасли экономики; - привить навыки самостоятельной оценки микроэкономических явлений с позиции рационализации хозяйственных процессов в « целях максимизации выгод и минимизации потерь»; - научить использовать приобретенные знания для оценки и прогнозирования состояния собственного бизнеса.

(Указываются цели освоения дисциплины, соотнесенные с общими целями ООП ВПО).

  1. Место дисциплины в структуре ООП [бакалавриата/ магистратуры/специалитета](выбирается автоматически в зависимости от кода квалификации)

Дисциплина входит в раздел «Б.3 Профессиональный цикл. Б.3.00 Базовая часть» ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО «Экономика» профиль «Банковское дело».

Перечень предшествующих дисциплин, видов работ Перечень последующих дисциплин, видов работ
  Б.1.01 Иностранный язык Б.1.02 Отечественная история Б.1.03 Философия Б.1.04 Правоведение Б.1.05 Социология Б.1.06 Психология Б.2.01 Линейная алгебра Б.2.02 Математический анализ Б.2.03 Теория вероятностей и математическая статистика Б.2.04 Методы оптимальных решений Б.3.02 Макроэкономика Б.3.03 Эконометрика Б.3.04 Статистика Б.3.05 Безопасность жизнедеятельности Б.3.06 Бухгалтерский учет и анализ Б.3.07 Деньги, кредит, банки Б.3.08 История экономических учений Б.3.09 Макроэкономическое планирование и прогнозирование Б.3.10 Маркетинг Б.3.11 Менеджмент Б.3.12 Мировая экономика и международные экономические отношения Б.3.13 Финансы Б.3.14 Экономический анализ Б.3.15 Экономика предприятия (организации) В.1.01 Деловой иностранный язык В.1.02 Русский язык и культура речи В.1.03 Основы социального государства В.1.04 Политология В.1.05 Культурология В.2.01 Информатика В.2.02 Финансовая математика В.2.03 Информационные технологии в экономике В.3.01 Экономическая история В.3.02 Налоги и налогообложение В.3.03 Финансовый менеджмент В.3.04 Аудит В.3.05 Рынок ценных бумаг В.3.06 Оценка стоимости бизнеса В.3.07 Логистика В.3.08 Ценообразование В.3.09 Страхование В.3.10 Инвестиции и инвестиционный анализ В.3.11 Международные валютные отношения и валютный рынок В.3.12 Бизнес-планирование В.3.13 Организация деятельности Центрального Банка РФ В.3.14 Организация деятельности коммерческого банка В.3.15 Управление банковскими рисками ДВ.1.01.01 Логика ДВ.1.02.01 Деловое общение ДВ.2.01.01 Основы системного анализа ДВ.2.02.01 Экология ДВ.3.01.01 Учет и операционная деятельность в банке ДВ.3.02.01 Банковское законодательство ДВ.3.03.01 Банковский менеджмент и маркетинг ДВ.3.04.01 Международные стандарты финансовой отчетности ДВ.3.05.01 Анализ и аудит финансового состояния банка ДВ.3.06.01 Бюджетная система РФ ДВ.3.07.01 Анализ кредитоспособности заемщика

(дисциплины и виды работ выбираются из учебного плана)

Требования к «входным» знаниям, умениям, навыкам студента, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин: (текстовое поле до 2500 знаков)

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-14; ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9……………………..

(список формируемых компетенций выбирается из учебного плана, списка компетенций соответствующего ФГОС)

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: (текстовое поле до 2500 знаков)

- теоретико-методологические основы дисциплины; - экономическую сущность и структуру рынка; - формирование спроса, предложения и механизм их взаимодействия; - методы определения рыночной цены, издержек, прибыли, убытков и оптимального выпуска продукции в различных рыночных структурах; - закономерности механизма функционирования экономических субъектов в условиях рыночной экономики; - типы и виды конкурентных отношений; - условия экономической оптимизации экономических субъектов; - пути минимизации издержек; - пути максимизации прибыли; - концепции, механизмы и пути рационализации потребительского поведения.

Уметь: (текстовое поле до 2500 знаков)

- анализировать становление цивилизованных рыночных отношений; - осмыслить суть хозяйственных процессов, происходящих в современной экономике; - определять прибыльность и убыточность предприятий; - анализировать сегменты и инфраструктуру различных рынков; - исследовать, аргументировать и формулировать теорию на основе сбора и анализа фактов; - определять методы эффективного управления и принятия решений по совершенствованию деятельности экономических субъектов; - оценивать причины и факторы изменчивости спроса и предложения; - оценивать эффективность рыночных структур; - определять наличие положительных и отрицательных внешних эффектов; - использовать приобретенные знания для расчетов экономических показателей, характеризующих деятельность экономических субъектов; - представить данные результаты в виде оценочных таблиц и графиков; - показать уровень экономического мышления и экономической культуры.

Владеть (уметь искусно пользоваться): (текстовое поле до 2500 знаков)

- методом альтернативных издержек для оценки рациональности экономического выбора; - спецификой ценообразования и производства в условиях совершенной конкуренции, монополии, монополистической конкуренции, олигополии; - механизмом выбора и принятия экономических решений отдельными субъектами; - методикой и практическими навыками расчета общих, средних, предельных величин и показателей эффективности функционирования предприятий; - техническими средствами и информационными технологиями при решении аналитических и исследовательских задач.

(заполняется из ФГОС)

4. Объем и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 (заполняется из учебного плана) зачетных единиц, 180 (заполняется из учебного плана) часа.

Вид учебной работы Всего часов Разделение по семестрам в часах. Номер семестра
I
Общая трудоемкость дисциплины
Аудиторные занятия
Лекции (Л)
Практические занятия, семинары (ПЗ)
Лабораторные работы (ЛР) и (или) другие виды аудиторных занятий    
Самостоятельная работа (СРС) · Курсовой проект · Курсовая работа · Реферат · Расчетно-графическая работа · Семестровое задание · Подготовка к экзамену, зачету · Другие виды самостоятельной работы            
Контроль самостоятельной работы студента (КСР)
Вид итогового контроля (ИА) (зачет, экзамен) экзамен экзамен

* номера семестров заполняются из учебного плана, всего часов по видам работ должно совпадать с учебным планом

Занятия лекционного типа не могут составлять более заданного соответствующим ФГОС % аудиторных занятий.

5. Содержание дисциплины

Номер раздела, темы Наименование разделов, тем дисциплины Объем занятий по видам в часах
Всего Л ПЗ ЛР СРС КСР Формы текущего контроля
I Рынок: функции и структура ­– Контрольная работа
Общая характеристика рыночной экономики 6,25 0,25 Проверочные тесты и к/р
Рынок: функции и структура 6,25 0,25 Проверочные тесты и к/р
Спрос и эластичность спроса 6,5 0,5 Проверочные тесты и к/р
Предложение и эластичность предложения 6,5 0,5 Проверочные тесты и к/р
Рыночное ценообразование   6,25 0,25 Проверочные тесты и к/р
Потребительское поведение 6,25 0,25 Проверочные тесты и к/р
Конкуренция и модели рынка. Совершенная конкуренция 7,5 0,5 Проверочные тесты и к/р
Чистая монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия 7,25 0,25 Проверочные тесты и к/р
Антимонопольное законодательство 7,25 0,25 Проверочные тесты и к/р
II Предпринимательство и фирмы Контрольная работа
Предприятие как основной субъект микроэкономики 9,5 0,5 Проверочные тесты и к/р
Организационно-правовые формы предприятий 9,5 0,5 Проверочные тесты и к/р
Фонды предприятия и их кругооборот 11,5 0,5 Проверочные тесты и к/р
Издержки предприятия 9,5 0,5 Проверочные тесты и к/р
Доходы и прибыль предприятия 10,5 0,5 Проверочные тесты и к/р
Проблема оптимизации объема производства 9,5 0,5 Проверочные тесты и к/р
III Рынок факторов производства Контрольная работа
Рынок труда и заработная плата. Проверочные тесты и к/р
Ссудный капитал и ссудный процент. Проверочные тесты и к/р
Рента и цена земли Проверочные тесты и к/р
Итого    

Содержание разделов (тем) дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
I Рынок: функции и структура Общая характеристика рыночной экономики. Рынок: функции и структура. Спрос, предложение и цена. Эластичность спроса и предложения. Потребительское поведение. Конкуренция и модели рынка. Совершенная конкуренция. Чистая монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное законодательство.
II Предпринимательство и фирмы Предприятие как основной субъект микроэкономики. Организационно-правовые формы предприятий. Фонды предприятия и их кругооборот. Издержки предприятия. Доходы и прибыль предприятия.
III Рынок факторов производства Рынок труда и заработная плата. Ссудный капитал и ссудный процент. Рента и цена земли

Лабораторные работы

Номер лабораторной работы Номер раздела Наименование и краткое содержание лабораторной работы Кол-во часов
       
       

Практические занятия

Номер занятия Номер раздела или темы Наименование и краткое содержание практических занятий Характер занятий и цель Кол-во часов  
Тема 1 Общая характеристика рыночной экономики Обсуждение контрольных вопросов и решение задач
Тема 2 Рынок: функции и структура Обсуждение контрольных вопросов и решение задач
Тема 3 Спрос и эластичность спроса Обсуждение контрольных вопросов и решение задач
Тема 4 Предложение и эластичность предложения Обсуждение контрольных вопросов и решение задач
Тема 5 Рыночное ценообразование   Обсуждение контрольных вопросов и решение задач
Тема 6 Потребительское поведение Обсуждение контрольных вопросов и решение задач
Тема 7 Конкуренция и модели рынка. Совершенная конкуренция Обсуждение контрольных вопросов и решение задач
Тема 8 Чистая монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия Обсуждение контрольных вопросов и решение задач
Тема 9 Антимонопольное законодательство Обсуждение контрольных вопросов и решение задач
Тема 10 Предприятие как основной субъект микроэкономики Обсуждение контрольных вопросов и решение задач
Тема 11 Организационно-правовые формы предприятий Обсуждение контрольных вопросов и решение задач
Тема 12 Фонды предприятия и их кругооборот Обсуждение контрольных вопросов и решение задач
Тема 13 Издержки предприятия Обсуждение контрольных вопросов и решение задач
Тема 14 Доходы и прибыль предприятия Обсуждение контрольных вопросов и решение задач
Тема 15 Проблема оптимизации объема производства Обсуждение контрольных вопросов и решение задач
13, 14 Тема 16 Рынок труда и заработная плата. Обсуждение контрольных вопросов и решение задач
15, 16 Тема 17 Ссудный капитал и ссудный процент. Обсуждение контрольных вопросов и решение задач
17, 18 Тема 18 Рента и цена земли Обсуждение контрольных вопросов и решение задач

Семинары

Номер семина-ра Номер раздела или темы Тема и краткое содержание семинара Характер и цель семинара Кол-во часов
         
         

Самостоятельная работа студентов

Номер раздела Наименование и содержание разделов, вынесенных на самостоятельную работу Вид работы Объем работы в часах для одного студента Список литературы (с указанием разделов, глав, страниц) Форма контроля
I Рынок: функции и структура Написание курсовой работы   Индивидуальные консультации с преподавателем
Выполнение домашних заданий   Проверка домашних заданий
II Предпринимательство и фирмы Написание курсовой работы   Индивидуальные консультации с преподавателем
Выполнение домашних заданий   Проверка домашних заданий
III Рынок факторов производства Написание курсовой работы   Индивидуальные консультации с преподавателем
Выполнение домашних заданий   Проверка домашних заданий

Наши рекомендации