Николай Дмитриевич Кондратьев и его исследования

Введение.

Открытие больших волн конъюнктуры принадлежит великому русскому ученому-экономисту Николаю Д. Кондратьеву (1892-1938гг). Наибольшую известность ученому принесла теория больших конъюнктур. Подробное изложение теории содержится в статье, переведенной в 1926 г на немецкий , а в 1935 г на английский язык.

Вклад русского ученого был давно признан на Западе, где в экономической литературе постоянно упоминается его имя, приводятся ссылки на его труды. Модель долговременных колебаний экономического развития названа в память о человеке, открывшем ее, “ Длинными волнами Кондратьева”.

В процессе работы над теорией больших циклов возникают следующие задачи:

· Определить, что же представляют собой длинные волны по Кондратьеву

· Каков механизм их возникновения?

· Доказать существование больших циклов конъюнктуры, опираясь на фактический материал.

Установить закономерность в появлении больших циклов экономической динамики.

Изучить теоретическое обоснование существования больших циклов.

Николай Дмитриевич Кондратьев и его исследования.

В числе тех немногих российских ученых, которые сумели занять почетное место в галерее великих экономистов, есть и имя Николая Дмитриевича Кондратьева.

Кондратьев родился в 1892 г. в деревне Галуевская, Ивановской области в семье крестьянина. После окончания школы поступил на юридический факультет Петербургского университета. Однако его интересы вскоре вышли за пределы юридических знаний, основное внимание он стал уделять изучению экономики. К концу его учебы юридический факультет выступил с ходатайством оставить Кондратьева при университете «для приготовления к профессорскому званию по кафедре политической экономии и статистики»[1]. Но столь ясные перспективы университетской карьеры были изменены историей – срок аспирантуры истек в январе 1917 г.

В силу своего крестьянского происхождения Кондратьев быстро втянулся в круг экономических и политических проблем аграрной реформы, ставшей одним из главных лозунгов Февральской революции 1917 г. И в октябре его назначают заместителем министра продовольствия во Временном правительстве России. Он не принял сразу идей большевизма и лишь в 1919 г. решился на сотрудничество с новыми властями. Дальнейший его путь тесно переплетается с деятельностью А. В. Чаянова.

Однако в отличие от последнего, Кондратьев занимается не организационно-производственными проблемами крестьянских хозяйств и кооперации, а анализом экономической обстановки, в которой приходится действовать сельским производителям.

Эти исследования быстро вывели его на проблему долгосрочных тенденций развития экономики. Обработав с помощью специальных математических методов данные об изменениях ряда важнейших показателей состояния экономики Англии, Франции, Германии и США с конца XVIII в. и до начала XX в., Кондратьев обнаружил любопытные закономерности. Проанализировав их, он сформулировал теорию «длинных волн» развития рыночной экономики, прославившую его имя.

Эта теория доказывала, что страны с рыночной экономикой в своем развитии регулярно проходят через стадии экономического подъема и спада, образующие стандартные циклы, которые повторяются каждые 40 – 60 лет (более подробное рассмотрение этого вопроса будет представлено в соответствующем разделе реферата). Тем самым впервые в мировой экономической науке сумел доказать, что время является самостоятельной и важной экономической категорией, с которой надо считаться при регулировании хозяйства любой страны.

Такие большие циклы, по мнению русского ученного, рождаются после или вместе с серьезными новшествами в экономической жизни общества (внедрение крупных изобретений и открытий ученых, появление на мировом рынке новых групп стран и т. д.). При этом подъем волны обычно сопровождается особенно большим числом войн и всякого рода политических потрясений, включая революции. Реальной же материальной основой «длинных волн» является коренное обновление человечеством тех видов производственных сооружений и оборудования, которые имеют особенно длительные сроки службы (железные дороги, мосты, каналы, плотины и т. д.).[2]

Эти выводы вызвали большой интерес во всем мире: о работах Кондратьева немедленно с похвалой отозвались крупнейшие ученные, включая Кейнса, Шумпетера и других. Иная судьба ждала теорию «длинных волн» и ее автора в самой России. Рожденная долгими исследованиями убежденность в том, что экономика развивается по объективным законам, сыграла роковую роль в судьбе ученого.

Его взгляды и аргументы противоречили той теории «партийного подхода к планированию экономики», которая под присмотром Сталина становилась главенствующей в СССР. Так же, как и А. В. Чаянов, не вписывался он и в планы преобразований сельского хозяйства.

В июле 1930 г. вместе с А. В. Чаяновым он был арестован по ложному обвинению в создании и руководстве подпольной «Трудовой крестьянской» партии, которая якобы боролась против коллективизации в СССР, и осужден на 8 лет заключения. Тяжелые условия заключения подорвали его здоровье: в конце 1936 г. он заболел и начал слепнуть. Но сталинские карательные органы не дали ему умереть своей смертью, в 1938 г. он снова был осужден по тому же самому надуманному делу и расстрелян. Ему было только 46 лет.[3] Полностью реабилитировали Кондратьева («за отсутствием состава преступления») лишь спустя почти полвека – в 1987 г., а первая книга его трудов пришла к современному поколению экономистов только в 1989 г.

Наши рекомендации