Самостоятельная работа студентов. ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ | |
Зав. выпускающей кафедрой | Декан торгово-экономического факультета | |
Оценка бизнеса и конкурентоспособности | ||
______________________И.И. Просвирина | _________________И.Ю. Окольнишникова | |
«____»_________________________2012 г. | «____» ________________________2012 г. | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины Б.3.01 Микроэкономика………………………………….…………..……………….
(указывается индекс дисциплины и наименование в соответствии с учебным планом)
для 080100.62 Экономика………………………………………………………………………………
(указывается код направления/специальности (по Перечню 2011 года), через точку код уровня квалификации и наименование направления/специальности, далее для магистерской программы указывается ее название)
профиль подготовки [специализация] …………………………………….
(указывается профиль подготовки/специализация, если имеется, в соответствии с учебным планом)
форма обучения очная…………………………………………………………………………………..
(перечисляются формы обучения, для которых предназначена программа)
кафедра-разработчик «Оценка бизнеса и конкурентоспособности»…………………….
(указывается наименование кафедры-разработчика программы)
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100.62 Экономика (подставляется из поля «для» код специальности /направления и код квалификации), утвержденным приказом Минобрнауки от ____________ (вводится дата) № ____ (вводится номер)
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры ______________________ ____________№ протокола от _____________года
[сведения о пролонгации]
Зав. кафедрой разработчика, д.э.н., проф. И.И. Просвирина_________________________
(ученое звание, должность, И.О. Ф., подпись)
Ученый секретарь кафедры____________________
(ученое звание, должность, И.О. Ф., подпись)
Разработчик программы_______________________
(ученое звание, должность, И.О. Ф., подпись)
Рецензент, ___
(место работы, занимаемая должность, И.О. Ф., подпись)
Челябинск 2012
1. Цели и задачи дисциплины (текстовое поле до 2500 знаков)
Целью изучения дисциплины является формирование у студентов единой системы экономических знаний основ микроэкономической теории, рыночного механизма функционирования экономических субъектов хозяйствования и экономического мышления для принятия оптимальных решений по совершенствованию деятельности микроэкономических субъектов. В процессе изучения дисциплины необходимо решить следующие задачи: - овладение базовыми понятиями микроэкономики; - усвоение основных понятий и категорий; - изучение экономических явлений и процессов на микроуровне; - изучение механизма рыночного спроса и предложения; - изучение поведения основных хозяйствующих субъектов рыночной экономики; - изучение специфики разных рыночных структур; - умение использовать источники для принятия оптимальных решений на уровне фирмы, домохозяйства и отрасли экономики; - привить навыки самостоятельной оценки микроэкономических явлений с позиции рационализации хозяйственных процессов в « целях максимизации выгод и минимизации потерь»; - научить использовать приобретенные знания для оценки и прогнозирования состояния собственного бизнеса. |
(Указываются цели освоения дисциплины, соотнесенные с общими целями ООП ВПО).
- Место дисциплины в структуре ООП [бакалавриата/ магистратуры/специалитета](выбирается автоматически в зависимости от кода квалификации)
Дисциплина входит в раздел «Б.3 Профессиональный цикл. Б.3.00 Базовая часть» ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО «Экономика» профиль «Банковское дело».
Перечень предшествующих дисциплин, видов работ | Перечень последующих дисциплин, видов работ |
Б.1.01 Иностранный язык Б.1.02 Отечественная история Б.1.03 Философия Б.1.04 Правоведение Б.1.05 Социология Б.1.06 Психология Б.2.01 Линейная алгебра Б.2.02 Математический анализ Б.2.03 Теория вероятностей и математическая статистика Б.2.04 Методы оптимальных решений Б.3.02 Макроэкономика Б.3.03 Эконометрика Б.3.04 Статистика Б.3.05 Безопасность жизнедеятельности Б.3.06 Бухгалтерский учет и анализ Б.3.07 Деньги, кредит, банки Б.3.08 История экономических учений Б.3.09 Макроэкономическое планирование и прогнозирование Б.3.10 Маркетинг Б.3.11 Менеджмент Б.3.12 Мировая экономика и международные экономические отношения Б.3.13 Финансы Б.3.14 Экономический анализ Б.3.15 Экономика предприятия (организации) В.1.01 Деловой иностранный язык В.1.02 Русский язык и культура речи В.1.03 Основы социального государства В.1.04 Политология В.1.05 Культурология В.2.01 Информатика В.2.02 Финансовая математика В.2.03 Информационные технологии в экономике В.3.01 Экономическая история В.3.02 Налоги и налогообложение В.3.03 Финансовый менеджмент В.3.04 Аудит В.3.05 Рынок ценных бумаг В.3.06 Оценка стоимости бизнеса В.3.07 Логистика В.3.08 Ценообразование В.3.09 Страхование В.3.10 Инвестиции и инвестиционный анализ В.3.11 Международные валютные отношения и валютный рынок В.3.12 Бизнес-планирование В.3.13 Организация деятельности Центрального Банка РФ В.3.14 Организация деятельности коммерческого банка В.3.15 Управление банковскими рисками ДВ.1.01.01 Логика ДВ.1.02.01 Деловое общение ДВ.2.01.01 Основы системного анализа ДВ.2.02.01 Экология ДВ.3.01.01 Учет и операционная деятельность в банке ДВ.3.02.01 Банковское законодательство ДВ.3.03.01 Банковский менеджмент и маркетинг ДВ.3.04.01 Международные стандарты финансовой отчетности ДВ.3.05.01 Анализ и аудит финансового состояния банка ДВ.3.06.01 Бюджетная система РФ ДВ.3.07.01 Анализ кредитоспособности заемщика |
(дисциплины и виды работ выбираются из учебного плана)
Требования к «входным» знаниям, умениям, навыкам студента, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин: (текстовое поле до 2500 знаков)
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-14; ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9……………………..
(список формируемых компетенций выбирается из учебного плана, списка компетенций соответствующего ФГОС)
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать: (текстовое поле до 2500 знаков)
- теоретико-методологические основы дисциплины; - экономическую сущность и структуру рынка; - формирование спроса, предложения и механизм их взаимодействия; - методы определения рыночной цены, издержек, прибыли, убытков и оптимального выпуска продукции в различных рыночных структурах; - закономерности механизма функционирования экономических субъектов в условиях рыночной экономики; - типы и виды конкурентных отношений; - условия экономической оптимизации экономических субъектов; - пути минимизации издержек; - пути максимизации прибыли; - концепции, механизмы и пути рационализации потребительского поведения. |
Уметь: (текстовое поле до 2500 знаков)
- анализировать становление цивилизованных рыночных отношений; - осмыслить суть хозяйственных процессов, происходящих в современной экономике; - определять прибыльность и убыточность предприятий; - анализировать сегменты и инфраструктуру различных рынков; - исследовать, аргументировать и формулировать теорию на основе сбора и анализа фактов; - определять методы эффективного управления и принятия решений по совершенствованию деятельности экономических субъектов; - оценивать причины и факторы изменчивости спроса и предложения; - оценивать эффективность рыночных структур; - определять наличие положительных и отрицательных внешних эффектов; - использовать приобретенные знания для расчетов экономических показателей, характеризующих деятельность экономических субъектов; - представить данные результаты в виде оценочных таблиц и графиков; - показать уровень экономического мышления и экономической культуры. |
Владеть (уметь искусно пользоваться): (текстовое поле до 2500 знаков)
- методом альтернативных издержек для оценки рациональности экономического выбора; - спецификой ценообразования и производства в условиях совершенной конкуренции, монополии, монополистической конкуренции, олигополии; - механизмом выбора и принятия экономических решений отдельными субъектами; - методикой и практическими навыками расчета общих, средних, предельных величин и показателей эффективности функционирования предприятий; - техническими средствами и информационными технологиями при решении аналитических и исследовательских задач. |
(заполняется из ФГОС)
4. Объем и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 (заполняется из учебного плана) зачетных единиц, 180 (заполняется из учебного плана) часа.
Вид учебной работы | Всего часов | Разделение по семестрам в часах. Номер семестра |
I | ||
Общая трудоемкость дисциплины | ||
Аудиторные занятия | ||
Лекции (Л) | ||
Практические занятия, семинары (ПЗ) | ||
Лабораторные работы (ЛР) и (или) другие виды аудиторных занятий | ||
Самостоятельная работа (СРС) · Курсовой проект · Курсовая работа · Реферат · Расчетно-графическая работа · Семестровое задание · Подготовка к экзамену, зачету · Другие виды самостоятельной работы | ||
Контроль самостоятельной работы студента (КСР) | ||
Вид итогового контроля (ИА) (зачет, экзамен) | экзамен | экзамен |
* номера семестров заполняются из учебного плана, всего часов по видам работ должно совпадать с учебным планом
Занятия лекционного типа не могут составлять более заданного соответствующим ФГОС % аудиторных занятий.
5. Содержание дисциплины
Номер раздела, темы | Наименование разделов, тем дисциплины | Объем занятий по видам в часах | ||||||
Всего | Л | ПЗ | ЛР | СРС | КСР | Формы текущего контроля | ||
I | Рынок: функции и структура | – | Контрольная работа | |||||
Общая характеристика рыночной экономики | 6,25 | – | 0,25 | Проверочные тесты и к/р | ||||
Рынок: функции и структура | 6,25 | – | 0,25 | Проверочные тесты и к/р | ||||
Спрос и эластичность спроса | 6,5 | – | 0,5 | Проверочные тесты и к/р | ||||
Предложение и эластичность предложения | 6,5 | – | 0,5 | Проверочные тесты и к/р | ||||
Рыночное ценообразование | 6,25 | – | 0,25 | Проверочные тесты и к/р | ||||
Потребительское поведение | 6,25 | – | 0,25 | Проверочные тесты и к/р | ||||
Конкуренция и модели рынка. Совершенная конкуренция | 7,5 | – | 0,5 | Проверочные тесты и к/р | ||||
Чистая монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия | 7,25 | – | 0,25 | Проверочные тесты и к/р | ||||
Антимонопольное законодательство | 7,25 | – | 0,25 | Проверочные тесты и к/р | ||||
II | Предпринимательство и фирмы | – | Контрольная работа | |||||
Предприятие как основной субъект микроэкономики | 9,5 | – | 0,5 | Проверочные тесты и к/р | ||||
Организационно-правовые формы предприятий | 9,5 | – | 0,5 | Проверочные тесты и к/р | ||||
Фонды предприятия и их кругооборот | 11,5 | – | 0,5 | Проверочные тесты и к/р | ||||
Издержки предприятия | 9,5 | – | 0,5 | Проверочные тесты и к/р | ||||
Доходы и прибыль предприятия | 10,5 | – | 0,5 | Проверочные тесты и к/р | ||||
Проблема оптимизации объема производства | 9,5 | – | 0,5 | Проверочные тесты и к/р | ||||
III | Рынок факторов производства | – | Контрольная работа | |||||
Рынок труда и заработная плата. | – | Проверочные тесты и к/р | ||||||
Ссудный капитал и ссудный процент. | – | Проверочные тесты и к/р | ||||||
Рента и цена земли | – | Проверочные тесты и к/р | ||||||
Итого | – |
Содержание разделов (тем) дисциплины
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела |
I | Рынок: функции и структура | Общая характеристика рыночной экономики. Рынок: функции и структура. Спрос, предложение и цена. Эластичность спроса и предложения. Потребительское поведение. Конкуренция и модели рынка. Совершенная конкуренция. Чистая монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное законодательство. |
II | Предпринимательство и фирмы | Предприятие как основной субъект микроэкономики. Организационно-правовые формы предприятий. Фонды предприятия и их кругооборот. Издержки предприятия. Доходы и прибыль предприятия. |
III | Рынок факторов производства | Рынок труда и заработная плата. Ссудный капитал и ссудный процент. Рента и цена земли |
Лабораторные работы
Номер лабораторной работы | Номер раздела | Наименование и краткое содержание лабораторной работы | Кол-во часов |
Практические занятия
Номер занятия | Номер раздела или темы | Наименование и краткое содержание практических занятий | Характер занятий и цель | Кол-во часов |
Тема 1 | Общая характеристика рыночной экономики | Обсуждение контрольных вопросов и решение задач | ||
Тема 2 | Рынок: функции и структура | Обсуждение контрольных вопросов и решение задач | ||
Тема 3 | Спрос и эластичность спроса | Обсуждение контрольных вопросов и решение задач | ||
Тема 4 | Предложение и эластичность предложения | Обсуждение контрольных вопросов и решение задач | ||
Тема 5 | Рыночное ценообразование | Обсуждение контрольных вопросов и решение задач | ||
Тема 6 | Потребительское поведение | Обсуждение контрольных вопросов и решение задач | ||
Тема 7 | Конкуренция и модели рынка. Совершенная конкуренция | Обсуждение контрольных вопросов и решение задач | ||
Тема 8 | Чистая монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия | Обсуждение контрольных вопросов и решение задач | ||
Тема 9 | Антимонопольное законодательство | Обсуждение контрольных вопросов и решение задач | ||
Тема 10 | Предприятие как основной субъект микроэкономики | Обсуждение контрольных вопросов и решение задач | ||
Тема 11 | Организационно-правовые формы предприятий | Обсуждение контрольных вопросов и решение задач | ||
Тема 12 | Фонды предприятия и их кругооборот | Обсуждение контрольных вопросов и решение задач | ||
Тема 13 | Издержки предприятия | Обсуждение контрольных вопросов и решение задач | ||
Тема 14 | Доходы и прибыль предприятия | Обсуждение контрольных вопросов и решение задач | ||
Тема 15 | Проблема оптимизации объема производства | Обсуждение контрольных вопросов и решение задач | ||
13, 14 | Тема 16 | Рынок труда и заработная плата. | Обсуждение контрольных вопросов и решение задач | |
15, 16 | Тема 17 | Ссудный капитал и ссудный процент. | Обсуждение контрольных вопросов и решение задач | |
17, 18 | Тема 18 | Рента и цена земли | Обсуждение контрольных вопросов и решение задач |
Семинары
Номер семина-ра | Номер раздела или темы | Тема и краткое содержание семинара | Характер и цель семинара | Кол-во часов |
Самостоятельная работа студентов
Номер раздела | Наименование и содержание разделов, вынесенных на самостоятельную работу | Вид работы | Объем работы в часах для одного студента | Список литературы (с указанием разделов, глав, страниц) | Форма контроля |
I | Рынок: функции и структура | Написание курсовой работы | Индивидуальные консультации с преподавателем | ||
Выполнение домашних заданий | Проверка домашних заданий | ||||
II | Предпринимательство и фирмы | Написание курсовой работы | Индивидуальные консультации с преподавателем | ||
Выполнение домашних заданий | Проверка домашних заданий | ||||
III | Рынок факторов производства | Написание курсовой работы | Индивидуальные консультации с преподавателем | ||
Выполнение домашних заданий | Проверка домашних заданий |