Эластичность спроса и предложения
Эластичность спроса и предложения характеризует степень изменения спроса и предложения под воздействием того или иного фактора.
Степень реакции приобретаемого количества товара на изменения цены может быть различной и поддается количественному измерению. Возможны три случая:
1) Неэластичный спрос. Это когда приобретаемое количество товара увеличивается меньше чем на 1% на каждый 1% снижения цены этого товара (слабая реакция).
2) Эластичный спрос. Это когда спрос возрастает больше, чем на 1% на каждый 1% снижения цены этого товара (сильная реакция).
3) Единичная эластичность спроса занимает промежуточный вариант, кода покупаемое количество товара возрастает вдвое вследствие снижение его цены в 2 раза.
Все три случая эластичности спроса можно представить графически следующем образом:
>1 =1 <1
Эластичность Единая эластичность Неэластичность
Рис.2.5.
Графики эластичности спроса показывают, что при сокращении цены вдвое (точки от А до В) общая выручка растет, остается неизменной или падает в зависимости от того, является ли спрос эластичным, неэластичным или характеризуется единичной эластичностью.
Практическая значимость измерения эластичности спроса состоит в том, что различные случаи эластичности непосредственно влияют на получаемую выручку. Общая выручка всегда равна цене единице товара, помноженной на количество реализованного товара. При эластичном спросе выручка возрастает, т.е. эластичность больше 1; при единичной эластичности снижение цены точно компенсируется возрастанием продаж, так что выручка остается неизменной, или эластичность спроса равна 1, при неэластичном спросе рост цены вызывает настолько незначительное падение продаж, что общая выручка возрастает или эластичность спроса меньше 1.
Если спрос можно назвать эластичным. То продавцам стоит задуматься о снижение цены. Она принесет больший объем общего дохода. И такой подход имеет смысл, до тех пор, пока нет непропорционального роста издержек по производству и сбыту товара. Кривой спроса занимается маркетинговая служба. Но когда цена задана. Т.е. когда отдельный производитель не влияет на спрос, маркетинговая служба не нужна.
Какие инструменты имеются у экономистов для измерения эластичности? Что значит, когда говорят, что эластичность спроса равна 1,0, или 2, 3 или 0,5? Чтобы ответить на эти вопросы, дадим следующее определение коэффициента эластичности ЕD между двумя различными точками на кривой спроса:
Эластичность спроса предполагает еще два крайних случая:
1) Абсолютно неэластичный спрос – ED = 0 – касается спроса на лекарства (инсулин, наркотики)
2) Абсолютно эластичный спрос – ED = ∞ - на взаимозаменяемые товары (мыло детское, хвойное, банное и т.д.)
График (рис.2.6) иллюстрирует все пять случаев эластичности спроса.
Q
Рис. 2.6 (Объем покупок)
Экономисты ввели понятие “эластичность предложения” в качестве показателя относительного изменения предлагаемого количества товара в соответствии с относительным изменением конкретной цены.
Числовой коэффициент эластичности предложения ES определяется следующим образом:
В теории эластичности предложения важное значение принадлежит элементу времени. Крупнейший кембриджский экономист Альфред Маршалл различает три периода времени:
1) Мгновенное равновесие, когда предложение неизменно;
2) Краткосрочное равновесие, когда фирмы могут больше производить на данных предприятиях;
3) Длительное равновесие (или «нормальная цена»), когда фирмы могут отказаться от старых предприятий или построить новые.