Черты, структура и функции рынка
Характерными чертами современного рынка являются: экономическая свобода, конкуренция, мобильность ресурсов, автономность действий участников рынка, полная информированность субъектов, социализация и глобализация экономических связей (рис. 7.2).
Формы проявления экономической свободы: ~ свобода выбора сферы применения своих способностей; ~ свобода выбора сферы применения своего капитала;
рыночная экономика: сущность, структура и инфраструктура
_ свобода выбора партнеров;
_ свобода ценообразования;
_ свобода выбора уровня риска;
_ полная ответственность за свои решения, действия и
их последствия.
Конкуренция в наиболее общем понимании означает, что тем, чем занимается один из хозяйствующих субъектов, могут свободно заниматься и другие. Она (конкуренция) является одним из самых важных стимулов экономического роста и в то же время в процессе эволюционного развития порождает монополизм, ограничивающий и деформирующий конкуренцию.
Формы конкуренции по критериальным признакам:
а) в зависимости от конкурирующих субъектов:
— между производителями и потребителями;
— между производителями однородной продукции;
— между производителями разнородной продукции;
— между собственниками капитала и рабочей силы;
— между собственниками капитала;
— между собственниками рабочей силы;
— между частными собственниками капитала и государством;
— между собственниками рабочей силы, их профсоюзными объединениями и государством;
между монополизированным и немонополизирован-ным секторами экономики; между олигополиями; внутри монополии;
— внутри немонополизированного сектора и т. п.;
б) в зависимости от объектов:
- по поводу ресурсов;
по поводу рынка сбыта; - за право первоочередного владения информацией; - по поводу инноваций и т. д.;
Глава 7
в) в зависимости от рыночных форм:
— совершенная;
— несовершенная;
г) в зависимости от законности:
— добросовестная;
— недобросовестная;
д) в зависимости от последствий:
— свободная;
— олигополистическая;
— монополия;
— монополистическая конкуренция.
Мобильность ресурсов означает:
— готовность работников на протяжении своей трудовой деятельности несколько раз менять сферу приложения своих способностей (территориальные перемещения, исполнение новых функций, обусловленных измененной структурой производства, и т. п.);
— альтернативность использования таких ресурсов, как земля и капитал, в связи с изменением структуры производства, потребностей, а также в связи с ограниченностью ресурсов;
— расширение сферы свободного движения значитель
ных объемов ресурсов в связи с новыми транспортными и
информационными возможностями и пр.
Полная информированность участников рынка обеспечивается прежде всего за счет использования наиболее прогрессивных новейших технологий, в частности Интернета, где очень быстро можно получить достоверную информацию из любой точки планеты.
Цена и ценность информации с развитием рынка возрастают. Продавцы, предоставляющие недостоверную инфор-мацию, должны нести полную экономическую ответственность за возможные негативные последствия ее использования.
Рыночная экономика: сущность, структура и инфраструктура
На современном этапе главными в этой отрасли являются проблемы защиты:
— частной жизни;
— коммерческой тайны и конфиденциальной информации;
— государственной тайны.
Автономность действий участников рынка предусматривает свободный выбор ими экономического поведения. Вместе с тем развитая рыночная экономика предусматривает, что, к примеру, выбор банковской деятельности в качестве сферы приложения капитала может завершиться как процветанием, так и банкротством для банкира, но клиенты при этом не должны пострадать.
Принципы функционирования рыночной экономики отражены на рис. 7.3.
Глава 7
• товарный рынок, выступающий в виде:
— рынка потребительских вещественных товаров и рынка потребительских услуг;
— рынка научно-технических разработок и информации;
• финансовый рынок, выступающий в виде:
— денежного рынка;
— рынка ценных бумаг;
— валютного рынка;
б) в зависимости от условий, в которых действуют хо
зяйствующие субъекты:
— свободный (полиполистический) рынок (много продавцов; много покупателей; однородные товары; свободный вход на рынок и выход с рынка; доступная информация);
— монополизированный (олигополия, монополия) (несколько или один продавец; множество покупателей; наличие входных барьеров на рынок; ограниченный доступ к информации);
— монополистическая конкуренция (относительно большое количество продавцов и покупателей; дифференцированные товары; свободный вход на рынок и выход из него);
— регулируемый (государство законодательно ограничивает экономическую свободу отдельных хозяйствующих субъектов, формируя и защищая конкурентную среду);
в) по территориальному признаку:
— местный;
— региональный;
— национальный;
— мировой;
г) в зависимости от соответствия действующему зако
нодательству:
— легальный (разрешенный законом и открытый для налогообложения);
— теневой (не зарегистрированный, уклоняющийся от налогообложения);
д) в зависимости от способа формирования:
— стихийный;
— организованный.
рыночная экономика: сущность, структура и инфраструктура