Неценовые детерминанты спроса. Взаимосвязанные товары. Низшие, нормальные и высшие товары
В предыдущей теме мы уже затрагивали вопрос, касающийся факторов, оказывающих воздействие на спрос при неизменных ценах на рассматриваемый товар, то есть неценовых детерминант спроса.Мы выделилинаиболее значимые детерминанты, теперь остановимся на них более подробно.
1) Численность потребителей. При прочих равных условиях, чем больше число потенциальных покупателей, тем выше рыночный спрос на товар. Устойчивость рыночного равновесия
2) Демографическая структура потребителей (ясно, что, например, старение населения ведет к увеличению спроса на одни товары, рост рождаемости – совсем на другие и т.д.).
3) Вкусы и предпочтения потребителей. Так, например, активная рекламная кампания здорового образа жизни, может привести к росту спроса на спортивные тренажеры и натуральные продукты, увеличив величину спроса при тех же ценах (сдвиг кривой спроса вправо). И, очевидно, не зря наша страна присоединяется к международному соглашению о запрете всякой рекламы табачных изделий в надежде хотя бы немного сократить спрос на них.
4) Доходы потребителей. Еще в XIX веке прусский ученый-статистик Э. Энгель проводил бюджетное обследование семей и на этой основе выделил группы товаров, спрос на которые различается в зависимости от доходов потребителей. Для подавляющей группы нормальных товаров рост дохода вызывает увеличение спроса при тех же ценах и соответствующее смещение кривой спроса вправо. Но все же потребление таких товаров, по мнению Энгеля, имеет точки насыщения, а затем потребитель если и потребляет такие товары, то более высокого качества. То есть, например, бытовую технику можно покупать китайскую, а можно ведущих фирм. Но все же много телевизоров вряд ли нужно.
Однако для относительно худших товаров, имеющих сравнительно более низкое качество, рост дохода побуждает потребителя заменить относительно худший товар более качественным и тем самым сокращает спрос. Но под худшими товарами здесь понимается не плохое их качество, а худшие в физиологическом смысле потребления. Например, синтетическая одежда может быть высочайшего класса, но если у потребителей растет доход, они стараются перейти на натуральную. Или картофель может быть высочайшего качества, но очень много картофеля потребляют при низком доходе, так как это не физиологично и т.д.
Но есть товары не насыщения (товары роскоши, высшие товары)издесь потребление ограничено только доходом, больше доход – больше потребление. К ним относятся товары, связанные с развлечением, отдыхом, тезавраторы и т.д.
5) Цены на взаимосвязанные товары.Понятие взаимосвязанные товары относится к любым товарам, для которых изменение в цене одного товара приводит к изменению спроса на другой товар.
Различают условно три группы «взаимосвязанных» товаров:
· нейтральные, т.е. оказывающие крайне низкое, близкое к нулю влияние на рынок основного товара, например, чай и фрезерные станки;
· заменители (субституты), удовлетворяющие аналогичные потребности, и потому являющиеся конкурентами для основного товара, например, чай и кофе или соки разных производителей и т.д.
· дополняющие (комплименты), их потребление обусловлено потреблением основного товара, например, покупка компьютера сразу влечет за собой необходимость покупать массу дополнительных товаров; автомобиль и бензин и т.д.
Если от первой группы товаров можно абстрагироваться, то изменение цен на товары-комплименты и товары-субституты будет оказывать существенное воздействие на рыночный спрос анализируемого товара.
Рост цены на товар-заменитель ведет к сокращению величины спроса на него и, как следствие, к увеличению спроса на основной товар. (Примером может служить ситуация 70-80-х гг. на рынке нефти, когда рост цен на этот энергоноситель спровоцировал рост спроса на альтернативные источники энергии: атомную, энергию солнца, ветра и т.д.).
Напротив, рост цены на дополняющий товар ведет к сокращению спроса на основной товар, и наоборот, падение цен к его возрастанию. Так, снижение цен на принтеры для персональных компьютеров вызвало резкое увеличение спроса на высококачественную бумагу. Оба примера могут быть проиллюстрированы смещением кривой спроса вправо.
6) Экономические ожидания потребителей. Ожидания могут касаться изменения цен, денежных доходов, макроэкономической ситуации в стране и т.д. Так, ожидания роста цен (так называемые инфляционные ожидания) могут вызвать рост спроса на товар уже в настоящий период времени, что будет графически означать сдвиг кривой спроса вправо, а ожидания сокращения денежных доходов (например, в связи с предстоящим увольнением) – сокращение спроса и соответствующее смещение кривой спроса влево.
Результирующее изменение кривой спроса на реальном рынке будет определяться совокупным воздействием ценовых и неценовых, в том числе и рассмотренных выше факторов. Вместе с тем, для каждого уровня цены существует такая величина спроса на товар, когда люди перестают реагировать на изменение объемов спроса остальных потребителей (внешние, или экзогенные эффекты равны нулю), то есть для каждой цены существует определенный объем спроса, определяющий, в конечном счете, ее кривую.