Модуль 1: Введение в микроэкономику
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономической теории и мировой экономики
Методические указания
по организации и проведению лекционных занятий по дисциплине
МИКРОЭКОНОМИКА
(наименование дисциплины по учебному плану)
Направление подготовки: | 080100.62 «Экономика» |
Квалификация (степень) выпускника: | Бакалавр |
Профиль подготовки: | Финансы и кредит Торговая политика Экономика организации Бухгалтерский учет, анализ и аудит |
Форма обучения: | Очная |
Санкт-Петербург
2013 г.
ОДОБРЕНЫ на заседании кафедры «Экономической теории и мировой экономики» Протокол № 10 от 15 мая 2013 г. Зав.кафедрой __________________С.И.Головкина | Составлены в соответствии с учебным планом и рабочей программы дисциплины «Микроэкономика» для подготовки бакалавра по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» |
Составители: Заболотских Л.Ю.; Соколова А.А. | канд. экон. наук, доцент кафедры «Экономическая теория и мировая экономика» ФГБОУ ВПО «СПбГТЭУ»; канд. экон. наук, доцент кафедры «Экономическая теория и мировая экономика»ФГБОУ ВПО «СПбГТЭУ» |
Рецензенты: Капустина И.В. Куцевский В.В. | канд. экон. наук, доцент зав. кафедрой «Внешней экономической деятельности и торгового дела»ФГБОУ ВПО «СПбГТЭУ» канд. экон. наук, доцент кафедры «Экономической теории и мировой экономики» ФГБОУ ВПО «СПбГТЭУ» |
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………….... | |
Модуль 1: Введение в микроэкономику………………………………… Лекция № 1. Вводная лекция……………………………………………. | |
Лекция № 2. Рынок и его характеристики………………………………. | |
Лекция № 3.Экономические системы: понятие, виды…………………. | |
Модуль 2: Теория спроса и предложения……………………………….. Лекция № 4. Основы анализа спроса и предложения…………………... | |
Лекция № 5. Взаимодействие спроса и предложения………………….. | |
Лекция № 6. Эластичность спроса и предложения …………………….. | |
Модуль 3: Теория поведения потребителя и производителя…………… Лекция № 7. Теория потребительского выбора…………………………. | |
Лекция № 8. Теория поведения производителя ………………………... | |
Модуль 4: Предприятие в условиях совершенной конкуренции……… Лекция № 9. Затраты и прибыль…………………………………………. | |
Лекция № 10. Предприятие (прибыль) в условиях чистой (совершенной) конкуренции…………………………………………..…. | |
Модуль 5: Предприятие в условиях несовершенной конкуренции…… Лекция №11.Модель рынка чистая монополия, ее признаки……….…. | |
Лекция №12. Модель рынка монополистическая конкуренция, ее признаки…………………………………………………………………… | |
Лекция №13.Стратегическое поведение фирм в условиях олигополии……………………………………………………….……….. | |
Модуль 6: Рынок факторов производства……………………………….. Лекция №14.Рынок труда………………………………………………... | |
Лекция №15.Рынок капитала……………………………………………. | |
Лекция №16. Рынок земли……………………………………………….. | |
Модуль 7: Общее рыночное равновесие и теория благосостояния……. Лекция №17. Общее рыночное равновесие …………………………….. | |
Лекция №18. Эффективность и общественное благосостояние ………. | |
Лекция №19. Общее представление о несостоятельности рынков……. | |
Модуль 8: Теория внешних эффектов. Общественные блага………….. Лекция №20. Внешние эффекты экономической деятельности……….. | |
Лекция №21.Общественные блага………………………………………. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «МИКРОЭКОНОМИКА» |
Пояснительная записка
Методические указания по организации и проведению лекционных занятий по дисциплине «Микроэкономика» предназначены для студентов по направлению подготовки 080100.62 «Экономика».
Целью методических указаний является оказание помощи студентам в подготовке к лекциям по дисциплине «Микроэкономика».
Микроэкономика является базовой дисциплиной в системе экономического образования. Изучение данной дисциплины способствует формированию основ экономического мышления, которые в свою очередь обеспечивают понимание сущности происходящих социально-экономических процессов, тем самым, являясь необходимой предпосылкой успешного изучения прикладных дисциплин экономического профиля и формирования профессиональных компетенций студентов.
Методические указания включают курс лекций, способствующих успешному освоению студентами разделов дисциплины «Микроэкономика». Курс лекций разработан в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» и направлен на формирование следующих компетенций:
общекультурных компетенций:
(ОК-1): Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.
профессиональных компетенций:
(ПК-4): Способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;
(ПК-9): Способность использовать отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет;
(ПК-14): Способность преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы;
(ПК-15): Способность принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин
В результате освоения лекционных занятий по дисциплине «Микроэкономика» студенты должны:
знать:
- на уровне представлений: основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки;
- на уровне воспроизведения: основные понятия, категории и инструменты микроэкономики;
- на уровне понимания:закономерности функционирования современной экономики на микроуровне.
Описание каждого лекционного занятия содержит: тему; количество часов в соответствии с рабочей программой дисциплины; план лекции; содержание лекции; список вопросов для самоконтроля знаний студентов; список литературы по теме. Темы лекционных занятий соответствуют рабочей программе дисциплины «Микроэкономика».
Для получения дополнительной, более подробной информации по изучаемым вопросам лекционных занятий, приведено учебно-методическое и информационное обеспечение.
Модуль 1: Введение в микроэкономику
Лекции № 1
Тема лекции «Вводная лекция. Основные понятия, относящиеся к дисциплине»