Глава 2. Особенности внешнеторговой политики стран БРИКС на современном этапе
Рассматривая особенности внешнеторговой политики стран на современном этапе необходимо отметить, что данный этап характеризуется нестабильной геополитической ситуацией. Постоянно возникающие военные конфликты, взаимные санкции между странами – всё это оказывает непосредственное влияние на внешнюю торговлю. Поэтому в нынешней ситуации странам особо необходимо как можно грамотнее подходить к формированию своей внешнеторговой политики.
Важной частью внешнеторговой политики РФ является таможенно-тарифная политика. Сущностью таможенно-тарифной политики государства является регулирование внешнеторговой деятельности с помощью тарифных методов, к которым можно отнести ставки таможенных тарифов, установление товарной номенклатуры товаров и т.д.
Большое значение для экономики любой страны играют таможенные пошлины, а таможенно-тарифная политика последнее время становится важнейшим направлением регулирования внешней торговли. Вводя таможенные пошлины, государство воздействует на экспорт и импорт товаров, способствует удовлетворению потребностей внутреннего рынка (например, в дефицитных товарах), а также восполняет государственный бюджет, за счёт налоговых поступлений. Помимо этого, вводя те или иные пошлины, государство защищает национальных производителей от иностранных конкурентов.
Внешнеторговая политика России не так давно претерпела большие изменения. Прежде всего, это связано со вступлением РФ во Всемирную торговую организацию. Наибольшие изменения произошли в сфере таможенного регулирования. Это связано с тем, что после вступления в ВТО Россия была обязана снизить ставки импортных пошлин и импортных квот, сократить экспортные пошлины, снять административные барьеры на допуск иностранных компаний на отечественные рынки.
Также заметные изменения внешнеторговой политики связаны с введением в 2014 году санкций со стороны США, Европейского союза и ряда других государств. Данные меры оказали неблагоприятное воздействие на внешнеторговый оборот и на внешнеторговые связи. Стоит отметить, что именно по внешнеторговому обороту можно дать оценку эффективности внешнеторговой деятельности.
В связи с введёнными санкциями Россия всё чаще начала обращать свой взор на страны Восточной Азии, а именно на Китай. С момента введения санкций внешнеэкономические связи между двумя этими странами стали гораздо крепче. Было подписано большое количество взаимовыгодных договоров как внутри блока БРИКС, так и за его пределом.
Не так давно Правительством Российской Федерации была принята Внешнеэкономическая стратегия до 2020 года. Она была разработана Министерством экономического развития при активном участии других министерств, ведомств, а также впервые при участии бизнеса. В этом документе отражены основные направление развития внешнеэкономической политики России до 2020 года. Согласно стратегии 2020 основной целью внешнеэкономической политики в долгосрочной перспективе является создание всевозможных условий для того, чтобы Россия смогла выйти на лидирующие позиции в мировом разделении труда, а также повысить конкурентоспособность своих национальных хозяйств. До 2020 года осталось совсем немного времени, но, как отмечают многие эксперты, стратегию ещё не успели в полной мере реализовать. Это в первую очередь связано с обострившейся проблемой взаимоотношений между Россией, США и странами Евросоюза. Поэтому уже сейчас почти готов проект продления стратегии до 2030 года. Это делается для реализации первоначально поставленных целей.
Внешнеторговая политика Индии отражает её стремление к либерализации торговли, а также к более глубокой интеграции в мировую экономику. Международная торговля является важной частью экономики Индии. Доля торговли товарами в ВВП постоянно растёт, в 2014 году она составила около 40%, по сравнению с 34.5% в 2011 году. Доля Индии в мировом экспорте услуг растёт намного быстрее доли в мировом экспорте товаров. В настоящее время внешнеторговая политика Индии в первую очередь ориентирована на ускорение экспорта. Данная внешнеторговая политика должна быть реализована с помощью различных схем, смысл которых заключается в освобождении и переводе косвенных налогов на товары, физически необходимых для производства экспортной продукции, с помощью льготных экспортных пошлин на средства производства, расширение экспорта услуг, фокусировки на специфических рынках и продуктах. Сформулированная и дополненная Департаментом торговли Новая Внешнеторговая Политика Индии (India New Foreign Trade Policy) на период 2015-20 была официально опубликована 1 апреля 2015 года. Ранее она носила название Export Import Policy (сокращённо — EXIM Policy). Данная политика включает следующие ключевые моменты:
1. Новая Внешнеторговая политика Индии включает две новых схемы экспорта товаров и услуг;
До 2015 года в Индии существовали 5 схем, суть которых была заключена в различных пошлинах на товары и оборудование, ввозимых в страну, и которые впоследствии использовались для производства определённых товаров, идущих на экспорт в различные страны. С 2015 года все эти схемы объединены в одну под названием Merchandise Export from India Scheme (MEIS). Аналогичные изменения произошли и в области сервиса. Новая программа Services Exports from India Scheme (SEIS) объединяет в себя несколько старых схем;
2. Были приняты меры по стимулированию закупок средств производства у национальных производителей по схеме EPCG (Export Promotion Capital Goods) посредством снижения экспортных обязательств до 75% от нормального экспортного обязательства. Это позволит национальным производителям развивать свои производственные мощности и обеспечивать как внутренний, так и внешний спрос на товары;
3. Борьба с бюрократией подразумевает сокращение количества необходимых экспортных и импортных документов до 3, что соответствует международным критериям;
4. Новая система “Approved Exporter System” позволит некоторым национальным производителям самостоятельно сертифицировать произведённые товары, что значительно облегчит им доступ на внешние рынки.
5. Новая политика очерчивает расширенные стимулы для специальных экономических зон в Индии.
Также Индия планирует добиться дальнейшего экономического роста за счет ориентированной на производство и экспорт сельскохозяйственной продукцией с добавленной стоимостью, продукции с высоким потенциалом, высокотехнологичными товарами и продукцией, которая играет важную роль для региональных производственно-сбытовых сетей.
Говоря о Китае, прежде всего стоит отметить наличие жёсткого государственного контроля в вопросах экономики. Под контролем государства находятся крупнейшие перерабатывающие производства, производства электроэнергетики, металлургии и т.д. Китайские партийные лидеры и экономисты активно изучают и переосмысливают опыт госрегулирования многих стран, включая опыт Японии, «азиатских тигров» и СССР. Так, например раз в год в КНР проводятся пленумы Всенародных съездов народных представителей. В 2013 году был проведён третий пленум, на котором приняли решение отвести решающую роль рынку в экономике страны. Достигали этого путём способствования тому, чтобы главенствующие позиции при распределении ресурсов занимал именно рынок[18]. С 26 по 29 октября 2015 года проходил пятый пленум. Его основная тема была связана с экономическим планом на период с 2016 года по 2020 год. В скором времени правительству Китая будет необходим пересмотр стратегии экономического развития.
Совсем недавно произошёл обвал фондового рынка Китая. Этому способствовали снижение прибыли промышленных компаний и замедлившееся темпы экономического роста. Подобный провал был в 2007 году. На данный момент Китаю пора задуматься о пересмотре модели экономического развития. КНР стоит постепенно перейти к увеличению потребления и развития сферы услуг, плавно снижая объёмы инвестиций и темпы наращивания экспорта. Это должно значительно повысить качество экономики, хоть и может снизить темпы экономического роста.
Китай в соответствии с директивой Государственного совета от 12 мая собирается адаптировать структуру внешней торговли и развивать глобальные цепи поставок. Для того чтобы достичь поставленных задач КНР собирается продвигать инновационные модели ведения бизнеса и торговли, открывая новые сферы. Произойдёт смещение от акцента на эффект масштаба к торговле, основой которой будет являться качество и извлечение прибыли.
В эту трансформацию войдут такие элементы, как: произойдёт расширение в количестве экспортных направлений, включая услуги и технологии; основной акцент будет уделяться конкурентоспособности брендов и качеству; при помощи инноваций будет осуществляться рост внешней торговли; КНР собирается участвовать в установлении правил, которые будут определять мировую торговлю и экономику в целом. Программа в развернутом виде включает в себя следующие пункты:
· Изменение внешней торговли, в которое входит увеличение доли внешнеторгового оборота таких ключевых регионов, как Латинская Америка, Африка, а также продолжение развития рынков ЕС, Японии и США. Произойдёт расширение импорта современных технологий и экспорта высококачественной продукции.
· В восточном Китае будет отдаваться приоритет отраслям, занимающим лидирующие позиции и отраслям с высокой добавленной стоимостью, тем самым будет обеспечиваться поддержка центральным и западным регионам страны с целью поддержки перемещаемой с восточного региона промышленности.
· Основной акцент сделан на поддержку частных экспортно-ориентированных компаний, которые развивают инновации.
· Планируется увеличение доли услуг во внешней торговле, также будет проводиться поддержка финансовых и логистических сфер услуг[19].
Внешнеторговая политика Бразилии характеризуется высокой степенью протекционизма. Бразилия вводит относительно высокие тарифы на импорт в широком распространении в различных секторах. Под высокие ставки ввозных пошлин попадают автомобили, автозапчасти, информационные технологии и электроника, химия, пластмассы, промышленное оборудование, сталь, текстиль и одежда. Бразилия имеет самые высокие импортные барьеры среди стран МЕРКОСУР — Южноамериканского общего рынка, основателем и членом которого она является. Бразилия придает особое значение своему участию в многосторонней торговой системе, считая его основой достижения своих целей в области устойчивого экономического роста. Бразилия является одним из самых активных участников ВТО, как в индивидуальном порядке, так и в рамках группы БРИКС.
Одной из главных целей внешнеторговой политики Бразилии является укрепление региональной экономической интеграции. Бразилия имеет ряд преференциальных торговых соглашений с Боливией, Чили, Колумбией, Кубой, Эквадором, Мексикой, Перу и Боливарианской Республикой Венесуэла. Вместе со своими партнерами по МЕРКОСУР, Бразилия также имеет преференциальных торговых соглашений с Индией и Израилем.
Бразилия является активным реципиентом иностранных инвестиций. В 2014 году страна получила около 97 млрд. и заняла 5 место в мире по объёму полученных инвестиций. Иностранные инвесторы в Бразилии попадают под тот же правовой режим, как и местные инвесторы в большинстве секторов экономики. Это следует из конституционных поправок, принятых в 1995 году, которые запрещают все формы дискриминации внешнеторговой деятельности. Тем не менее, иностранные инвестиции ограничены в сфере здравоохранения, средствах массовой информации и телекоммуникации, авиационно-космической промышленности, сельского хозяйства, морского и воздушного транспорта.
В настоящее время Бразилия предпринимает шаги по упрощению таможенных процедур. Более 85% всех импортных деклараций обрабатываются через, так называемый, «зелёный канал» - то есть в упрощённом режиме. Бразилия поддерживает систему автоматического и неавтоматического лицензирования на импорт различных товаров, независимо от их происхождения. Лицензии не подлежат передаче и действительны в течение 90 дней. Номера для автоматических импортных лицензии выдают около 16 учреждений. Срок обработки запроса на получение импортной лицензии составляет 60 дней, однако правительство пытается ускорить процесс получение, чтобы поддерживать режим наибольшего благоприятствования торговли.
Бразилия поддерживает политику зон свободной торговли для импорта и экспорта, где фискальные и другие методы позволяют стимулировать производство. Главной ЗСТ страны является Зона Свободной Торговли в экономическом районе Манаус. Данные зоны помогают стране развивать производство и привлекать инвесторов.
Южно-Африканская Республика является страной с самой развитой экономикой на африканском континенте и неким локомотивом экономического развития Африки.
Южная Африка является одной из наиболее открытых экономик стран БРИКС, чья экономическая безопасность базируется на довольно прозрачных и не слишком сложных тарифах. К 2015 году правительство ЮАР провело ряд реформ, в результате чего были достигнуты следующие результаты:
· сравнительные преимущества в МРТ перестали быть ключевым фактором успеха в международной торговле;
· углубление и расширение национального производства с помощью государственного вмешательства;
· расширение инвестиций в научные исследование, человеческий капитал, инновации и технологии;
· расширение стратегического сотрудничества с такими странами, как например, Россия, Китай, США и т.д.
ЮАР, как и Бразилия является активным потребителем инвестиций. В 2014 году страна получила около 6 млрд., что является одним из наилучших показателей в Африке. ЮАР привлекает инвесторов для развития альтернативной энергетики, так как сейчас в стране реализуется самая успешная на континенте государственно-частная «зеленая» программа[20].
Несмотря на всё это ЮАР на современном этапе своего развития не придерживается какой-то определённой внешнеторговой политики. При этом можно выделить следующие основные стратегические направления внешнеторговой политики страны:
· дальнейшее углубление страны в мировом хозяйстве, за счёт проведённых в 2015 году правительственных реформ;
· наращивание внешнеэкономических и внешнеторговых связей как со странами-членами БРИКС, так и со странами не входящими в него;
· расширения доли экспорта в быстроразвивающиеся страны, включая страны блока БРИКС;
· дальнейшее развитие государственно-частной «зелёной» программы для привлечения всё большего количества иностранного капитала.
Таким образом, можно отметить следующее:
1. Внешняя политика каждой страны имеет характерные особенности, основанные на совокупности инструментов государственного регулирования внешней торговли;
2. Каждая страна блока БРИКС разрабатывает концепции долгосрочного развития социально-экономической политики, важное место в которых занимают положения регулирования внешней торговли;
3. В качестве общих положений стратегии реализации внешнеторговой политики можно отметить, что все страны стремятся развить высокотехнологичные производства, расширить долю экспорта услуг на мировые рынки, а также стать крупными реципиентами инвестиций.