Эволюция теории рынков
В области теории рынков все учебники по микроэкономическому анализу сильно отличаются от фундаментального труда А. Маршалла. В 1930-1940-е гг. были заложены основы теории несовершенной конкуренции, которая заняла ведущее положение в учебных курсах послевоенной поры.
Модели монополии, монопсонии, олигополии, двойной монополии, монополистической конкуренции нашли отражение во всех учебниках по микроэкономическому анализу. Вместе с тем проблемы несовершенной конкуренции до сих пор считаются дискуссионными, по этому поводу все ещё не существует «определённой теории на достаточно развитом уровне». Учебные курсы, избегая сложных суждений, знакомят с основными общеизвестными положениями различных теорий.
Особое внимание обращают на себя проблемы рынков, монополистической конкуренции и олигополии. Разработка моделей таких рынков, исследование закономерностей поведения фирм на них, движения цен, издержек и прибыли сочетаются с изучением воздействия, которое несовершенные рынки оказывают на общее рыночное равновесие, эффективность распределения ресурсов и доходов.
В учебных курсах изучаются основные модели олигополии, такие, как дуополия Курно-Нэша, модель «лидера и последователя» Стэкклберга, открытый картель, ломаная кривая спроса. В 1970-1980-е гг. особую популярность приобрели модели, построенные на основе теории игр: игры с нулевой суммой, демонстрирующие закономерности стратегии жёсткого взаимодействия, игры с ненулевой суммой, показывающие противоречия олигополистической координации.
Учебники исследуют такие особенности поведения фирм в условиях олигополии, как тесное взаимодействие, соперничество, асимметрия информации, необходимость сознательного поддержания единого уровня цен в отрасли. При этом в отрасли в целом могут появиться жёсткие единообразные цены, независимые от издержек отдельных фирм, объёмы выпуска продукции ограничиваются, создаются барьеры, препятствующие проникновению в отрасль новых фирм.
Применяя модели олигополистического взаимодействия, учебные курсы показывают, как неопределённость, недоверие фирм, а также незапланированные изменения рынка приводят к тому, что цена и объем выпуска оказываются на уровне, не соответствующем оптимальным условиям функционирования. Максимизация прибыли для всех фирм в отрасли вступает в противоречие с максимизацией прибыли для отдельной фирмы, поэтому полный и долгосрочный сговор оказывается невозможным. В этом же направлении действует и отклонение средних издержек от оптимального уровня. Этот процесс тесно связан с необходимостью ограничения выпуска каждым участником олигополистической координации, что невозможно без сохранения резервных мощностей, иногда значительных.
С точки зрения участников олигополистического сговора оптимизация цены и объёмов выпуска, соблюдение договорённости могут принести дополнительную прибыль в долгосрочном периоде. Нарушение договора, самостоятельное снижение цен, проведение агрессивных рекламных кампаний могут дать краткосрочное повышение прибыли за счёт остальных участников сговора, но в долгосрочном плане обязательно приведут к снижению прибыли и даже истощению финансовых ресурсов. К этому выводу приходят все исследователи и он закреплён в учебных курсах.
Основные дискуссии разворачивались в области проверки этих выводов на практике. Так, Дж. Стиглер в 1947 г. подверг критике модель ломаной кривой спроса в статье «Ломаная кривая спроса олигополиста и жёсткие цены». На основе статистических данных он попытался показать, что после второй мировой войны жёсткость цен была не столь велика, как в начале XX века, а ценовые войны не так уж характерны, поэтому невозможно утверждать, что при снижении цен все фирмы в отрасли выравнивают цены, а при повышении цен одной фирмой — не следуют за инициатором. Динамическое соперничество, расширение рынков, неценовая конкуренция или дифференциация продукции, а также множественность целей, которые может преследовать крупная корпорация, предопределяют разнообразие реакции фирм на снижение или повышение цен. Обязательной потери эластичности кривой спроса на участке низких цен и резкого увеличения эластичности на участке высоких цен может не быть. Вместе с тем, хотя специальные курсы по теории отраслевой организации рынка уже не пропагандируют эту модель, общие учебники по микроэкономике постоянно её воспроизводят. Её простота и наглядность, видимо, восполняют некоторую приблизительность общих выводов.
То же происходит и с моделью дуополии Курно. Признавая её несовершенство и неточность, учебные курсы используют эту модель для демонстрации самых общих, простых закономерностей взаимодействия фирм в условиях несовершенной конкуренции.
Новым, постоянно развивающимся разделом этой темы является влияние несовершенной конкуренции на общее рыночное равновесие. Эта проблема тесно связана с оценкой действия государства по регулированию цен, слияния, информации и производства. Именно в этом разделе развёрнуто обсуждаются проблемы несовершенства рыночного механизма, возможность внерыночных эффектов.
Обычно рассматривается несколько критериев социальной цены монополистической власти: снижение эффективности, искажение оптимальных пропорций распределения и потребления благ и ресурсов, снижение общего благосостояния. В последние десятилетия развернулись практические исследования по определению и измерению монополистической власти, то есть способности фирм, участвующих в олигополистической координации, влиять на цены и объёмы выпуска. В связи с этим сделаны попытки измерить ущерб, причинённый таким влиянием. Эти исследования нашли отражение в последних учебных курсах по микроэкономическому анализу (Д Хайман, Р. ПиндайкиД. Рубинфельд).
Вместе с тем в 1970-1980-е гг. явно возросло влияние идей И. Шумпетера о воздействии несовершенной конкуренции на общество. В учебном курсе Д. Хаймана излагаются альтернативные взгляды на достоинства монополии и олигополии, на те выгоды, которые они могут принести обществу Особо исследуется случай естественной монополии, внедрения принципиально новых технических приёмов в условиях мобилизации финансовых ресурсов, разнообразие продукции и распространение информации при содействии монополии'.
Учитывая противоречивость и неоднозначность влияния несовершенной конкуренции на общество, рассмотрение форм и методов антитрестовской политики приобретает в последнее десятилетие возрастающее значение. Эти проблемы занимали относительно скромное место в курсах 1950-1960-х гг., но в курсах 1980-х гг. им отведены целые главы.
Исследования несовершенной конкуренции приводят к тому, что постепенно в учебные курсы все чаще вводится понятие «состязательный рынок», который совмещает в себе черты конкуренции и сознательного взаимодействия участников. Роль государства в этом случае, по мнению авторов, должна ограничиваться предотвращением использования определённых недобросовестных приёмов, позволяющих приобрести монопольную власть. Эти приёмы включают в себя политику цен, направленную на вытеснение конкурентов, промышленный шпионаж и нечестное блокирование доступа на рынок для новых фирм1. В целом же учебные курсы микроэкономики отражают современное негативное отношение к прямому регулированию цен и объёмов в отрасли, пропагандируя косвенные методы воздействия на олигополию: поддержание конкуренции, контроль за добросовестностью и безопасностью рекламы, пресечение любых форм дискриминации.