И монопольная власть над ценой


Механизм рынка несовершенной конкуренции

лее «чистая монополия» всегда присутствует известная доля условнос­ти. Не случайно некоторые экономисты стремятся найти замену этому термину: «несовершенный конкурент», «ценоискатель» (price seeker). В отличие от него, совершенный конкурент - это «ценополучатель»(price taker).

Совершенная конкуренция и чистая монополия - это теоретические абстракции, которые выражают две полярные рыночные ситуации, два логических предела. Эти модели позволяют сформулировать условия рационального поведения индивидуальной фирмы, стремящейся к мак­симизации своей прибыли в каждой из этих ситуаций.

В условиях чистоймонополии мы встречаемся с единственным продавцом товара, не имеющего близких субститутов (т. е. товаров -заменителей). Об условности этой ситуации сказано выше. Монополист-продавец вступает в рыночные отношения только с покупателями его продукции. Характер этих взаимоотношений таков: если монополист снижает цену, у него будут покупать товаров больше. На первый взгляд, утверждение о снижении монополистом цены на свою продукцию может показаться странным. Ведь в обыденном представлении понятие моно­полиста связывается с непомерно высокими ценами. Для того, чтобы понять рыночное поведение фирмы-монополиста, нужно еще раз срав­нить некоторые важнейшие признаки совершенной и несовершенной конкуренции.

При совершенной конкуренции фирма не в состоянии повлиять на рыночную цену. Цена на продаваемый товар диктуется рынком, сфор­мирована «за спиной» производителя товаров, предстает как объектив­ный, независимый от воли и сознания рыночный феномен. Вот откуда слово «ценополучатель»! В этих условиях фирма может увеличивать свои прибыли не путем манипулирования ценами, а поиском такого объема производства, при котором разница между валовым доходом и валовыми издержками была бы максимальной.

В случае же несовершенной конкуренции монополист обладает оп­ределенной властью над ценой. Масштабы контроля над уровнем цены различаются, как показано в табл. 7.1, в зависимости от формы несо­вершенной конкуренции. Но главное - монополист сознательно ищет и устанавливает такой уровень цены, при котором прибыль была бы мак­симальной. При этом функция спроса является заданной, т. е. предпо­лагается, что монополист не в силах ее изменить. Ведь, если вспомнить закон спроса, суть его такова: при росте цены величина спроса (при прочих равных условиях) падает, и, наоборот, при снижении цены вели­чина спроса растет. Следовательно, если монополист в состоянии со­знательно повышать цену, то он не в состоянии еще при этом и уста­навливать объем спроса. И если монополист захватил весь рынок, то







Глава 7

Механизм рынка несовершенной конкуренции



И монопольная власть над ценой - student2.ru


Таблица 7.2 Количествотоваров, ценаи виды доходовмонополиста



Количество Цена, Р Валовой Предельный
единиц товара, Q   доход, TR доход, MR
-3

кривая спроса на его продукцию - это отраслевая кривая спроса. Сле­довательно, для того, чтобы продать дополнительное количество про­дукции, необходимо снизить цену.

Рассматривая модель чистой монополии, сравним, прежде всего, кривые спроса на товар двух фирм - представителей совершенной и не­совершенной конкуренции.

Из этих графиков видно, что совершенно конкурентная фирма (рис. 7.2а) может продать, сколько она хочет, не оказывая при этом вли­яния на рыночную цену. Следовательно, линия спроса D на ее продук­цию горизонтальна. Невозможность влиять на рыночную цену связана с относительно небольшим объемом производства у фирм, входящих в отрасль. Поэтому сколько бы фирма-«ценополучатель» ни поставила то­вара на рынок, все равно это количество слишком мало, чтобы оказы­вать воздействие на сложившуюся на рынке цену.

В случае фирмы-несовершенного конкурента (рис. 7.26) кривая спроса D имеет отрицательный наклон, поскольку, чем больше количе­ство товаров, которое намерена продать фирма, тем ниже должна быть цена, которую она установит. Следовательно, когда фирма-монополист выбрасывает на рынок большее количество товара, его цена падает.

Важнейший вывод, который можно сделать из рассмотрения приве­денных графиков, следующий: горизонтальность линии спроса на товар, производимый фирмой, характеризует ее как совершенного конкурента. Если же линия спроса имеет отрицательный наклон, то мы имеем дело с фирмой - «ценоискателем».

Теперь, после анализа кривой спроса обратимся к проблеме макси­мизации прибыли чистой монополией. При ее решении можно восполь­зоваться двумя способами:

1. Методом сравнения валового дохода (TR) и валовых издержек (ТС);

. Методом сравнения предельного дохода (MR) и предельных из­держек (МС).

Как известно из гл. 6, валовой доход представляет собой произве­дение Р и Q, т. е. цену единицы товара, умноженную на количество еди­ниц продаваемой продукции (PQ). Помня о том, что для продажи каж­дой дополнительной единицы продукции монополист должен понижать ее цену, представим в виде таблицы динамику цены, валового дохода и предельного дохода (табл. 7.2).

Значения колонки 3 получаются умножением соответствующих значений колонки 1 на значение колонки 2. Колонку 4 получаем из ко­лонки 3, вычитая из каждого следующего значения валового дохода величину, предшествующую ей. Например, 78-41 = 37; 111 - 78 = 33; 140- 111 = 29 и т. д.

Колонка 3 показывает, что валовой доход растет, несмотря на пони­жение цены, вплоть до продажи 11 единиц товара и достигает при этом максимума, т. е. 231 долл. Монополист снижает цену, но зато расширя­ет объем продаж. Но, начиная с 12-й единицы продукта, при снижении Цены до 19 долл. и далее, валовой доход начинает уменьшаться. Те-

Глава 7

Механизм рынка несовершенной конкуренции



TC,TR А.

И монопольная власть над ценой - student2.ru О Q

Наши рекомендации