Экономическая теория о государственном регулировании экономики
Необходимость государственного регулирования в России
Переход России от централизованно управляемого хозяйства к рыночной экономике коренным образом меняет задачи, которые стоят перед государством в экономической сфере. Изменение прежнего порядка, при котором централизм достиг апогея, привело к тому, что в России быстрее пошел процесс разрушения старых механизмов централизованного государственного регулирования, нежели создание новых, необходимых для проведения эффективных рыночных преобразований.
Неприятие тоталитаризма, ориентации на либерально-демократическую систему ценностей не означает, что переходить следует к некой абстрактной "безгосударственной" рыночной модели. В России многими воспринято как аксиома идея, согласно которой основой политических свобод и демократии могут быть полностью либерализованные рынки. Но это утверждение не только несколько искаженно трактует западный опыт, но и не учитывает российский менталитет с его многовековой традицией сильной центральной власти, правда, доведенной в ходе социального эксперимента XX века до крайних форм.
Системы, целиком основанной на политике невмешательства государства, несуществовало и в XIX веке, и до него. В XX веке важнейшей составляющей успеха стран не только с развитой рыночной экономикой, но и, в еще большей степени, развивающихся, как уже отмечалось, явилась регулирующая роль государства.
Формы государственного регулирования
Государственное регулирование ставит своей главной целью соблюдать интересы государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения, с учетом прав и свобод личности. Государство следит за тем, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не были ущемлены устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц. Государственное регулирование направлено также на защиту интересов будущих поколений, охрану окружающей среды, предотвращение ее загрязнения, гибели природы.
Особыми формами государственного регулирования являются государственное планирование, прогнозирование и программирование.
Экономическое планирование - предопределение будущего, построение активного образа, модели желаемого и намечаемого будущего состояния экономики с установлением путей, способов, средств и сроков достижения этого состояния, конечных рубежей планируемых действий.
Экономическое прогнозирование - способ научного предвидения, построения вариантных гипотез возможных экономических траекторий, в проникновением на отдаленный промежуток времени.
Государственное программирование - это наиболее развитая форма государственного планирования в национальном масштабе в форме крупных государственных социально-экономических программ, обычно называемых целевыми или комплексными.
Среди остальных разнообразных форм государственного регулирования рассмотрим основные.
Непосредственное государственное управление - объекты и отрасли, имеющие жизненно важное значение для экономики и общества (в основном военные, оборонные, энергетические, природоохранные, социально-культурные, жилищно-коммунальные, научные) частично или полностью управляются центральными государственными или местными органами.
Налоговое и таможенное регулирование - установление объектов налогообложения, назначения и дифференцирования налоговых ставок, введения налоговых льгот, освобождения от налогов.
Денежно-кредитное регулирование - состоит в воздействии государства наденежное обращение и объем денежной массы. Как правило, через Центральный банк государство регулирует эмиссию и общую денежную массу, устанавливает предельные ставки банковского ссудного процента и влияет на них через учетную ставку, норму резервирования и другие нормативы, устанавливаемые
Центральным банком, предоставляет льготные займы, выпускает займы и другие ценные бумаги.
Бюджетное регулирование - государственные органы обладают возможностью распределять средства государственного бюджета по различным направлениям их расходования. При этом одним отраслям, сферам, социальным группам могут быть выделены большие бюджетные ассигнования, а другим - меньше. Кроме того, государство обладает возможностью устанавливать дополнительные (кроме налоговых) платежи в бюджет, регулируя, таким образом, денежное обращение и денежные накопления. Государственное регулирование затрагивает и установление предельно допустимого дефицита государственного бюджета.
Ценовое регулирование - заключается в том, что государство может устанавливать предельный уровень цен, запрещая их повышение сверх этого уровня. Ущерб, наносимый продавцам и производителям, может быть компенсирован государственными дотациями. В условиях централизованной экономики государство само полномочно назначать цены. Иногда ценовое регулирование проявляется в форме установления предельных уровней рентабельности для предприятий-монополистов.
Социальное регулирование - обеспечение социальной справедливости, поддержка социально незащищенных или слабо защищенных слоев населения, создание социальных гарантий, поддержание уровня условий жизни, достойных человека. Сюда же входит государственное социальное страхование, которое предусматривает меры, создающие возможность пенсионного обеспечения, помощи детям, инвалидам, другим нуждающимся в содействии группам населения, страхования здоровья и жизни людей. Государство устанавливает минимальный уровень пенсий, пособий, стипендий. Это одна из самых тяжелых и сложных функций регулирования экономики государством. Государство не имеет возможности, да и не призвано создать социально желаемые условия жизни для всех людей. Оно способно лишь посредством социальной поддержка системы трансфертов, ограниченного перераспределения национального дохода стремиться не допускать острого социального неравенства» предотвращать социальные конфликты, помогать тем слоям населения, которые лишены возможности обеспечить себя самостоятельно.
Регулирование условий труда, трудовых отношений, оплаты труда -осуществляется посредством государственного законодательства о труде и занятости. Такое законодательство призвано обеспечить охрану труда, соблюдение трудовых контрактов, минимальную заработную плату, выплату пособий по безработице. Государство также вправе устанавливать тарифы оплаты труда. Оно принимает на себя обучение безработных. Способы и инструменты государственного регулирования труда и занятости будут подробно рассмотрены далее.
Государственное регулирование охраны и восстановления окружающей среды
- предусматривает меры по защите природы в виде штрафов и санкций за загрязнение, а также предписаний по осуществлению обязательных природозащитных и природоохранных мероприятий. Государственные органы устанавливают нормы выделения предприятиями средств на восстановление окружающей среды.
Государственное антимонопольное регулирование направлено на ограничение или даже запрет деятельности предприятий-монополистов, за исключением области естественной монополии; Государственное антимонопольное законодательство предусматривает санкции против монополистов, предотвращает создание условий, способствующих развитию монополизма; В России введен специальный государственный реестр предприятий-монополистов.
Государственное внешнеэкономическое регулирование - это обширный спектр мер и инструментов государственного воздействия на структуру экспорта и импорта, процессы внешней торговли, контроль за товарными потоками, пересекающими государственную границу, движение капитала в страну и из страны, валютный обмен. Такое регулирование преследует цели отстаивания экономических интересов страны, повышения эффективности внешнеэкономических связей, обеспечения экономической безопасности.
Как можно видеть из приведенного укрупненного перечня, государственное регулирование экономики распространяет свое влияние на самые разные сферы экономики, экономической жизни. Однако не следует считать, что столь обширное государственное регулирование лишает предприятия, предпринимателей, граждан экономической свободы. В условиях рыночной экономики даже при наличии многочисленных видов и способов государственного регулирования оно носит довольно ограниченный характер. У компаний, предпринимателей, граждан сохраняются значительные возможности самоуправления, сохраняются зоны управленческих воздействий, незатрагиваемые государственным регулированием.