Составление, рассмотрение и утверждение бюджета региона
Для региона основным плановым документом является бюджет субъекта РФ – бюджет ПК, доходная часть которого зависит от состояния экономики региона. Поэтому для составления проекта бюджета необходимы статистические данные (сведения), налоговые поступления за прошлые периоды, на основе которых строится прогноз социально-экономического развития региона. Проект краевого бюджета составляется в порядке, установленном Администрацией края в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации и законами Приморского края.
Сведения, необходимые для составления проекта краевого бюджета.
Составление проекта краевого бюджета основывается:
· на прогнозе социально-экономического развития Приморского края на очередной финансовый год и плановый период;
· на среднесрочном финансовом плане Приморского края на очередной финансовый год и плановый период;
· на основных направлениях бюджетной и налоговой политики Приморского края на очередной финансовый год и плановый период.
В целях своевременного и качественного составления проекта краевого бюджета финансовый орган Приморского края имеет право получать необходимые сведения от иных финансовых органов, а также от иных государственных органов, органов местного самоуправления.
Функция прогнозирования предназначена для прогноза социально-экономического развития территории, на основе которого в дальнейшем формируется доходная часть бюджета региона. Она реализуется на первом этапе бюджетного процесса ПК.
Прогноз разрабатывается на период не менее трех лет на основе данных социально-экономического развития территории за последний отчетный период, прогноза социально-экономического развития территории до конца базового года (т. е. на текущий период – год) и тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год и предшествует составлению проекта бюджета. (Статья 173 БК РФ [28]). Исходными данными для прогнозирования является «Состояние экономики региона за прошедший и текущий период»- из рис. 3.1. Прогноз социально-экономического развития на очередной финансовый год и плановый период разрабатывается путем уточнения параметров планового периода и добавления параметров второго года планового периода. В пояснительной записке к прогнозу социально-экономического развития Приморского края приводится обоснование параметров прогноза, в том числе их сопоставление с ранее утвержденными параметрами, с указанием причин и факторов прогнозируемых изменений. Результаты прогноза социально-экономического развития территории используются функцией планирования. Изменение прогноза социально-экономического развития территории в ходе составления и рассмотрения проекта бюджета влечет за собой изменение основных характеристик проекта бюджета.
Функция планирования.
При реализации функции планирования формируется два плановых документа: среднесрочный финансовый план ПК и бюджет ПК. Исходными данными для формирования являются:
состояние экономики региона за прошедший и текущий период ( рис. 3.1), из которого дается прогноз развития экономики на будущий период;
состояние бюджета региона за прошедший и текущий период ( рис. 3.1) - в итоге формируется бюджет на будущий период ( из рис. 3.1).
Финансовый план это промежуточный, а бюджет ПК является основным документом для управления развитием региона. Рассмотрим их подробнее.
Среднесрочный финансовый план ПК (Статья 58(2) з. ПК [29]) - документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ, субъекта РФ, муниципального образования и содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета. В соответствии со статьей 174 БК РФ [28] перспективный (среднесрочный для региона) финансовый план законодательно утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, см. из рис. 3.1.
Под среднесрочным финансовым планом Приморского края понимается документ, содержащий основные параметры краевого бюджета. Он ежегодно разрабатывается по форме и в порядке, установленным Администрацией края с соблюдением положений Бюджетного кодекса Российской Федерации на три года, из которых:
первый год - это год, на который составляется бюджет;
следующие два года - плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.
Перспективный финансовый план составляется по укрупненным показателям бюджетной классификации. Проект среднесрочного финансового плана Приморского края утверждается Администрацией края и представляется в Законодательное Собрание одновременно с проектом закона Приморского края о краевом бюджете. Значения показателей среднесрочного финансового плана Приморского края и основных показателей проекта краевого бюджета должны соответствовать друг другу.
Утвержденный среднесрочный финансовый план Приморского края должен содержать следующие параметры:
· прогнозируемый общий объем доходов и расходов краевого бюджета и консолидированного бюджета Приморского края;
· объемы бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов;
· распределение в очередном финансовом году и плановом периоде между муниципальными образованиями Приморского края дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований;
· нормативы отчислений от налоговых доходов в местные бюджеты, устанавливаемые (подлежащие установлению) законом Приморского края о краевом бюджете в соответствии с настоящим Законом;
· дефицит (профицит) краевого бюджета;
· верхний предел государственного внутреннего долга Приморского края, верхний предел государственного внешнего долга Приморского края (при наличии такового) по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом (очередным финансовым годом и каждым годом планового периода).
Среднесрочный финансовый план Приморского края наряду с указанными параметрами должен включать прогнозируемый объем доходов, расходов и дефицита (профицита) территориального фонда обязательного медицинского страхования Приморского края.
Показатели среднесрочного финансового плана Приморского края носят индикативный характер и могут быть изменены при разработке и утверждении среднесрочного финансового плана Приморского края на очередной финансовый год и плановый период.
Среднесрочный финансовый план Приморского края разрабатывается путем уточнения параметров указанного плана на плановый период и добавления параметров на второй год планового периода.
В пояснительной записке к проекту среднесрочного финансового плана Приморского края приводится обоснование параметров среднесрочного финансового плана, в том числе их сопоставление с ранее одобренными параметрами, с указанием причин планируемых изменений.
Среднесрочный финансовый план разрабатывается в целях:
· информирования законодательных (представительных) органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы;
· комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов;
· выявления необходимости и возможности осуществления в перспективе мер в области финансовой политики;
· отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер.
Именно на этапе формирования среднесрочного финансового плана должны использоваться экономико-математические модели, показывающие тенденции развития экономики при том или ином варианте управления регионом.
Бюджет региона.
Порядок и сроки составления проекта краевого бюджета на очередной финансовый год устанавливает Администрация края с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и з. ПК [38, 39]. Непосредственное составление проекта краевого бюджета осуществляется финансовым органом Приморского края.
В проекте закона Приморского края о краевом бюджете должны содержаться основные характеристики и показатели краевого бюджета:
· общий объем доходов краевого бюджета;
· общий объем расходов краевого бюджета;
· размер дефицита (профицита) краевого бюджета.
В проекте закона ПК о краевом бюджете устанавливаются:
· перечень главных администраторов доходов краевого бюджета;
· перечень главных администраторов источников финансирования дефицита краевого бюджета;
· распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов в ведомственной структуре расходов на очередной финансовый год;
· общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств;
· объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов и (или) предоставляемых другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации в очередном финансовом году;
· распределение бюджетных ассигнований по долгосрочным целевым программам;
· долговые показатели в т. ч.:
источники финансирования дефицита краевого бюджета;
предельный объем государственного долга Приморского края на очередной финансовый год;
верхний предел государственного внутреннего долга Приморского края, верхний предел государственного внешнего долга Приморского края (при наличии такового) по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, с указанием, в том числе верхнего предела долга по государственным гарантиям Приморского края;
предельный объем расходов на обслуживание государственного долга Приморского края на очередной финансовый год;
· дополнительные нормативы отчислений в бюджеты муниципальных образований от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в краевой бюджет в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Законом;
· расходы краевого бюджета по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов.
Функция принятия решений.
Орган исполнительной власти (губернатор края) вносит проект закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение законодательного (представительного) органа в определенный срок (до 1 сентября текущего года).
Одновременно с проектом бюджета законодательному органу представляются (статья 65 з. ПК [39]) следующие документы и материалы:
· основными направлениями бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год и плановый период;
· предварительными итогами социально-экономического развития Приморского края за истекший период текущего финансового года и ожидаемыми итогами социально-экономического развития ПК за текущий финансовый год;
· прогнозом социально-экономического развития ПК на очередной финансовый год и плановый период;
· среднесрочным финансовым планом ПК на очередной финансовый год и плановый период;
· пояснительной запиской к проекту закона ПК о краевом бюджете на очередной финансовый год;
· методиками (проектами методик) и расчетами распределения межбюджетных трансфертов;
· верхним пределом государственного (муниципального) долга на конец очередного финансового года;
· проектом программы государственных внутренних и внешних заимствований на очередной финансовый год;
· проектом программы государственных гарантий Приморского края на очередной финансовый год;
· проектом программы предоставления бюджетных кредитов на очередной финансовый год;
· оценкой ожидаемого исполнения краевого бюджета на текущий финансовый год;
· проектом закона Приморского края о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Приморского края на очередной финансовый год;
· предложенным Законодательным Собранием проектом бюджетной сметы Законодательного Собрания, представляемой в случае возникновения разногласий с финансовым органом Администрации края в отношении указанной бюджетной сметы;
· расчетами по статьям классификации доходов краевого бюджета и источников финансирования дефицита краевого бюджета на очередной финансовый год;
· расчетами по разделам и подразделам, целевым статьям, видам расходов классификации расходов краевого бюджета в ведомственной структуре расходов.
Комитет по бюджету готовит заключение, согласованное с контрольно-счетной палатой Законодательного Собрания и правовым управлением Законодательного Собрания, в течение пяти дней со дня получения проекта закона Приморского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и утверждает его решением комитета.
Совет Законодательного Собрания на основании заключения комитета по бюджету принимает решение о том, что проект закона Приморского края о краевом бюджете на очередной финансовый год принимается к рассмотрению и в дальнейшем в трех чтениях утверждает его (статьи 68-80 з. ПК [39]).
Функция регулирования и исполнение бюджетов (Статьи 216-242 БК РФ [38]).
В Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующие финансовые органы. Бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации исполняются на основе принципа единства кассы.
Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета бюджета.
Исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется уполномоченными исполнительными органами на основе бюджетной росписи.
Бюджетная роспись составляется главным распорядителем бюджетных средств по распорядителям и получателям бюджетных средств на основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов Российской Федерации с поквартальной разбивкой и представляется в орган исполнительной власти, ответственный за составление бюджета, в течение 10 дней со дня утверждения бюджета.
На основании бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств орган, ответственный за составление проекта соответствующего бюджета, составляет сводную бюджетную роспись в течение 15 дней после утверждения бюджета. Сводная бюджетная роспись утверждается руководителем указанного органа в установленном порядке и не позднее 17 дней после утверждения бюджета направляется в орган, исполняющий бюджет. Одновременно сводная бюджетная роспись направляется для сведения в соответствующие представительный и контрольные органы.
Исполнение бюджетов всех уровней предусматривает исполнение по доходам и по расходам.
Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:
· перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
· распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;
· возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
· учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.
Исполнение бюджетов по расходам осуществляется в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования. Основными этапами санкционирования при исполнении расходов бюджетов являются:
· составление и утверждение бюджетной росписи;
· утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;
· утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;
· принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;
· подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.
Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств.
Функция контроля.
Контроль в рамках региона представлен как правило финансовым контролем, который, с одной стороны, осуществляет Законодательное Собрание, в том числе через контрольно-счетную палату Законодательного Собрания, с другой, осуществляется органами исполнительной власти региона (ПК), в т. ч. финансовый орган ПК, главные распорядители, распорядители средств краевого бюджета. Администрация края вправе создавать подразделения внутреннего финансового аудита.
Законодательные органы осуществляют следующие формы финансового контроля:
· предварительный контроль - в ходе обсуждения и утверждения проекта законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (ПК) по бюджетно-финансовым вопросам;
· текущий контроль - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных органов в ходе депутатских слушаний и в связи с депутатскими запросами;
· последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.
Контроль законодательных органов предусматривает его право на:
· получение от органов исполнительной власти необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;
· получение от финансовых органов оперативной информации об исполнении краевого бюджета;
· утверждение (не утверждение) отчета об исполнении краевого бюджета за отчетный финансовый год;
· создание собственных контрольных органов (контрольно-счетная палата, иные органы Законодательного Собрания);
· вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты.
Органы исполнительной власти, местные администрации муниципальных образований обязаны предоставлять всю информацию, необходимую для осуществления парламентского контроля, Законодательному Собранию в пределах его компетенции по бюджетным вопросам, установленной Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Финансовый орган ПК осуществляет контроль за операциями с бюджетными средствами получателей средств краевого бюджета, средствами администраторов источников финансирования дефицита краевого бюджета, который включает в себя контроль за:
· не превышением лимитов бюджетных обязательств, распределенных главными распорядителями (распорядителями) средств краевого бюджета между нижестоящими распорядителями и получателями средств краевого бюджета, над утвержденными им лимитами бюджетных обязательств;
· не превышением кассовых расходов, осуществляемых получателями средств бюджета, над доведенными им лимитами бюджетных обязательств;
· соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе, представленном в финансовый орган Приморского края для осуществления санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств краевого бюджета и администраторов источников финансирования дефицита краевого бюджета;
· наличием у получателя средств краевого бюджета документов, подтверждающих возникновение у него денежных обязательств;
Финансовый орган ПК осуществляет контроль также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств. Он вправе проводить проверки получателей средств краевого бюджета, администраторов источников финансирования дефицита краевого бюджета, местных бюджетов.
Финансовый контроль в рамках отведенных полномочий также осуществляется главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов краевого бюджета и главными администраторами источников финансирования дефицита краевого бюджета.
Главные распорядители средств краевого бюджета:
· организуют и осуществляют ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности;
· осуществляют финансовый контроль за подведомственными распорядителями (получателями) средств краевого бюджета в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств, а также использования средств, полученных от платных услуг и иной приносящей доход деятельности;
· осуществляют контроль за использованием субсидий, субвенций их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из краевого бюджета.
Главные распорядители средств краевого бюджета вправе проводить проверки подведомственных распорядителей (получателей) средств краевого бюджета и государственных унитарных предприятий.
Главные администраторы доходов краевого бюджета осуществляют финансовый контроль за подведомственными администраторами доходов краевого бюджета по осуществлению ими функций администрирования доходов.
Главные администраторы источников финансирования дефицита краевого бюджета осуществляют финансовый контроль за осуществлением подведомственными администраторами источников финансирования дефицита краевого бюджета кассовых выплат из краевого бюджета по погашению источников финансирования дефицита краевого бюджета.
Функция учета и отчетности (Статьи 271-273 БК РФ [38]).
Отчеты об исполнении бюджета готовит финансовый орган на основании отчетов главных распорядителей бюджетных средств.
Бюджетная отчетность региона (ПК) является годовой. Отчет об исполнении краевого бюджета является ежеквартальным. Отчеты об исполнении краевого бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года утверждаются Администрацией края и направляются в Законодательное Собрание и контрольно-счетную палату Законодательного Собрания не позднее 10-го числа второго месяца, следующего за отчетным. Отчеты об исполнении краевого бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года представляются на бумажном носителе и в электронном виде. К ежеквартальному отчету об исполнении краевого бюджета прилагается отчет об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Администрации края.
Отчет об исполнении краевого бюджета за отчетный финансовый год до его рассмотрения в Законодательном Собрании подлежит внешней проверке, включающей внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов средств краевого бюджета и подготовку заключения на отчет об исполнении краевого бюджета за отчетный финансовый год.
Внешняя проверка отчета об исполнении краевого бюджета за отчетный финансовый год осуществляется контрольно-счетной палатой Законодательного Собрания в порядке, установленном настоящей статьей, с соблюдением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Главные администраторы средств краевого бюджета одновременно с направлением сводной бюджетной отчетности в финансовый орган Приморского края представляют указанную бюджетную отчетность, включающую в себя формы документов, определенные статьей 264(1) Бюджетного кодекса Российской Федерации, в контрольно-счетную палату Законодательного Собрания для внешней проверки. Годовая бюджетная отчетность представляется на бумажном носителе и в электронном виде.
Администрация края представляет отчет об исполнении краевого бюджета за отчетный финансовый год для подготовки заключения на него не позднее 15 апреля текущего года. Отчет об исполнении краевого бюджета за отчетный финансовый год представляется на бумажном носителе и в электронном виде. Подготовка заключения на отчет об исполнении краевого бюджета за отчетный финансовый год проводится в срок, не превышающий 1,5 месяца. Контрольно-счетная палата Законодательного Собрания готовит заключение на отчет об исполнении краевого бюджета за отчетный финансовый год на основании данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств краевого бюджета.
Отчет об исполнении краевого бюджета за отчетный финансовый год представляется в Законодательное Собрание Губернатором края не позднее 1 июня текущего года. Одновременно с отчетом об исполнении краевого бюджета за отчетный финансовый год представляются:
проект закона Приморского края об исполнении краевого бюджета за отчетный финансовый год;
баланс исполнения краевого бюджета;
отчет о финансовых результатах деятельности;
отчет о движении денежных средств;
пояснительная записка;
отчеты об использовании ассигнований резервного фонда;
бюджетная отчетность об исполнении консолидированного бюджета Приморского края и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Приморского края за отчетный финансовый год.
Законодательное Собрание обязано рассмотреть отчет об исполнении краевого бюджета за отчетный финансовый год в течение одного месяца со дня получения отчета и заключения контрольно-счетной палаты Законодательного Собрания.
По результатам рассмотрения отчета об исполнении краевого бюджета за отчетный финансовый год Законодательное Собрание принимает решение об утверждении либо отклонении закона Приморского края об исполнении краевого бюджета.
Тема 5. Социальная политика и рынок труда региона -(МАО). (4 час.) [10, с. 357-372].
Основные показатели регионального рынка труда (2 час.).
Государственная политика в области занятости и рынка труда (2 час.).
Основные показатели регионального рынка труда включают данные о численности и составе экономически активного населения, занятых и безработных, трудоустройстве населения, движении численности работников, об условиях труда и травматизме на производстве.
Показатели «Занятость и безработица» характеризуют данные о среднегодовой численности занятых в экономике. Они получены из баланса трудовых ресурсов, составленного на основе сведений, поступивших от организаций, органов исполнительной власти, досчетов численности занятых в неформальном секторе, выявленных обследованием населения по проблемам занятости, а также численности иностранных граждан, занятых в экономике края.
Показатели «Трудовые ресурсы» характеризуют население обоих полов в трудоспособном возрасте (за исключением неработающих инвалидов труда и войны 1 и 2 групп и лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях), а также лица в нетрудоспособном возрасте (подростки и население старше трудоспособного возраста), занятые в экономике.
Согласно действующему законодательству трудоспособный возраст для мужчин - от 16 до 59 лет, для женщин - от 16 до 54 лет включительно.
Экономически активное население (рабочая сила) – лица в возрасте 15-72 лет, которые в рассматриваемый период считаются занятыми или безработными.
К лицам, занятым экономической деятельностью, относятся лица, которые в рассматриваемый период:
- выполняли работу (хотя бы один час в неделю) по найму за вознаграждение деньгами или натурой, а также не по найму для получения прибыли или семейного дохода независимо от сроков получения вознаграждения или дохода за свою деятельность;
- временно отсутствовали на работе из-за болезни или травмы, ухода за больным, ежегодного отпуска или выходных дней, обучения, компенсационного, учебного отпуска, отпуска по беременности, родам и уходу за ребенком в возрасте до 1.5 лет, простоя по вине работодателя и по причинам не зависящим от работодателя и работника, отпуска без сохранения заработной платы (длительностью менее 6 месяцев), забастовки, других подобных причин;
- работали в качестве помогающих на предприятии, принадлежащем члену домашнего хозяйства или родственнику.
Безработные, применительно к стандартам Международной организации труда (МОТ) – лица в возрасте, установленном для определения экономической активности населения, которые в рассматриваемый период удовлетворяли одновременно следующим критериям:
не имели работы (доходного занятия);
занимались поиском работы, используя при этом любые способы, или предпринимали шаги к организации собственного дела;
были готовы приступить к работе в течение двух недель после обследуемой недели.
Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.
Безработные, зарегистрированные в органах службы занятости – трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (трудового дохода), проживающие на территории края, зарегистрированные в центре занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней.
При оценке экономически активного населения используются относительные показатели, которые включают в себя:
Уровень экономической активности населения – удельный вес численности экономически активного населения в общей численности населения, рассчитанный в процентах.
Уровень занятости среди населения определенной возрастной группы – удельный вес численности занятого населения в общей численности населения соответствующей возрастной группы, рассчитанный в процентах.
Уровень безработицы – удельный вес численности безработных определенной возрастной группы в численности экономически активного населения (занятых и безработных) соответствующей возрастной группы, рассчитанный в процентах.
Продолжительность безработицы (продолжительность поиска работы) – промежуток времени, в течение которого лицо, будучи незанятым, ищет работу, используя при этом любые способы.
Удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях, исчисляется делением численности лиц, пользующихся хотя бы одним из основных видов компенсаций, предоставляемых им за работу в производствах, цехах и профессиях с тяжелыми и вредными условиями труда, на общую численность работников соответствующих отраслей. При этом каждый работник может пользоваться одним или несколькими видами компенсаций: оплатой труда в повышенном размере, а также доплатами за работу во вредных, тяжелых условиях и интенсивность труда, дополнительным ежегодным оплачиваемым отпуском, сокращенным рабочим днем с сохранением заработной платы, бесплатным лечебно-профилактическим питанием, бесплатным обеспечением молоком или другими равноценными пищевыми продуктами, досрочным назначением трудовой пенсии по старости.
К численности пострадавших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом относятся лица, пострадавшие при исполнении ими трудовых обязанностей или работ на территории организации и в других случаях, подлежащие учету в соответствии с «Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве».
Более подробная информация по статистике труда опубликована в сборнике «Труд и занятость населения в Приморском крае».
Государственная политика в области занятости и рынка труда.
Роль государства в регулировании занятости в настоящее время заметно повышается и усложняется. Растет значение государственного прогнозирования сдвигов на рынке труда для своевременного воздействия на возможные проведения структурной, научно-технической, региональной политики, которые могут привести к массовой безработице. С течением времени появились универсальные подходы, лежащие в основе государственного регулирования занятости, в том числе:
Экономические методы, к которым относится налогообложение, льготное кредитование, бюджетная политика стимулирования предпринимательской деятельности, осуществление профессионального обучения кадров и т. пю;
Организационные методы, в том числе создание службы занятости и трудоустройства, информационной системы, обслуживающей рынок труда, государственная система профориентации и переподготовки кадров и т. п.;
Административно-законодательные методы, в т. ч. Регламентация порядказаключения трудовых договоров, продолжительности рабочего времени, сверх урочных работ, введение обязательных отчислений предпринимателей в национальные фондыв по обеспечению занятости, определение квот на трудоустройство, регулирование периода трудовой жизни и т. д.
Меры государственного воздействия на рынок труда в зависимости от области воздействия различают на меры косвенного и прямого влияния.
Тема 6. Региональная инвестиционная политика и ее реализация -(МАО). (8 час.) [10, с. 325-356], [8, с. 168-239].
Проблема моделирования развития экономики региона с учетом инвестиционных процессов (4 час.).
Цели и задачи инвестиционной политики региона (4 час.).