Теория налогообложения

Основным источником доходов государства являются на­логи.

Налоги — обязательные платежи в бюджет соответству­ющего уровня плательщиками налогов в порядке и на усло­виях, определенных законодательством.

Налоговая система — совокупность имеющихся в стране налогов, форм, принципов и методов их построе­ния, а также институтов и организаций, обеспечиваю­щих их изъятие, осуществляющих контроль за выполне­нием налогового законодательства.

Функции налогов непосредственно связаны с функциями Финансов (рис. 17.5).


Глава 17

Теория налогообложения - student2.ru

Рис. 17.5. Функции налогов

Элементы системы налогообложения:

— субъект (плательщик налогов) — юридическое или
физическое лицо, которое платит налоги;

— объект налогообложения — количественно определен­
ный экономический феномен, служащий базой для налого­
обложения.

База налогообложения — это денежная сумма, с которой взимается налог.

Источник налогообложения — доход плательщика на­лога, подлежащий налогообложению.

Источник и объект налогообложения взаимосвязаны, по­скольку доход является источником налогообложения. Если налогом облагается собственно доход или имущество, обеспечивающие получение дохода, то источник и объект взаимосвязаны. Если же налог взимается с имущества или земли, находящихся в личном использовании и не принося­щих дохода, эта взаимосвязь исчезает.

Ставка (норма) налогообложения — законодательно определенный размер налога на единицу налогообложения.

Финансовая система

Ставка налогообложения может выступать в следующих формах:

— средней налоговой ставки — отношение объема на­логов к величине дохода, подлежащего налогообложению;

— предельной налоговой ставки — отношение прироста налогов к приросту доходов, подлежащих налогообложе­нию;

— льготы налогообложения — освобождение от налогов или уменьшение налоговых ставок.

Виды налоговых льгот:

— ускоренная амортизация основного капитала (спи­санная амортизация в объемах, значительно превышающих реальный износ капитала). По содержанию ускоренная амортизация тождественна налоговой субсидии предприни­мательскому сектору. Она уменьшает прибыль, подлежа­щую налогообложению, ускоряет оборот основного капита­ла, создает стимулы для ускоренного обновления основного капитала;

— инвестиционный налоговый кредит, по существу, является финансированием государством (правительством) инвестиций частного бизнеса. По содержанию это инвести­ционная скидка. Его рассчитывают как процент от стоимо­сти основного капитала и изымают непосредственно из сум­мы налога, а не дохода, подлежащего налогообложению. Это уменьшает стоимость вновь приобретенного оборудова­ния на величину скидки.

Налоговая квота характеризует уровень налогообложе­ния и определяется как доля налога в доходе плательщика. С точки зрения социальной справедливости этот элемент на­логообложения должен быть обязательным в формировании Механизма налогообложения. Но введение налоговой квоты Уменьшает возможность влияния налогов как экономиче­ского регулятора государства, поэтому налоговая квота за­конодательно не устанавливается.

Связь между размером налоговой ставки и объемами по­ступления налогов в бюджет исследовал американский эко­номист А. Лаффер. Графическое изображение этой зависи­мости известно как "кривая Лаффера" (рис. 17.6).


Глава 17

Теория налогообложения - student2.ru

Данная кривая показывает ставку налогообложения, при которой поступления налогов достигают максимальной ве­личины (N). Дальнейший рост ставки налогообложения (В) снижает стимулы предпринимателей и наемных работни­ков к увеличению доходов, уменьшает базу налогообложе­ния и поступления налогов в бюджет. При налоговой ставке в 100 % государство осталось бы без дохода, поскольку ни­кто не желает работать бесплатно.

Классификация налогов

В зависимости от уровня государственных стрУк~ тур, взимающих налоги:

фансовая система

— общегосударственные (устанавливаются органами го-
сударственной власти высшего уровня);

— местные (устанавливаются местными органами вла­
сти и управления).

В зависимости от метода взимания:

—раскладочные (сначала устанавливается объем налого­вых поступлений, необходимых для нужд государства, а за­тем эту сумму распределяют на отдельные части по террито­рии, между отдельными плательщиками);

—окладные (вначале устанавливаются налоговые став­ки, а потом — размер налога на каждого плательщика).

В зависимости от формы налогообложения (опреде­ляющий критерий классификации налогов):

— прямые (изымаются непосредственно у собственников имущества, получателей дохода);

— косвенные (непрямые) (изымаются в сфере реализа­ции или потребления экономических благ, то есть перекла­дываются на потребителя и не зависят от уровня дохода).

Прямые налоги, в свою очередь, выступают в следую­щих формах:

— реальные (земельный налог, домовой, на денежный капитал и т. п.);

— личные (устанавливаются для конкретного платель­щика индивидуально: налог с доходов граждан (физических лиц), налог на прибыль корпораций, на наследство, на даре­ние, на прирост капитала, на имущество и т. п.).

Косвенные налоги делят на три группы: фискальные мо­нополии, акцизы и таможенные пошлины.

Фискальные монополии — это установленные государ­ством цены на экономические блага, которые обеспечивают ему определенные денежные поступления, т. е. являются своеобразным источником доходов государства от реализа­ции монопольных товаров. Монополия государства может быть полной и частичной.

Полная монополия проявляется в исключительном праве государства на производство и реализацию определенных товаров по установленной государством цене. Объектом пол­ной монополии, как правило, являются такие товары массо-

Глава 17

вого потребления, как соль, спички, водочные и табачные изделия и т. п.

Частичную монополию государство реализует посред­ством монополизации только ценообразования или произ­водства и ценообразования или ценообразования и реализа­ции.

Акцизы — это косвенные налоги в виде надбавки кры­ночной цене, которая присваивается государством. В пере­воде с латыни accido (акциз) означает "отрезать", "отсечь".

Акцизы существуют в таких формах:

— фиксированные (устанавливаются на единицу товара в
денежном выражении);

— пропорциональные (устанавливаются в процентах к объему реализации);

— специфические (устанавливаются на отдельные виды товаров: изделия из драгоценных металлов и камней, табач­ные изделия, автомобили и т. п.);

— универсальные (устанавливаются на весь объем реали­зации: налог с продаж, налог с оборота, налог на добавлен­ную стоимость).

Универсальные акцизы в развитых странах эволюциони­ровали в направлении от налога с оборота к налогу на добав­ленную стоимость (НДС).

В Украине этот налог был учрежден в декабре 1991г.

Налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль и налог на доходы физических лиц— наиболее распространенные виды налогов в мировой практике нало­гообложения.

Таможенная пошлина устанавливается при ввозе и вы­возе товаров через государственную границу или при транс­портировке иностранных товаров через территории опреде­ленных стран транзитом.

Различают следующие формы пошлин:

• по происхождению:

— экспортные;

— импортные;

• по цели:

— фискальные, имеющие бюджетное предназначение;

Финансовая система

— протекционистские, используемые для защиты оте­чественного рынка от конкуренции со стороны иностранных экономических благ;

— антидемпинговые, устанавливаемые на многосторон­ней основе с целью развития мировой торговли. Они неболь­шие по размеру и являются переходным звеном к беспош­линной торговле;

— статистические, используемые для учета экспортно-импортных операций в условиях свободной внешней тор­говли (не имеют бюджетного предназначения);

— компенсационные, устанавливаемые по соглашению
сторон с целью избежания ценовой конкуренции между
ними;

• по ставкам:

— специфические, устанавливаемые на единицу товара;

— адвалорные, определяемые в процентах от стоимости товаров;

— смешанные, предполагающие наличие адвалорных и специфических пошлин.

Что касается соотношения прямых и косвенных налогов, то следует отметить, что чем богаче страна, тем больший удельный вес прямых налогов в структуре налоговых посту­плений в государственную казну. Это не означает второсте-пенность косвенных налогов. Последние имеют много как преимуществ, так и недостатков.

Преимущества косвенных налогов:

— быстрое поступление в бюджет в связи стем, что нало­гом облагаются реализация и потребление;

— равномерность изъятия в территориальном разрезе;

— мотивационная роль в создании государством условий Для производства и реализации как предпосылки стабиль­ности налоговых поступлений;

— ограничение потребления одних групп экономических благ и расширение потребления других благодаря диффе­ренциации налоговых ставок государством.

Недостатки косвенных налогов:

— неадекватность налогов размеру доходов плательщи­
ков;

Глава 17

— чрезмерная обременительность их для малообеспечен­
ных слоев населения.

В Украине, как и в других странах СНГ, преобладают косвенные налоги. Это объясняется:

— низким уровнем доходов преобладающего большин­
ства юридических и физических лиц;

— значительным удельным весом "теневого" сектора эко­номики;

— большим количеством убыточных и низкорентабель­ных предприятий;

— низким уровнем налоговой культуры. Принципы налогообложения:

— обязательность;

— оптимальное соотношение экономической эффектив­ности и социальной справедливости;

— относительная стабильность в кратко- и среднесроч­ном периодах, с одной стороны, и гибкость — в долгосроч­ном периоде;

— прогрессивный характер налогообложения;

— защита отечественного производителя;

— избежание двойного налогообложения.
Методы налогообложения:

— пропорциональное налогообложение не учитывает диф­ференциацию доходов при определении налоговой ставки;

— при прогрессивном налогообложении средняя ставка прогрессивного налога увеличивается по мере возрастания дохода: плательщик налогов уплачивает не только большую сумму налога, но и больший процент. Прогрессивное нало­гообложение оказывает наиболее сильное давление на лиц с высоким уровнем доходов;

— регрессивное налогообложение зиждется на снижении налоговых ставок по мере возрастания налогов. Данный ме­тод налогообложения выгоден для лиц с высокими дохода­ми, но неприемлем для мелких налогоплательщиков.

Налоги — один из важнейших инструментов государ­ственного регулирования экономики. Посредством налого­вой политики государство может стимулировать (или огра­ничивать) объемы национального производства, степень де-

финансовая система

ловой активности, производство общественных благ. Преобладающее большинство общественных благ оплачива­ется за счет налогов. В то же время налоги искажают конеч-ные результаты процесса распределения ресурсов и дефор­мируют структуру производства.

Система налогообложения наилучшим образом выполня­ет свое функциональное назначение тогда, когда в наимень­шей степени искажает экономику.

УЧЕБНЫЙ ТРЕНИНГОсновные термины и понятия

Акцизы. Внутренний и внешний государственный долг. Государственное казначейство. Государственный бюджет. Государственный долг. Дефицит государственного бюдже­та. Классификация налогов. Консолидированный бюджет. Кривая Лаффера. Налоговая квота. Налоговая ставка. На­логовые льготы. Пошлины. Пропорциональное, прогрессив­ное и регрессивное налогообложение. Профицит государ­ственного бюджета. Раскладочные и окладные, прямые и косвенные налоги. Сбалансированный бюджет. Управление государственным долгом. Финансовая система. Финансы. Фискальные монополии. Функции финансов.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение категории "финансы" и раскройте объективную причину возникновения финансов.

2. Дайте характеристику общих и отличительных черт категорий "финансы" и "деньги".

3. Раскройте основные структурные элементы финансов.

Глава 17

4. Дайте определение финансовой системы и раскройте ее структуру.

5. Дайте определение государственного бюджета и рас. кройте его функции.

6. Охарактеризуйте в общем виде структуру доходов ц расходов государственного бюджета.

7. Чем отличаются понятия "ассигнование", "субси­дии", "субвенции", "дотации"?

8. Дайте характеристику принципов бюджетного фи­нансирования.

9. Дайте определение бюджетного дефицита. В каких формах он проявляется? Охарактеризуйте их.

10. Когда государству целесообразно иметь профицитный бюджет?

11. Какая связь существует между бюджетным дефици­том и государственным долгом?

12. Какие положительные и отрицательные последствия государственного долга вы знаете?

13. Кто и как осуществляет управление государственным долгом?

14. Дайте определение налогов и раскройте содержание их функций.

15. Какие виды ставок налогообложения вы знаете, когда и как их целесообразно использовать?

16. Связь каких явлений отражает кривая Лаффера?

17. Чем объясняется целесообразность классификации налогов по разным критериям? Раскройте содержание этих классификаций.

18. Какие налоговые льготы вы знаете. Раскройте их со­держание. Почему общество не отказывается от налоговых льгот?

19. Дайте характеристику пошлин и объясните целесо­образность существования их разных форм.

20. Какие принципы и методы налогообложения вы зна­ете? Раскройте их целевое предназначение.

21. Какую роль в экономической и социальной жизни играют налоги?

ізнсовая система

Литература

1. Базилевич ВД. Державні фінанси : навч. посіб. / В Д. Базилевич, Л.О. Баластрик ; за ред. В.Д. Базилевича. J К. : Атіка, 2004. — 368 с.

2. Базилевич В Д. Ринкова економіка: основні поняття і категорії: навч. посіб. / В.Д. Базилевич, К.С. Базилевич. — К. : Знання, 2006. — С 106—111.

3. Гальчинський А.С. Економічна теорія : підручник / А.С. Гальчинський, П.С. Єщенко. — К. : Вища пік., 2007. — Т.27.

4. Загородній А.Г. Фінансовий словник / А.Г. Загород­иш, Г.Л. Вознюк, Т.С. Смовженко. — 2-ге вид. — Л. : Центр Європи, 1997. — 576 с

5. Основи економічної теорії: політекономічний аспект : підручник / за ред. Г.Н. Климка. — 5-те вид., випр. — К. : Т-во "Знання", КОО, 2004. — 615 с

6. Податкова система України : підручник / за ред. В.М. Федосова. — К. : Либідь, 1994. — 463 с.

7. Соколовська А.М. Податкова система держави: теорія і практика становлення / A.M. Соколовська. — К. : Знання-Прес, 2004. —454 с.

8. Brace P. State Government and Economic Performance / Brace, Paul. — Baltimore : Johns Hopkins University Press, 1993.

Наши рекомендации