Глава 3. Расчетная часть. Прогноз социального развития Липецкой области
Для прогнозирования отдельных показателей социального развития Липецкой области используем метод экстраполяции «аналитическое выравнивание».
Линейная модель тенденции временных рядов имеет вид:
уt = a + b*t,
где уt – теоретические уровни;
a и b – параметры прямой.
Осуществим прогноз численности населения с доходами ниже прожиточного минимума (табл. 1).
За чертой бедности находится каждый шестой житель области. Причем более трети бедных – 38% - это население, имеющее оплачиваемую работу.
Таблица 1
Расчетная таблица
Годы | t | Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, тыс. чел. (у) | у*t | t2 | уt |
383,1 | 383,1 | 368,26 | |||
306,3 | 612,6 | 335,52 | |||
302,78 | |||||
273,7 | 1094,8 | 270,04 | |||
237,3 | |||||
204,56 | |||||
Итого | 1718,1 | 5441,5 | 1718,46 |
Найдем параметры «а» и «b». Для этого решим систему уравнений:
na + b*∑t = ∑y
a∑t + b∑(t2) = ∑(yt).
Составляем систему по исходным данным:
6а + 21 b = 1718,1.
21a + 91b = 5441,5.
Выразим из первого уравнения «а»:
а = (1718,1-21b)/6 = 286,4 - 3,5 * b.
Подставляем во второе уравнение полученное значение «a».
21*(286,4-3,5*b) + 91b = 5441,5.
6014,4 – 73,5b + 91b = 5441,5.
6014,4+17,5b = 5441,5.
17,5b = -572,9.
b = -572,9/17,5=-32,74.
а = 286,4-3,5*(-32,74) = 401.
Получаем следующую линейную модель:
уt = 401 - 32,74*t.
Построим прогноз показателя на три года, тыс. чел.:
2010 год: 401 – 32,74*7 = 171,82.
2011 год: 401 – 32,74*8 = 139,08.
2012 год: 401 – 32,74*9 = 106,34.
Динамику фактических и прогнозных показателей изобразим на рисунке 1.
Рис. 1. Прогноз численности населения Липецкой области с доходами ниже прожиточного минимума
Численность населения Липецкой области с доходами ниже прожиточного минимума в течение 2004-2009 гг. сокращалась, в 2010-2012 гг. выявленная тенденция сохранится.
Для повышения общего уровня благосостояния населения Липецкой области социальную политику необходимо направить на решение следующих задач:
1. Улучшение положения наименее обеспеченных слоев населения на основе дифференцированной социальной поддержки.
В области более 565 тыс. человек получают различного рода льготы, социальные выплаты и компенсации. При этом сохраняется социально неоправданная система льгот и компенсаций обеспеченным слоям населения в ущерб адресной поддержке малообеспеченным группам, людям с ограниченными физическими и социальными возможностями. Необходимо повысить эффективность существующей системы социальной помощи путем адресной социальной поддержки наименее обеспеченных групп населения, не обладающих возможностями самостоятельного решения социальных проблем и объективно нуждающихся в государственной поддержке.
2. Создание условий положительной социально-экономической мобильности населения, возможностей перехода все большей части населения из менее обеспеченных групп в более благополучные. Данная задача сводится к созданию экономических условий, позволяющих трудоспособному населению за счет собственных доходов обеспечить более высокий уровень социального потребления, включая приобретение и содержание комфортного жилья, пользование улучшенными услугами в сфере образования и здравоохранения, а также достойный уровень жизни в пожилом возрасте. В средствах массовой информации необходимо постоянно поднимать престиж труда как основы жизненного успеха.
3.Легализация доходов населения. Наряду с правительственными мерами необходима разработка региональных механизмов повышения заинтересованности граждан в легализации доходов (ипотека, потребительский кредит, пропаганда значимости экономического успеха и т. п.). На уровне региона необходимо постоянное разъяснение рациональности введения индивидуальных накопительных пенсионных схем. Это будет вынуждать работников беспокоиться о том, чтобы зарплата получалась не в конверте, а проходила легально, поскольку от этого зависят их отчисления на собственный будущий пенсионный счет. Общее направление действий: создание благоприятного налогового климата и внедрение таких механизмов, которые побуждают работника договариваться с работодателем о легальных конструкциях выплаты доходов. Значительную роль в формировании таких механизмов могут сыграть территориальные органы профсоюзов, поддержка органами власти усилий их первичных организаций в различных секторах хозяйственного комплекса региона.
Общий рост доходов населения и их легализация увеличит финансовые поступления в бюджет области.
Одна из основных задач – превратить регион в один из передовых центров Черноземья по оказанию населению современных видов специализированной медицинской помощи. Этому будет способствовать и реализация приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, в рамках которого предполагается внедрение перспективных медицинских технологий, укрепление материально-технической базы и кадрового потенциала.
Заключение
Изучив данную тему «Методология социального прогнозирования» можно сделать следующие выводы:
Социальный прогноз в своей основе строится по технологии, задающей и содержание, и последовательность действий. Разнообразные цели социального прогнозирования могут быть сведены к установлению вероятных рисков, и выявлению способов их избежать. Основными способами социального прогнозирования являются экстраполяция, моделирование, экспертиза.
Принципами социального прогнозирования являются: принцип системности, принцип единства политики и экономики, принцип научной обоснованности, принцип адекватности, принцип вариантности, принцип целенаправленности.
Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов.
Согласно прогнозным расчетам, численность населения Липецкой области с доходами ниже прожиточного минимума в течение 2004-2009 гг. сокращалась, в 2010-2012 гг. выявленная тенденция сохранится.
Реализация социальной политики в среднесрочной перспективе будет направлена на обеспечение устойчивого повышения уровня жизни населения.
Социальное прогнозирование – это один из важнейших видов прогнозирования т.к. это возможность предвидения тенденций и перспектив возможного развития социальных систем, объектов, общественных явлений, процессов. А объектом социального прогнозирования могут быть все социальные системы, все явления, протекающие в обществе.
Список литературы
1. Бестужев – Лада И.В., Наместникова Г.А. Социальное прогнозирование. Курс лекций: Педагогическое сообщество России. – М.: Эксмо, 2008. – 392 с.
2. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учебное пособие. – М.: Дашков и К°, 2009– 308 с.
3. Государственное регулирование рыночной экономики / под общ. ред. В.И. Кушлина. - М.: Изд-во РАГС, 2009. – 829 с.
4. Егоров В.В., Парсаданов Г.А. Прогнозирование национальной экономики. - М.: Высшая школа, 2009. – 184 с.
5. Калина А. В., Конева М. И., Ященко В. А. Современный экономический анализ и прогнозирование (микро- и макроуровни): учеб.-метод. пособие. - К.: МАУП, 2008. - 416 с.
6. Кандаурова Г.А., Борисевич В.И. Прогнозирование и планирование экономики. – М.: Современная школа, 2009. – 180 с.
7. Кузык Б.Н., Кушлин В.Н., Яковец Ю.В. Прогнозирование и стратегическое планирование социально-экономического развития: Учебник. – М.: Экономика, 2008. – 242 с.
8. Найбороденко Н.М. Прогнозирование и стратегия социального развития России. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2009. – 353 с.
9. Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2010. – 180 с.
10. Статистическая информация // www.admlr.lipetsk.ru
11. Эконометрика / Под ред Елисеевой М. – М.: Финансы и статистика, 2009– 250 с.
12. Экономика и социальная сфера Липецкой области: статистический сборник. Липецкий облкомстат. - Липецк, 2009. – 210 с.