Учения А.Смита и Д. Рикардо об абсолютных и относительных преимуществах
Основы теории международной торговли были сформулированы в к. 18-н.19 вв. английскими экономистами А. Смитом и Д. Рикардо.
А. Смит в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» обосновал теорию абсолютных преимуществ. Его главный вывод: для государства может быть выгодной не только продажа, но и покупка товаров на внешнем рынке, т.е. страна, имеющая определенные преимущества в производстве какого-либо товара, должна специализироваться на его производстве и поставлять его другим странам.
Главная заслуга А.Смита в том, что через наличие естественных и приобретенных преимуществ он объяснил межстрановые торговые потоки.
Д.Рикардо в «Началах политической экономии и налогообложения» сформулировал более общий принцип взаимовыгодной торговли и международной специализации. Он открыл закон сравнительных преимуществ – каждая страна специализируется на производстве тех товаров, по которым ее трудовые издержки сравнительно ниже. Главный вывод: свободная торговля ведет к специализации в производстве каждой страны, развитию производства сравнительно преимущественных товаров, увеличению выпуска продукции во всем мире.
Общая характеристика теорий мирохозяйственных связей
В к 19-н.20 вв. происходят структурные сдвиги в международной торговле. Роль естественных природных различий снижается. Возникают новые теории.
Шведские экономисты Э. Хекшер и Б.Олин в 20-30гг ХХ века создали теорию, объясняющую причины международной торговли продукцией обрабатывающей промышленности. Они исходили из того, что различные страны в разной степени наделены трудом, капиталом, землей, а также разной потребностью в тех или иных товарах. Например, в стране, где трудовых ресурсов много, а капитала недостаточно, труд будет сравнительно дешевым, а капитал – дорогим, и, наоборот, в стране, где трудовых ресурсов мало, а капитал имеется в достаточном количестве, труд будет дешевым, а капитал дорогим.
Согласно этой теории, товары, требующие для своего производства значительных (максимальных) затрат избыточных факторов производств аи небольших (минимальных) затрат дефицитных факторов, экспортируются в обмен на товары, производимые с использованием факторов в обратной пропорции.
Другими словами, страна экспортирует товары, производство которых требует большого количества ресурсов, имеющихся у нее в избытке. В процессе международной торговли происходит выравнивание цен на факторы производства.
Парадокс В. Леонтьева
В. Леонтьев в 1954 г. на основе межотраслевого баланса предложил проверить теорию Хекшера-Олина. Согласно ей, США, обладающие избытком капиталов, должны были экспортировать капиталоемкие товары, а импортировать трудоемкие.
Результаты оказались парадоксальными. Импорт США был на 30% менее капиталоемок, чем экспорт. Капиталонасыщенные США экспортировали трудоемкую продукцию, а импортировали капиталоемкую. Это явление получило название «парадокс Леонтьева». Ответ Леонтьева: НТП ведет не только к насыщению капиталами, но и к росту квалификации рабочей силы. Он разбил фактор труд на два блока: квалифицированный и неквалифицированный. Продукт квалифицированной рабочей силы по закону редукции труда обменивается на больший продукт менее квалифицированного труда, и внешняя торговля в таком случае дает больший эффект.
В США капитал оказался не самым избыточным ресурсом. В большей мере избыточными были ресурсы, связанные с размерами обрабатываемых земель и научно-технические кадры. Теория Хекшера-Олина при более глубоком дифференцировании факторов производства подтвердилась: США оказались чистыми экспортерами товаров, в производстве которых интенсивно используются насыщенные факторы.
Теория жизненного цикла продукта В. Вернона, Ч. Кинделберга, Л. Уэльса
Согласно этой теории, каждый новый продукт проходит цикл, включающий стадии внедрения, расширения, зрелости и старения. На этой основе авторы объясняют современные торговые связи между странами при обмене готовыми изделиями. В соответствии с циклом страны специализируются на производстве экспорта одного и того же товара на разных стадиях зрелости.
Текст лекции 4
Тема занятия: Потенциал мировой экономики
Вопросы занятия:
1. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства.
2. Трудовые ресурсы мирового хозяйства.
3. Финансовые ресурсы мирового хозяйства.
4. Предпринимательские ресурсы мирового хозяйства.
5. Научные ресурсы мирового хозяйства.
6. Отраслевая структура мирового хозяйства.
Цели занятия
1. Раскрыть содержание понятия «потенциал мировой экономики».
2. Показать значение природно-ресурсного, трудового, финансового, научного, предпринимательского потенциала для развития современного мирового хозяйства.
3. Объяснить, что первостепенным условием устойчивого развития всего человечества в целом является вся совокупность природных факторов.
4. Изучить отраслевую структуру мирового хозяйства.
Материальное обеспечение, литература:Видеопроектор, слайды
Международные экономические отношения/Под ред. В.Е. Рыбалкина, М., 2007. (1).
Ломакин В. К. Мировая экономика: учебник. – М., 2010. – 671 с. (2)
Спиридонов И.А. Мировая экономика: Учебное пособие-М:ИНФРА-М.,2006-272С. (3)
Задание на самостоятельную работу:
1. Изучить западные и отечественные классификации природных ресурсов.
2. Изучить структуру рекреационных ресурсов и их в роль в развитии туризма.
3. Изучить структуру мирового финансового рынка.